30
31
ИНЖЕНЕРЫ ЧИТАТЕЛЯМРегулируем «Озон»В МИРЕ МОТОРОВКак правильно отрегулировать обороты холостого хода у двигателей «Жигулен» с карбюратором «Озон»? На этот вопрос, волнующий многих владельцев машин последнего выпуска, отвечает главный конструктор днмнтровградского автоагрегатного завода имени 50-летия СССР А. И. СИМАТОВ. Сразу же хочу предупредить автолюбителей, что эту работу лучше проводить на СТО. Дело в том, что регулировочные винты карбюратора закрыты пластмассовыми ограничительными втулками-пломбами, исключающими самопроизвольное отворачивание. Заменить эти пломбы после регулировки можно только на предприятии автосервиса. Возможны два варианта регулировки: с контролем состава выпускных газов специальным газоанализатором и без него. В обоих случаях порядок действий почти одинаков. Сначала разрушают ограничительные втулки-пломбы 3и 4. Затем выворачивают винты 1и 2, чтобы снять с них остатки втулок, после чего возвращают на свои места. Осторожно, не прилагая больших усилий, заворачивают винты до упора, а затем отворачивают первый, качества на 3,6... 4,0 оборота, второй, количества — на 4,5... 5,0 оборота. Пускают двигатель и винтом 2 количества устанавливают частоту вращения коленчатого вала в пределах 850... 900 об/мин. Когда регулировку проводят с газоанализатором, выбирают такое положение винта 1, при котором концентрация СО находится в пределах 1,0.... 1,5%. Если же состав выхлопных газов не контролируют, то винт 1 заворачивают До появления заметных перебоев в работе мотора, после чего его можно отвернуть на 30... 60°. При этом, как правило, двигатель снова начинает работать в устойчивом режиме. Винт качества теперь можно оставить в покое, а винтом количества восстанавливают обороты до прежней величины 850... 900. Регулировку можно считать законченной, если после резкого нажатия на рычаг 5 привода дроссельной заслонки первой камеры и такого же резкого «сбрасывания газа» двигатель не глохнет.«ЕЛИ-С420»Для международных перевозок грузов автомобильный завод в г. Вльч (ПНР) начал выпускать грузовой автомобиль «Ельч-С420». Грузовая платформа машины оборудована надставками и тентом, конструкция которых приспособлена к быстрому пломбированию на таможнях. Среди особенностей устройства машины: дизель с турбонаддувом, система кондиционирования воздуха в кабине, гидроусилитель руля, двухконтурный пневматический привод тормозов, планетарные редукторы в ступицах колес.Техническая характеристика: число цилиндров — 6; рабочий объем — 11 100 смЗ; мощность — 243 л. с. при 2200 об/мин; число передач — 12; размер шин — 11,00—20; грузоподъемность — 8000 кг; снаряженная масса. — 8000 кг; длина — 8271 мм; ширина — 2464 мм; высота (без тента) — 2965 мм; скорость — 80 км/ч.МОПЕД С КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧЕЙВ Японии очень популярны так называемые разъезжие мопеды. Их основное назначение — поездки за покупками в крупных городах. Эти машины, оснащенные 50-кубовым двигателем, очень легки и компактны, что удобно для размещения на стоянке. Одна из последних новинок среди таких мопедов — модель «Каррот» завода «Ямаха». У нее двигатель мощностью 2,3 л. с, бесконтактная система зажигания, хребтовая рама и передача на заднее колесо посредством карданного вала. Масса «Каррота» — всего 42 кг.КОРОТКО • ••Мопеды «Симеон» (ГДР) в 1980 году будут оснащаться как трех-, так и четырехступенчатой коробкой передач. Новые модификации с четырьмя передачами получили обозначения «С51Б1-4» и «С51Б2-4».• ••Канадские исследователи разработали прозрачную силиконовую пасту, которая, будучи нанесенной тониим слоем на лобовое стекло автомобиля, отталкивает от него капли и струи дождя. Рецепт пасты держится в секрете.• ••Итальянский завод «Лянча» несколько лет назад принял новую систему индексации своих легковых моделей — посредством бунв греческого алфавита («бета», «гамма» и в конце 1979 года — «дельта»). Модели же «альфа» не было, поскольку исключительное право для использования этого слова в коммерческом наименовании продукции имеет только автомобильная фирма «Альфа-ромео».