ИДУТ>Нелегка работа испытателя, особенно на такой ма шине. Как она ведет себя в условиях бездорожья , в холод и зной, в самых, к а жется, н епроходимых местах? И приходится на ней пробивать снежную целину Поволжья (верхнее фото), преодолевать густую грязь где-то в «глубинке» ч ерно земной полосы (второй снимок ) , форсировать забо лоченные низины Белоруссии (третий кадр), взбираться на плоскогорья Памира ( н ижнее фото).Фото С. Паршина ИСПЫТАНИЯУльяновские автомобили — зеленый ГАЗ-69 или бежевый грузовичок, белую «санитарку» или голубой фургон мы встречаем повсюду в наших городах и' на дорогах. Известны они и за рубежом. Сейчас выросший на родине Ильича завод выпускает целое семейство автомобилей УАЗ-452. И мне хочется рассказать о людях, которые дают автомобилям путевку в жизнь, — об испытателях. Создание нового автомобиля это сложный многоэтапный процесс. Начинается он с технического задания на проектирование, которое содержит важнейшие параметры будущей машины — размеры, грузоподъемность, скорость, занас хода, мощность двигателя и т. д. Затем на этой основе делают расчеты агрегатов и частей —- двигателя, коробки передач, ведущих мостов, рамы, кузова. И только после этого приступают к непосредственному конструированию: на чертежных листах появляются контуры внешнего вида машины и отдельных узлов. Параллельно с конструктором начинает работать испытатель. Задача у них общая — сделать автомобиль лучше, а методы разные. Если конструктор думает над тем, как создать деталь или узел, то испытатель — как их сломать, да сломать так, чтобы при этом выявить их положительные и отрицательные качества. Как раз этим и занят Владимир Степаненко, конструктор по доводке агрегатов. В основном его дело — стендовые испытания коробок передач и ведущих мостов. Он автор ряда стендов, методик, при помощи которых определяют свойства узлов при разных режимах работы. На его счету три изобретения, отмеченные свидетельствами. Первые испытания коробки передач и других агрегатов начинаются в экспериментальном цехе задолго до того, как будет собран первый опытный образец автомобиля. Для этого и служат стенды. Каждый такой стенд — это система механизмов. Он должен не просто крутить деталь или узел до износа, а крутить при заданных режимах, что очень важно, показать своими приборами момент начала разрушения Детали, температуру металла и масла на каждом отдельном этапе испытания. Он должен уметь вовремя остановиться, зафиксировать в момент излома на всех приборах показания для определения критических точек. Создают стенды конструкторы экспериментального цеха Владимир Карасев и Юрий Лазарев, вместе с ними участвуют в этой работе инженеры-испытатели Степаненко и Баранов, конструкторы автомобильных узлов Старцев, Печинко, Минин, Варченко, Пузенин, Кузнецов и многие другие. Практически каждый стенд, как и каждая деталь автомобиля, — плод коллективного творческого труда. Наконец наступает день, когда из всрот цеха выходит опытный образец автомобиля и попадает в руки испытателей-дорожников. Чтобы дать всестороннюю оценку автомобилю, правильно определить условия работы водителя — обзорность, управляемость, удобство сиденья, и .расположения органов управления, инженер-испытатель должен сам сидеть за рулем. В коллективе лаборатории дорожников многие помнят испытания автомобилей УАЗ-469 на устойчивость и опрокидывание. Для того чтобы автомобиль противостоял центробежным силам, стремящимся повалить его набок, к раме сбоку прикрепляют специальные кронштейны с колесами на конце. На них опирается машина. Именно в момент, когда начинается опрокидывание, определяют критическую скорость на вираже. Способ этого испытания был известен, но на наших автомобилях применялся впервые. И за руль сел инженер-испытатель Рябушкин. — Дело это было новое, никто не знал, какой угол наклона выдержит кронштейн с дополнительными колесами, и подвергнуть опасности водителя мы не решились, — вспоминает Валентин. — Сделал я один вираж, другой, третий, пятый — не опрокидывается автомобиль, а боком юзит по асфальту. И я уж было совсем успокоился, как вдруг на одном из последних левых виражей почувствовал себя в воздухе. Машина оторвалась сначала от земли левыми колесами, а