ДОРОЖНЫХгоночныхМотоциклы на Спартакиаде> .•••••-!Jх-{*> .;* 1г3~41. Кроссовый 43-250. 2. ЯВА ДТ6-890. 3. ИЖ — К 11 . 4. Мотоцикл класса 125 см 3 для кольцевых гонок. А теперь совершим новую экскурсию — по закрытым паркам мотоциклетных соревнований, входящих в программу VI летней Спартакиады народов СССР. Сразу отметим общую черту с предыдущим рассказом об автомобильной технике («За рулем», № 6, 1975) — спартакиадные мотоциклы представляют собой также в основном серийные образцы массового выпуска. Таким образом, и здесь все подчинено цели создать максимально равные условия в подготовке машин всем спортсменам, расширить географию представленных в соревнованиях участников. Этому не противоречит наличие в закрытых парках некоторых соревнований импортных мотоциклов, поскольку они тоже имеются в достаточном количестве во многих спортивных организациях. Шесть видов мотосоревнований входят в программу летней Спартакиады, посвященной 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, — кольцевые, гаревые и ипподромные гонки, кросс, многоборье («многодневка») и мотобол. Представленная здесь техника очень разнообразна. Поэтому отметим лишь главные особенности в ее подготовке. Итак, закрытый парк кольцевых гонок. Начинаем с них, поскольку они считаются классическим видом мотоспорта. Есть и другая причина — «кольцевики» первыми, еще в мае, начали борьбу за спартакиадные награды. Здесь нас будут интересовать только спортивные мо тоциклы классов 175 см3 , на которых стартуют женщины и мужчины, 125 см33 (юноши) и 350 см (мужчины). Все эти машины относятся к группе «Б» (серийным спортивным) и близки по конструкции кдорожным , выпускаемым нашей промышленностью. 175-кубовые мотоциклы —• это «Восход 175ШК» производства ковровского завода. Вес в заправленном состоянии 90 кг, мощность одноцилиндрового двухтактного двигателя 14 л. с , что позволяет развивать скорость не ниже 125 км/час. В классе 350 см3 представлена модель ИЖ — Ш 11 , серийно выпускаемая ижевским заводом. Ее вес 125 кг, мощность двухцилиндрового двухтактного двигателя 35 л. с. и максимальная скорость не ниже 170 км/час. И наконец, 125-кубовая машина. Здесь взята за основу модель минского завода, а экипажную часть спортсменам разрешено делать самостоятельно. Кольцевые мотоциклы легко отличить по специальным обтекателям, которые уменьшают лобовое сопротивление. В ходе гонки спортсмен низко наклоняется, почти лежит на машине. Вот почему руль слегка опускают вниз, на топливном баке сверху укрепляют мягкую подкладку, а подножки сдвигают ближе к заднему колесу.Несмотря на то что при подготовке этих мотоциклов к соревнованиям разрешаются только такие работы, которые выполнимы при помощи несложного оборудования, спортсмены тем не менее в пределах допустимого вносят некоторые изменения, позволяющие улучшить динамические характеристики, повысить безопасность и подогнать экипажную часть с учетом индивидуальных особенностей. Почти у всех машин изменены степень сжатия (подрезкой головки или цилиндра), фазы газораспределения (подрезкой нижней кромки поршня и увеличением сечения каналов). На спартакиадных кольцевых мотоциклах гонщики могут устанавливать имеющиеся в продаже узлы и детали серийного производства того же завода-изготовителя — свечи, контрольные приборы, цепи, подшипники (кроме верхней головки шатуна), бензобак, руль, рычаги и педали управления, подножки, сиденья, шестерни коробки передач, любые шины отечественного производства. Ковровские и ижевские машины часто оснащают аккумуляторными батареями производства социалистических стран и карбюраторами «Йиков» (ЧССР). Внимание любителей спорта привлекут в закрытом парке гоночные мотоциклы классов 125, 250 и 350 см 3 (группа «А»), 500 и 750 см3с коляской, но они предназначены только для чемпионата СССР. Самое массовое мотоциклетное соревнование в нашей стране — кросс. К спартакиадным стартам в классе 350 см3 допускаются ижевские машины (кроссовая модификация ИЖ—К11). В классах же 175, 250 и 500 см 3 могут быть использованы как отечественные, так и производства социалистических стран машины. У всех кроссовых машин широкий руль, удобный для сложных