Расположение регулировочных винтов системы холостого хода в карбюраторе «Озон»: 1 — винт начества; 2 — винт количества; 3 и4 — ограничительные втулки-пломбы; 5 — рычаг привода дроссельной заслонии первой камеры.30••• • • •• ••• •• • •ттяжтж САМОСВАЛ СРАМОЙворот осуществляется взаимным перемещением двух половин шарнирно-сочлененной рамы («За рулем», 1979, № 10). Шестицилиндровый V-образный четырехтактный дизель жидкостного охлаждения мощностью 610 л. с. с максимальным крутящим моментом 215 кгс • м установлен на передней полураме рядом с одноместной кабиной водителя. В блоке с ним работает полуавтоматическая трансмиссия (гидротрансформатор и планетарная коробка передач), которая обеспечивает по четыре передачи вперед и назад. Крутящий момент от нее передается карданными валами на раздаточную коробку, расположенную не в блоке с основной трансмиссией, а отдельно, 1 на задней полураме. От нее крутящий момент поступает на задний и передний мосты. Для управления этой огромной машиной служит обычное рулевое колесо, действующее на гидросистему, которая изменяет угол между обеими полурамами. При длине около 10 м самосвал имеет радиус поворота 10,9 м. Все его колеса оснащены широкопрофильнымн односкатными шинами, как у наших самосвалов могилевского завода. Кузов емкостью 43,2 мз опрокидывается назад на угол 50° четырьмя гидроцилиндрами. Время полного опрокидывания с максимальной Нагрузкой — 11 с. Общая схема и основные размеры самосвала представлены на рисунке. С полной массой в 91 тонну машина развивает максимальную скорость 46 км/ч.Румынские специалисты научно-исследовательского института проектирования грузовых автомобилей и тракторов в 50 тонн. Новая машина отличается оядом оригинальных технических новинокпривод на все четыре колеса с необычной компоновкой узлов трансмиссии по1_ 1iь » ПВ !\11!ООяИОол3300 4200ВАРИАНТЫ «ПУХ» И «МЕРСЕДЕС-БЕНЦ»Интерес к джипам за последние годы вырос не только в Африке, Азии и Латинской Америке, но ив странах с хорошо развитой дорожной г сетью. Две фирмы — «Штейр-Даймлер-Пух» (Австрия) и «Даймлер-Венц» (ФРГ) разработали модель, которую под марками «Пух» и «Мерседес-Бенц» начали выпускать на новом заводе в Граце. Семейство джипов, обозначаемое буквой «Г» (сокращенное слово «геленде» — в переводе с немецкого «местность»), состоит из ста модификации, образуемых комбинациями из пяти двигателей (72, 80, 90, 102 и 150 л. с ) , пяти типов кузовов (фаэтон, универсал и фургон с короткой базой, универсал и фургон с длинной), четырех разновидностей трансмиссий (с колесной формулой 4X2и4x4 , к акс блокировкой колесных дифференциалов, так и без нее). Все машины семейства оснащаются четырехступенчатой коробкой передач и двухступенчатой раздаточной коробкой, иными словами, имеют восемь передач. Шины 6,50R—16 обеспечивают дорожный просвет в 215 мм. Тормозной привод сделан двухкрутовым с ограничителем тормозного усилия на задних колесах ис гидровакуумным усилителем. Передние тормоза дисковые, очевидно, по примеру нашего ВАЗ—2121. В этом отношении новая модель следует тенденциям, принятым сегодня для большинства обычных легковых машин. Что касается подвески, семейство «Г» остается верной «джиповским» традициям: зависимая подвеска всех колес, но уже не на рессорах, а на пружинах. У новых автомобилей сварные рамы с лонжеронами замкнутого сечения. Эти рамы могут быть снабжены сцепными приборами, позволяющими буксировать прицеп общей массой 2500 кг. Модель Параметры 240ГД Тип двигателя Число цилиндРабочий объем, смз Степень сжатия Мощность, л. с. Число об/мин Число передач Длина, мм База, мм Колея, мм Снаряженная масса, кг Грузоподъемность, кг Скорость, км/ч 300ГД 230Г К4 2307 8,1 90 5000 4X2 или или 1425 17201980 700820 125 230Г К4 2307 9,0 102 5250 4X2 4395 2850 1425 1720 — 1980 700820 131 280ГЕ К6 2476 8,0 150 5250 4X2 1425 17751960 645 — 840 150Д 4 2399 21,0 72 4400 4X2 1425 17751940 665 — 860 120Д 5 2998 21,0 80 5100 4X2 3945 2400 1425 17901975 630 — 825 123Обозначения: Д — дизель, К — карбюраторный двигатель.Типы кузовов для джипов семейства «Г»: 1 — пятиместный фаэтон со складным тентом и несъемной защитной дугой на шасси с короткой базой; 2 — пятиместный трехдверный универсал на шасси с короткой базой; 3 — трехдверный фургон на шасси с короткой базой; 4 — пятиместный чвтырехдверный универсал на шасси с длинной базой; 5 — трехдверный фургон на шасси с длинной базой.Компоновка «МерседесБенц-230Г» с четырехместным трехдвернымкузовом «универсал» на коротнобазном (2400 мм) шасси.