В МИРЕ МОТОРОВ«РОБУРЫ» ИЗ ЦИТТАУИстория завода «Робур» в г. Циттау (ГДР) н асчитывает более восьмидесяти лет. Р аньше его машины несли марку «Феномен», а с 1961 года стали назы в аться «Робур». Х арактернойчертойэтих автомобилей являетсявоздушное охлаждение двигателя . Оно появилось на «Феномене» р аньше , чем на грузовиках заводов «Татра» (ЧССР) и «Магирус» (ФРГ), к оторыеиздавнастроят автомобили смоторами - « в оздушниками » . С овременные «робуры» завод оснащает четырехцилиндровыми двигателями 3 двух типов: к арбюраторным (3345 см . 75 л. с. 3при 2800 об/мин) и дизелем (3927 см , 70 л. с. при 2600 об/мин). Они стоят на трехтонныхгрузовиках . 2.6-тонн ыхфургонах , автобусах, р ассчитанных на 21 пассажира , специализированных машинах . Во всех автомобилях «Робур» применена компоновка с трехместной кабиной, р азмещенной над двигателем , — это дает ощутиму^ю экономиюв весе и длине машин . Среди другихконструктив ных особенностей надо отметить пятиступ енчатую коробку передач, т ормозас двумя гидровакуумными усилителями и раздельным приводом к передним и задним колесам. В числе недавнихусовершенствований надо отметить ограничитель давления жидкостив приводе тормозов задних колес (подобное устройствоприменяетсяв основном на легковыхмашинах , в частности на «жигулях») и сиденьяс регулировкой по наклонуспинкиирасстоянию до руля . «Робуры» довольно быстроходны — с дизелеммаксимальнаяскорость достигает 80 км /час. а скарбюраторнымдвигателем — 85 км / ч ас . Г рузовики этой маркиблизкикнаше му ГАЗ — 52. Г рузоподъемность их на 0.5 тоннывыше , ш иринатакаяже , длина чуть меньше (6175 мм против 6395 мм). а высота больше (2440 мм против 2220 мм). П огрузочнаявысотакузовау «Робура» с оставляет 1000 Тим (против 1280 мм у ГАЗ —52). С наряженный вес машинысдизелем на 260 кг больше , чем уавтомобиляскарбюраторным двигателем. Последний вариантгрузовикас бортовой платфор мой весит 2630 кг, ф ургонасотдельным кузовом — 2955 кг, ф ургонас кузовом автобусного типа — 3075 кг, а втобуса — 3600 кг.КОРОТКОВ соответствии с решениями VI съезда ПОРП в Польской Народной Республике начаты мероприятия по расширению парка общественного транспорта. В частности, заводы в городах Санок и Ельч увеличат выпусн автобусов до 5 тысяч штукв год каждый . В СРР завод имени Тудора Владимиреску (г. Бухарест) разработал новую модель 'трехдверного городского автобуса с дизелем «Ромын». Кроссовые мотоциклы 43 , экспонировавшиеся недавно на ярмаркев Брно (ЧССР), в 1975 году будут выпускаться с рядом усовершенствований, позволяющих поднять их мощность и снизить вес. Для модели «МК250» эти параметры равны 34 л. с. и 92,5 нг, а для модели — «МК380» — 4 2 л. с. и 94 кг . Руководство заводов «Фольксваген» нрайне обеспокоено падением сбыта своих автомобилей, в особенности «жука». В первой половине 1974 года он сократился на 11 процентов по сравнению стакимже периодом 1973 года, а на рынке СШАи того больше — на 32 процента. Старейшим экспонатом автомобильного музея в г. Скоклостер (Швеция), насчитывающего 36 уникальных машин, является «Бенц-комфортабль» 1898 года. Интересно, что эта модель послужила образцом, по которому Г. Эрикссон построил первый шведский автомобиль. Автомобили типа «джип» пользуются широной популярностью в странах Азии , А фрики , Ю жнойАмерики . Кроме известных фирм «Джип» (бывшая «Виллис») в СШАи «Ровер» в Англии, их строят заводы «Тейлхол» (Франция), «Фольксваген» (ФРГ), Ф ИАТи «Фиссоре» (Италия), «Штейр» (Австрия), «Эбро» (Испания), АРО (СРР), «Исудзу», «Мицубиси», «Ниссан» и «Тойота» (Япония), «Форд-Рураль» и «Гурхель» (Бразилия), «Махиндра» (Индия), У АЗиЛуАЗ (СССР). Среди новинок парижского салона 1974 года экспонировался автомобиль «Пежо-504» с V-образным шестицилиндровым двигателем. Самым мощным гоночным автомобилем формулы 1в чемпионате мира 1974 года был итальянский «Феррари-312-БЗ», снабженный оппозитным 12-цилиндровым (3000 смЗ) двигателем мощностью 485 л. с. при 12 500 об/мин. Современные мотоциклы для кольцевых гонок располагают очень большой удельной мощностью, превышающей 200 л. с./л. Модели 1974 года разных классов достигли такой мощности: 50 смз — 20 л. с , 125 смз — 39 л. с , 250 смз — 65 л. с , 350 смз — 75 л. с , 500 смз — 100 л. с.«Робур-ЛОЗООО» двигателем.— т рехтонныйгрузовикс бортовым кузовомикарбюраторньг-:«Робур-ЛДЗООО» — д изельный ностью 2,6 тонны .