30
31
В МИРЕ МОТОРОВ«ПОЛЬ-МОТ» В ИЗМАЙЛОВЕДва автобуса марки «Ельч-Берлие» — городской итуристский (оба имеют дизельный двигатель — 185 л. с , скорость — 103 км/ч). «Польская автомобильная промышленность сегодня изавтра » — т ак называлась выставка, организованная в Измайловском парке Москвы внешнеторговым предприятием ПНР «Поль-Мот». У входа посетителей встречал «Польс кий ФИАТ-126П» («За рулем», 1S77, № 6 и 1976, № 7), к оторыйв ПНР не только загабариты , но и за экономичность любовно называют «Малух», то есть мал ыш . Он предварялзнакомство гостей выставкис другими машинамии экспонатами, п редставляющимидень нынешний и день грядущий автомобилестроения народной Польши. С этой точки зрения «малыш» особенно интересен, т аккак он представляетсамый молодой завод страны . Его сооружение еще продолжаетсяв городах БельскоБ ялаи Тыхи, но внынешнем году производство «малыша» достигнет уже 145 тысяч штук. Две маркимашинмосквичиузнавали сразу, к ак добрых знакомых : грузовички «Жук» и фургоны «Ныса». Они часто встречаютсянаулицах города, где перевозят промтовары , продукты. С фургонов «Ныса» д есятьлетназадначались поставки автомобилей внашустрануиз ПНР. На сегодня одних только «ныс» и «жуков» в Советский Союз ввезено более 80 тысяч . А всего кнам поступило 100 тысячпольских автомобилей, и тут, н авыставке , м икроавтобусспорядковым номером «100 000» в торжественной обстановке был передан моск овскому Дворцу пионеров. В рамках СЭВ Польша специализируется напроизводствелегкихфургоновнрефрижераторов . Советский Союз зак упаетэтимашиныв большом количестве, обеспечивая благоприятные возможности для развития их крупносерийного производства. З начительно расшир илисьза последние годы, в особенности после пуска ВАЗа, в заимные автом обильные поставки. Волжский автозавод ежегодно получает сотни тысяч комплектов амортизаторов , датчиков, термостатов, п рерывателей , переключателей, фар, которые идут накомплектацию «жигулей». В свою очередь, «польские ФИАТ-125П» о снащаются изготовленными в СССР колесами, стеклами, подшипниками, дверными ручками. Неподалеку от стенда с деталями, пос тавляемымииз ПНР для ВАЗа, находился другой. На нем — у злыи детали для КамАЗа: т ормозныекраныи камеры, клапаны управления тормозами прицепа. р егуляторытормозныхсил , пневматические цилиндры, приборы электрооборуд ования . Взамен этих деталей и узлов Польша будет получать грузовики КамАЗ, причем первыепартииэтих машин ужеможноувидетьна дорогах ПНР. Сотрудничество польских предприятий автомобильной промышленностис КамАЗом и ВАЗом в ближайшие годы получит дальнейшееразвитие . О все углубляющейсяэкономической интеграции всфере автомобильного производства красноречивосвидетельствуют данные о товарообмене. Если в 1970 — 1975 гг. он вденежномвыражении составил 575 миллионов рублей, то в текущем пятилетии увеличится более чемв два раза . Всегда многолюдно было на площадке грузовых машин . Красный грузовик «Стар-244», тот же «Стар» с прицепомцистерной инадписями по бокам «Остор ожнос огнем» — для перевозки топлива. Самосвал «Ельч-СХЛ-ЗВ», кузов которого поднялся- н а высоту третьего этажа . Трехосный вездеход «Стар-266», перевоз ящий по бездорожью4 тонны. Все они построены на заводах в Стараховице, Ельче и Кельце.