потом я правыми, оперлась на кронштейны и какие-то мгновения буквально летела. Вот тут яи узнал впервые, как ёкает сердце. Потом мы не раз проводили эти эксперименты, выявляя устойчивость автомобиля при разных скоростях, но первый запомнился надолго. Бывали критические ситуации и при испытаниях новых автомобилей на горных дорогах Кавказа и Памира, когда машины шли на большой высоте над уровнем моря и людям не хватало кислорода. Или когда выбирали новую трассу для специальных проверок. Во всех этих случаях за руль садился инженер-испытатель. Испытание новых автомобилей — серьезное дело, требующее решительности, и инженер-испытатель в таких случаях обязан ответственность брать на себя. Так бывает у летчиков, так бывает иу автомобилистов. Здесь я считаю нужным вспомнить одну небольшую историю, о которой у нас на заводе рассказывают с нескрываемой гордостью. Это было несколько лет назад в молодой африканской республике Мали. Правительство тогда решало вопрос, чьи автомобили брать. Американских, английских или японских фирм. Предложил свои услуги и советский «Автоэкспорт». И вот было решено провести сравнительные испытания. Трассой послужила дорога в отдаленный район страны, куда еще не проникал автомобиль. Ульяновский ГАЗ-69 один из всей разноплеменной колонны дошел до финиша без единой поломки. Успех этот заслуженно разделили с конструкторами испытатели-дорожники. Им пришлось много поработать. Они гоняли автомобили до запуска в производство по самым трудным дорогам, по целине ив самое, казалось бы, неподходящее время — весно.1 и осенью. Именно этому — преодолевать любые преграды, будь то жара или мороз, грязь или песок, крутые опуски или подъемы, брод или разреженный воздух высокогорья — и учат автомобили водители-испытатели Иван Мараховский, братья Иван, Михаил и Владимир Корунковы, Александр Семенов, Иван Макарихин и их товарищи. И если перед испытателем-агрегатчиком стоит задача сломать деталь или узел, то испытатель-дорожник должен выявить, насколько вынослив автомобиль в целом, проехать на нем как можно больше и дольше, строго соблюдая все предписания правил технического обслуживания и фиксируя самые незначительные отклонения от нормы в работе агрегатов. С этой целью опытные образцы автомобилей отдают в обычную эксплуатацию с разными режимами работы. Так, на «санитарках» для севера несколько зимних месяцев ездили водители станции «скорой помощи» в Якутске, бортовые грузовики и фургоны с одним ведущим мостом иепытывались. на загруженных московских улицах. Когда, «из дальних странствий возвратись», водители собираются вместе, рассказам нет конца. Тут можно услышать о том, как во время испытаний в Якутии у Юрия Рукина в машине родилась девочка и по его совету ее назвали Ульяной. А Иван Власович Мараховский поведает, как дважды прошел по одной дороге на Северном Кавказе — впервые пешком солдатом с боями в годы войны, а теперь за рулем опытного автомобиля. Многие из инженеров и водителей лаборатории дорожных испытаний поработали на зарубежных станциях технического обслуживания советских автомобилей в Мали, Ираке, Гвинее, на Кубе, в Афганистане. Обмениваются испытатели и новостями автомобильного спорта. На заводе в почете кросс. Впервые заводские спортсмены-водители приняла участие в автокроссах лет пять назад на ГАЗ-69 и УАЗ-452. Они сразу заняли место в рядах лидеров. Лучший среди ульяновских автоспортсменов инженер-испытатель мастер спорта Анатолий Курочкин. На всесоюзном первенстве 1966 года он завоевал серебряную медаль, в последующие годы неизменно входил в пятерку сильнейших, а в 1969 году стал чемпионом Советского Союза по автокроссу. Команда завода занимала второе и третье места в своем классе. Профессия автомобилиста-испытателя почетна, увлекательна и очень ответственна. Она многогранна. Тут нужно знать математику и теоретическую механику, и металловедение, и, конечно, сам автомобиль. Если когда-нибудь вам встретится автомобиль, на номерном знаке которого стоит слово «Проба», знайте, что он проходит экзамен на зрелость, а экзаменует его вот такой разносторонне подготовленный, влюбленный в овое дело человек. Е. БЕЛОКРИНИЦКИИ, сотрудник конструкторского отдела автозавода г. Ульяновск17