фургонс кузовомавтобусноготипагрузоподъемЯПОНСКИЕ СНЕГОХОДЫМ ашины этого типа пользуются все большейпопулярностью не только как средство транспорта , но икак вид техн ики для зимнего спорта, получивший признаниеу молодежи. На снегоходах устанавливаются либо мотоциклетные , либо специальныедвигателис принудительным охлаждением. В Японии ведущей фирмой — изготовителем снегоходов является «Ямаха», з а ней следуют «Сузуки» и «Хонда». В конце 1972 года впроизводственный комплекс «Ямаха» в ошелспециализирован ный завод по производству снегоходов. оборудованный испытательным полигоном. Общий выпуск их в Японии в 1972 году составил 51 тысячу , а экспорт — 50 тысяч . Б ольшаячасть снегоходов эксп ортируетсяв США и Канаду. Японские фирмы , в ыпускающие снегоходы, т щательно изучают спрос на эти машиныкаквнутристраны , т аки за рубежом . В связи со все увеличива ю щейся их популярностью целый ряд американских («Эвинруд», «Джонсон». «Меркури») и канадской («Бомбардье») фирм развертывает изготовление снегоходов с двухтактными, четырехтактными и даже роторно-поршневыми двигателями (производства ФРГ) мощн остью 20 — 50 л. с. ПЯТИЦИЛИНДРОВЫЙ ДИЗЕЛЬФирма «Даймлер-Венц» (ФРГ) н ачала впервые ставить дизельные двигатели на легковыемашиныв 1936 году. В мин увшем году она расширила свой асс ортиментлегковых моделей с дизелями до четырех . Среди них наибольшийинтереспредставляетавтомобиль «Мерседес-Бенц-240Д», к оторый выпускается с двигателями двух разновидностей: 2404 см 3 , 65 л. с. и 2971 смз, 80 л. с. Первый из них четырехцилиндровый , и для того, чтобы получить более мощный . 80сильный вариант ив целях максимальной их унификации по клапанам , поршням, ш атунам , в кладышам , второй двигатель сделан пятицилиндровым . Сегодня «Мерседес-Бенц-240Д» — единственный вмиресерийный автомобиль с пят ицилиндровымдизелем . Напомним, одн ако . что итальянский завод «Лянча» с 1938 по 1947 год строил 3-тонные груз овики модели «ЗРО». на которых тоже стоялипятицилиндровые дизели, но более высокоймощности — 93 л . с.•VДизельные машины «Мерседес-Бенц» в нешнеотличаются от остальных своих собратьев по маркелишьнадписью на багажнике , в которой присутствует буква «Д», и характернымзвуком выхлопа.Новый дизель для легкового автомобиля «Мерседес-Бенц-240Д». О числе цилиндров можно судить по хорошо заметным трубопроводам, в ыходящим из топливного насоса.СПОРТИВНАЯ «АЛЬФЕТТА»В наши дни, когда наавтомобильном рынке Запада обостряется конкуренция между фирмами , п оявлениеспортивных моделей, п остроенных на базе агрегатов автомобилей крупносерийного или массового производства, никого не удивляет. На базе «Альфетты», к оторую завод «Альфа-ромео» (Италия) в ыпускаетс 1972 года («За рулем». 1972. J * 11). поя вилась модель «Альфетта-ГТ». Для нее итальянскимдизайнером Д. Д жуджароспроектированизящный кузов, к оторый на 90 мм короче, н а 45 мм ширеи на 100 мм ниже , чем усерийноймашины . Клиновидный кузовотличаетсяхорошейобтекаемостью , о чемможно судить по коэффициенту сопротивления воздуху, р авному 0.39. На пятой. повышающей передаче с передаточным числом 0.83 двигатель развивает при скорости 120 км/час только 3600 оборотов, благод аря чему достигаетсявыигрышв расходе топлива. У «Альфетты-ГТ» р егулируютсяв широком диапазоне подушки испинки сидений. м ожно изменять в пределах 40 мм длину рулевой колонки. Перед водителем единственныйприбор — тахометр. остальные смещены к середине приборной доски. Ездовые качества новой модели отвечают требованиямкмашинам такого хар актера . Для лучшего распределения нагрузок на оси сцепление икоробка передач сдвинуты назад, к глйвной перед аче (это особенность иседана «Альфетта»). Кстати, т акуюсложную компоновку, к отораятребуетзадней независимой подвески или моста «Де-Дион». и спользоваливпрошломочень немногие фирмы , в том числе «Альфа-ромео» на модели «8С-2900» перед войной, а позже %Понтиак» и «Феррари». Задняя подвеска «Де-Дион», применяемая на всех « а льфеттах » . т оже довольно редкая вещь. Передняя независимая подв еска на продольныхторсионах имеет мало прецедентоввевропейской практике. но хорошознакомав США.Четырехцилиндровый двигатель отличается полусферическими камерами сгорания, двумя распределительными валами в головке цилиндров, двумя двухкамерными карбюраторами «Вебер», в ыпускнымиклапанамис натриевым наполнителем . Он не форсирован (1779 смз, 122 л. с. при 5500 об/мин) по сравнениюс «Альфеттой», т аккак разв иваемая им мощность уже достаточно высока, а выбранная степень сжатия (9,5) т ребуеттопливасоктановым числом 100. «Альфетта-ГТ» снабжена четырьмя дисковымитормозами , в тормозной системе имеютсявакуумныйусилительирегулятордавления для противостоянияблокировкезадних колес. Очень тщат ельно на новой модели разработаны элементы пассивной безопасности, а также устройства, повышающие комфортабельность. З адние тормоза смонт ированы не вколесах , а у картера главной передачи . Машина весит 1050 кг и развивает скорость 195 км/час. Р ассчитана она не на среднего автолюбителя, а на огранич енный круг покупателей . -V--.