трасс, увеличенный ход передней вилки. Чтобы улучшить сцепление колес с грунтом, ставят специальные шины с очень рельефным рисунком протектора. Кроссовые мотоциклы максимально облегчены, и часто их вес не превышает 90 кг. В классах 250 и 500 см3 на старты выйдет очень много чехословацких 43-980 и 43-981. Первая модель имеет двигатель рабочим объемом 246 см3и мощностью 32 л. с. и весит 103 кг, у второй эти показатели соответственно равны 380 см3 , 42 л. с. и 106 кг. Возможно, некоторые участники будут выступать на новых кроссовых 43 . Мотоциклы максимально унифицированы по узлам и деталям. Тем не менее, при подготовке их к соревнованиям спортсменам предоставляется широкое поле деятельности. Главное, на что они обращают внимание, — дополнительная форсировка двигателя. М ожно применять также выпускные системы любой конструкции. После технического осмотра ив перерыве между заездами спортсмен вправе заменить агрегаты и детали, кроме рамы. То же самое относится к мотоциклам для многоборья (многодневки). И здесь в спартакиадных стартах будут участвовать машины классов 175, 250 (отечественные и социалистических стран, но только не уникальные и опытные), а такж е 350 см3 производства ижевского завода. Готовят их к стартам примерно так же , как кроссовые, причем основное внимание здесь уделяют усилению надежности всех агрегатов и узлов. Ведь многоборцы за пять дней проезжаюоколо 1500 километров по самым разным дорогам и без дорог. Скорость тут не на первом плане, главное — способность машины преодолевать крутые подъемы, горные, каменистые трассы Поэтому передаточное отношение часто изменяют. Мотоцикл для многоборья — единственный из семьи спортивных, имеющий не только фару, но и все приборы сигнализации. За неисправность в их работе участник получает штрафные очки. Самый малый объем работы, связанный с подготовкой техники к соревнованиям, — в гонках по гаревой дорожке (спидвей). Для этого вида соревнований завод ЯВА (ЧССР) выпускает специальные трековые мотоциклы ДТ6-890 (класс 500 см 3 ), не требующие каких-то конструктивных изменений и переделок. Спортсмены ограничиваются регулировкой двигателя. Он у этих машин одноцилиндровый четырехтактный мощностью 53 л. с. при 7500 об/мин. Весит машина 84 кг. Топливом служит метанол. Объем бака очень мал, у мотоцикла нет ни тормозов, ни задней подвески. Специфика движения на поворотах с заносом (пробуксовкой) требует большой устойчивости (центр тяжести у машины сильно смещен вниз); переднее колесо имеет диаметр 23 дюйма, а на заднее монтируют шину с разреженными грунтозацепами. В какой-то степени родственными спидвею являются гонки по ипподрому. Техника езды на поворотах здесь схожая. Поэтому спортсмены используют для ипподромных машин рамы, колеса и шины от трековой ЯВЫ, причем базу, как правило, укорачивают. Ни в одном виде мотосоревнований не предоставлены такие возможности для проявления творческой мысли, как в ипподромных гонках. Практически тут столько же конструкций, сколько участников. Одни используют отечественные двигатели (классы 125, 175 и 350 см 3 ), другие — моторы производства социалистических стран, третьи — выступают сами в роли конструкторов. Объясняется это тем, что ни один из наших заводов не делает машины, предназначенные для ипподромных гонок. В этом смысле больше всего повезло мотоболу. Для него ковровский завод выпускает мотоциклы на основе дор ожного . У них нет приборов освещения и сигнализации. Сами спортсмены к играм готовят двигатель, подгоняют экипажную часть, укорачивают базу и устанавливают еще один рычаг переключения передач, чтобы можно было управлять коробкой любой ногой, в зависимости от того, с какой стороны находится мяч. Итак, в спартакиадных соревнованиях представлены в основном серийные мотоциклы. Тем не менее, гонщики должны вложить немало труда, выдумки, конструкторских находок в свои машины, чтобы повысить их надежность, мощность двигателей, сделать более безопасными. Кому это лучше удастся, тот, конечно, повысит свои шансы на почетную награду Спартакиады, В. КУЗНЕЦОВ, кандидат технических наук, председатель технической комиссии ФМС СССР Московская область, г. Серпухов