ХИТРОСТЬ «АЛЬФАСУД»Для регулированиязазороввприводеклапановналегковыхавтомобилях «Альфа-ромео-альфасуд» п рименено оригин альное устройство. Распределительный вал, р асположенныйв головке цилиндров, действует наклапан не через коромысло, а черезтолкательв виде легкого стаканчика . При такой конструкции между затылкомклапанаидонышком толкат еля обычно размещалирегулировочныешайбыразнойтолщины . Их подбор и зам енапредставлялиприобслуживании нем алые трудности. На «Альфасуд» в каждом кулачке сдел анакольцевая проточка, в которую выс тупает винт. Он ввернутвдонышко толк ателя , у пирается концом взатылок клапана и контрится лепестковой пружиной. В головке винтапредусмотрено шестиг ранное отверстие. Туда через кольцевую проточкувкулачкевставляют спец иальныйрегулировочный ключ с шестиг ранникомнаконце . П оворачивая винт, у станавливаютнужныйзазор , контролир уя его щупом, в веденныммежду кулачком и стаканчиком.ПЕРВЫЕ УНИВЕРСАЛЫ «МЕРСЕДЕС БЕНЦ»Б ольшинствофирм , в ыпускающих сегодня легковые автомобили, включают в свой ассортимент машиныс кузовами «универсал» и «комби». Заводы, изгот овляющие модели спортивные (например, «Феррари», «Порше». МГ, «Лотос», «Альпин») и лис задним расположением двигателя («Татра», «Шкода», «Запорожец»), по чисто конструктивным соображ ениям , в ытекающимиз особенностей компоновки, не разработали модификаций суниверсальными кузовами. И только несколько марок, представленных машинами классической компоновки, упорно держатсяв стороне от «комби» и «универсалов». Это «Ауди», ВМВ (ФРГ), «Ягуар», «Бентли», «Роллс-ройс», «Триу мф » (Англия), «Кадиллак» и «Линкольн» (США). До недавнего временивих число входила и «Мерседес-Бенц». Но в начале этого года фирма «Даймлер-Бенц» (ФРГ) о фициальнозаявила , что отныне в ее ассортимент войдут иуниверсалы . Их образцы были показаны нынешней осенью нафранкфуртской автомобильной выставке .30 Стотысячная «Ныса», переданная московскому Дворцу пионеров. Всеобщее внимание привлекали небольшие машиныс необычным названием «Тарпан» («За рулем», 1976, № 11). у наследованным от вымершегов Европе животного. Тарпаны-четвероногие не успели попасть даже в «Красную книгу», а вот «тарпаны» на колесах приж ились . Этот сельскохозяйственный вездеход выпускает новый завод в Познани. Автомобиль очень популярен в польской деревне, и вближайшие годы его производство намечено увеличить более чем вдвое. На выставкемы увидели знакомый нам «Польский ФИАТ-125П» («За рулем», 1975, № 9 и 1977, М 6). А по соседству с ним — м ашины , которые встретили впервыйраз . Среди них стодесятиместный городской автобус «Ельч-Берлие-ПРПО» и туристский 42-местный автобус «Аутосан». Были представлены здесь и пожарный автомобиль «Ельч-004», и самосвальные прицепы из Санока, и автомобильный контейнер — бытовой блок подсобных помещений для новостроек. — З автрашний день польского автомобилестроения, — говорит директор представительства «Поль-Мот» в СССР Михал Зарембски, — это туристские автобусы, которые будут выпускатьсяв 1978 и 1979 годах, п ереходная модель «420» г рузовика «Ельч-Штейр» и седельный тягач той же марки , оригиналь-«Тарпан-223» (двигатель скорость — 100 км/ч).2120 см , 70 л. с , масса11300 кг ,«Малыш» — «Польский ФИАТ-126П» (двигатель — 594 см 3 , 23 л. с , масса — 580 кг , скорость — 105 км / ч ) . ный пожарный автомобиль «Ельч-004» и новые прицепы . «Тарпанов», которые так заинтересовали посетителей, м ывыпускаем уже 5тысячв год, а будем делать 15 тысяч . Кстати, и з 100 тысяч автомобилей, п оставленных нами в СССР, 70 тысяч, по нашим сведениям, — н а ходу. Еще одна интереснаяцифра : п рактически2 миллиона «жигулей» о снащено польскимиузлами и деталями. Недавно у нас сос тоялась передача ВАЗу 9-миллионного амортизатораи 4-миллионного заднего фонаря , п оставленныхв СССР по кооперации. В ближайшие годы выпуск всех польских машин достигнет 400 тысячв год. Это значит, что автомобильный потенциал Польской Народной Республики неп рерывно растет. За пятнадцать дней выставка «ПольМота» на площадке Измайловского паркарассказалао многом. О больших достиж ениях польской автомобильной промышленности, об успехахвреализации комплексной программы развития социалистической экономической интеграции . «Все мыхорошо видим, к акой огромный выигрыш получают нашистраны от кооперации испециализации производства, от обменов в области наукии техники. Мы полны решимости активнее использовать возможности ирезервы нашего сотрудничества, р азвиватьи углублять сложившиеся в социалистическом содружестве отношения нового типа». Эти слова произнес Леонид Ильич Брежнев, в ыступаяв Сейме Польском на торжественном заседании, посвященном 30-й годовщине образования ПНР. Сотрудничество наших братских странв области автомобилестроения подтверждает эти слова. Н. СЕМИНАНОВАЯ ТРЕХДВЕРНАЯ «МАЗДА»Фирма «Тойо Когё» в Хиросиме, в ыпускающая легковые модели марки «Мазда», делает довольно широкий ассортимент машин. Самая малая среди них — с 1000-кубовым двигателем. Сбыт малолитражек из Хиросимы, к оторые порядком устарели, за последние годы заметно упал. И вот пришлазамена — модель «323». Она будет соперничать на рынке главным образом с «Фольксвагеном-гольф» и интернациональной моделью «Дженерал Моторс» («Исудзу» в Японии, «Опель» в ФРГ, «Воксхолл» в Англии, «Шевроле» в США иБразилии , «Холден» в Австралии). Длина новой «Мазды» с трехдверным кузовом — 3820 мм и на 100 мм больше при установкетакназываемого безопасного бампера, требуемого в США. Ширина автомобиля — 1605 мм, высота — 1370 мм, база — 2315 мм. Масса колеблется в зависимости от комплектациив пределах 830—891 Кг. Могут быть установл ены двигатели рабочим объемом 985 или1272 см 3 , р азвивающиепри степени сжатия 8,8 и 9,2 соответственно 45 и 60 л. с. Несмотря на вполне «переднеприводную» внешность, н овая «Мазда» имеет более Дешевую в производстве и легче приспосабливаемую для разных двигателей классическую компоновочную схему. Это, конечно, ведет к некоторой потере вместимости багажного отделения, но и его объем в 0,24 м3 при нормальном положении спинок задних сидений (склад ываются раздельно) для такого маленького автомобиля неплохой показатель. При сложенных задних сиденьях можно перевозитьв 2,5 раза больше багажа. Автомобиль имеет Четырехступенчатуюкоробку передач, а за дополнительную плату его оборудуют и пятиступенчатой или трехступенчатой автоматической. Передняя независимая подвеска сделана типа «Мак-Ферсон», з адняя — з ависимая , п ружиннаяспятьюреактивными штангами. Впереди установлены дисковые тормоза, сзади — б арабанные . Рулевое управление имеет передаточное число, обеспечивающее 3,5 оборота руля от упора до упораи радиус поворота 4,8 м. Шины — 155СР—13. Кузов отличается приятной современной формой, довольно удачной в аэродинамическом отношении. Последнее обстоятельство способствует уменьшению расхода топлива, а также уровня шумав кузове. Б ольшая площадь остекления дает обзорность 92,9% (то есть 334,6°). «Мазда-323» представляет один из самых популярных теперь на Западе типов легковых автомобилей, которые, несмотря на скромные габариты, приближаются по вместимости кклассу наших «жигулей», а по оборудованию (обогрев, о прыскивательи «дворник» заднего стекла, отделка салона, дистанционное управл ениезамка заднего люка, установка кондиционированного воздуха и т. п.) даже кмашинам среднего класса. Покупатели, которые больше не в силах расходовать на топливо и на автомобиль в целом такиеже деньги, к акраньше , приобретая более скромную модель, не хотят расстатьсяс комфортом предыдущей машины.31