10
11
Вперед, дети отчизны...Мы сегодня многого не ведаем о том, какой была Россия, ее промышленность до октября 1917-го. И еще меньше знаем о людях, столько сделавших для ее становления. Один из них — пионер отечественного автомобилестроения — Петр Александрович Фрезе родился 150 лет назад, 14 марта 1844 года. Экипажная фабрика Карла Неллиса бы ­ ла известна петербуржцам XIX века. Основанная в 1827 году, она славилась колясками, каретами, ландо, не только элегантно и надежно сработанными, но и технически совершенными. Д ажеИмпера ­ торский КонюшенныйДвор делал Неллису заказы — одна из этих колясок уцелела до наших дней. Когда к Неллису поступил на службу молодой Петр Фрезе , горный инженер по образованию,'дела на фабрике пошли еще успешнее. Проявив склонность к изобретательству, он вскоре рнес неск.-пъко интересных предложений по усовершенствованию экипажей. М ы нынче смотр имнемного свысока на всякие повозки и брички — что нового там можно придумать? Но Фрезе вместе с Неллисом, к оторый вскоре сделал его своим ком ­ паньоном, выступили со многими интересными идеями, к оторые были зафиксированы в привилегиях (так назывались тогда документы , аналогичные нашим авт орским свидетельствам) Департамента Торговли и Мануфактур. Одна из них, выданная 11 января 1884 года, наприм ер , относилась к «новой системе увески экипажей на лежачих рессорах». Мануфактур-советник К. К. Неллис в конце прошлого века отошел от дел. Ф абрику возглавил П. А. Ф резе , в ту пору уже отставной титулярный советник. Петр Александрович без конца что-нибудь изобретал. Он прекрасно рисовал, делал чертежи, вдобавок сам вытачивал на станке детали. Л юбопытно , что при столь незаурядных технических наклонностях Фрезе был страстным «лошадником» — очень любил этих животных. И все же делом егожизни стала техника, автомобили. Интерес к различным новинкам был неукротим : он следил за ними по иностранным журналам, поскольку прекрасно знал немецкий и французский. «Вперед, дети Отчизны» — не разслышал он слова «Марсельезы». И невольно относил это к себе, к соотечественникам, мечтая сделать свою Отчизну передовой, процветающей страной. Что по силам ему? Когда в 1893 году в Чикаго откры ­ лась Всемирная выставка, среди экспонатов из России были экипажи фабрики Фрезеи стационарные двигатели внутреннего сгорания завода Е. Яковлева. Последнее слово техники там олицетворял автомобиль немецкого изобретателя Карла Бенца: модель «Вело» с одно ­ цилиндровым бензиновым мотором . Оба русских фабриканта, Е. Яковлев и П. Ф ре ­ зе, склонились к мысли тоже построить автомобиль, увидев внем транспортное средство огромныхвозможностей . Подобно многим изобретателям, они решили было пойти по стопам Бенца. Но, нап ример , конструкция рулевого управления (да и других узлов) была защищена немецкими патентами. Пришлось искать собственное решение, не похожее на то, что предложил инженер из Мангейма. Петр Александрович получил на него привилегию, продумал конструкцию подвески колес, т ормозови взял на себя постройку кузова и ходовой части ма ­ шины, а Яковлев — двигателя. Автомобиль был готов в мае 1896 года. «Журнал новейших открытий и изобретений» в № 24 за 1896 год писал по этому поводу: «Теперь за дело взялась известная фирма в Петербурге « Ф резеи К°» (бывш. «Неллис»), оканчивающая постройку двухместного экипажа с бензиновым двигателем, предназначающегося для отправки на Нижегородскую выставку... Этот интересный экипаж вполне русского производства мы имели удовольствие осматривать в несколько неокон ­ ченном виде». Конечно же , все мы прекрасно знаем, что на целых десять лет раньше немцы Даймлери Бенц построили первые вмире автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Но вкаждой стране были свои пионеры автомобилестроения: Батлер — в Англии, Эрикссон — в Швеции , М ар ­ кус — в Австро-Венгрии, Д юрие — в Америке... И в их ряду стоит Фрезе , инженер, изобретатель, энтузиаст. Ю би ­ лей — хороший повод рассказать об этом человеке. Но еще лучший повод — интерес ктем , кто стоял у истоков на-Электромобиль (1900 г.].фабрики«фрезеиК»Пожарный автомобиль «Фрезе» (1904 г.]. Реклама фирмы «Фрезе иК » (1908 г.|.М* III1..НЛН'ДДДБОЛЬШАЯ ЗШГОШ МДЛ ЕАЬфрезе и ЗСMtwKVNMkb п*г.,„а. Тел. Э1-Н ТшякГЩ •«весы потосъ*С евшим do hue. Автомобиля и принадлежностиАвтомобилиRENAULT FRERESосязательное подтверждена йозуко .ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО Н СКЛАЛ'ЬВревомадсш шомойш РН не грейуеть дшзэтвлшвь. такъ наш. ЕОн атдый автомобиль РЕНО ПРОЧНОСТЬ рнэненныхъ двтояобнл..н. качеств* машннь этой парки ПРОСТОТА СИЛА и БЕЗШУМНОСТЬ аетоиобилен РЕНО виЪ нониуреиц!*. Автоиойнли РЕНО пригодны д^я городской Ьзцы и для большкхъ путешествШ.••fey,fei'H,-hПК (ф1! il'.'lil"••*I:>§Р^~''Ни шомабид£ ОМОНАМ I'fJdtU.'ЯР' у-II .MI. г кИншсшъ1МПН0И пчгодЬ jшей автомобильной истории, повод, к о ­ торый есть всегда, в любые времена. Автомобиль Фрезеи Яковлева успел коткрытию Всероссийской художественно-промышленной выставки вНижнем Новгороде. Он демонстрировался там в действии на открытой площадке, шедевр механики, лоснящийся лаком икожей . К спинке сиденья машины была прикреплена фирменная табличка с гравировк ой : «Экипажи, фабр. Ф резеиК0и машино-строит. заводь Е. А. Яковлева, С.-Петербург». П одробно об этом автомобиле журнал уже писал (ЗР, 1971, № 8; 1976, № 6). Его изображение, по кото ­ р омухудожник А. Захаров сделал рисунок для обложки этого номера журнала,103/94 д ошло до наших дней на стеклянном негативе нижегородского фоторепортера М . П. Д митриева . Сама машина, к великому сожалению, не сохранилась. Вероятнее всего, за первым экземп ­ л яром так и не последовали другие , хотя реклама автомобиля Фрезеи Яковлева регулярно появлялась на страницах петербургской газеты «Новое время» в течение нескольких лет. Ну, а в 1898 го ­ ду Яковлев умер . Ф резе лишился единомышленника, к тому же — поставщика двигателей. Конные экипажи по - п режнему составляли основу деятельности фабрики. Но Петр Александрович не отступал от автомобильной идеи. В 1899—1900 годах он изготовил кузова и ходовую часть для четырех моделей электромобилей И. В. Романова, а в 1900 году взялся за постройку малой партии электромобилей. Один из них даже попал в Ригу. Поиски поставщика легких и быстро-6 и8 л. с. Военные проявили к машинам интерес, но ни одного автомобиля так и не заказали. Неунывающий Фрезе трудился вовсю. Продал несколько легковых автомобилей по типу «де-дионовской» машины «Попюлер» (одна из них принадлежала дальним родственникам автора этих заметок ) , сделал на базе гру ­ зовика несколько восьмиместных автобусов, продал кондитерской фабрике Ж . Бормана в Петербурге партию гру ­ зовиков. Наконец, в 1904 году построил специальный автомобиль для Александро Невской пожарной части: летом, едва поступив с фабрики, он был направлен на тушение огня. Глядя на фотографии этих машин, невольно думаешь: такую бы гибкость да расторопность нынешним автом обильным гигантам... Чего только не предпринимал неутом имый изобретатель! Экспериментировал с троллейбусом конструкции графа Шу ленбурга на основе грузовика своей мар -БЫЛОЕсредств. Пришлось специализироваться на постройке заказных кузовов, в чем Фрезе преуспел, сотрудничая с прекрасным куз овщиком Петром Георгиевичем Арсеньев ым . Тот проектировал корпуса конных экипажей у Неллиса еще с конца семидесятых и был признанным мастером своего дела. Автомобильные кузова « Ф резе » приобрели высокую репутацию. На первой Международной автомобильной выставке в Петербурге 1907 года его изделия отметили большой золотой медалью. Особый интерес представляла карета скоройпомощи на шасси «Рено». На москов ­ ской выставке 1908 года экспонаты « Ф ре ­ зе» занимали даже два стенда. О днако небольшой фабрике нелегко было тягаться скрепкими петербургскими кузовостроителями — «Побе-Восьмиместный автобус «Фрезе» с двигателем «Де Дион-Бутон» (1903 г.).Кузов работы «Фрезе» на шасси «Жермен» (1906 г.).Карета скорой помощи «Фрезе» на шасси «Рено» — экспонат Международной автомобильной выставки в Петербурге (1907 г.). ходных моторов привели Фрезе во французский город Пюто, на известный тогда завод «Де Дион-Бутон». Там он закупил партию одноцилиндровых бензиновых двигателей и других узлов, чтобы оснащать ими свои автомобили. Петр Александрович отчетливо представлял, что для развития автомобильного производства прежде всего надо получить казенные заказы. И ужев 1901 году он продал столичному почтамту дюжину легких фургонов, оснащенных моторамив 4,5 л. с. В следующем , 1902-м, он представил на Курские маневры четыре своих грузовика, к оторые могли перевозить около тонны поклажи, и две легко ­ вые машины с двигателями мощностью 3* к и , выставлял машины на гонки, предлагал военному министерству автомобили для штабной службы (шасси, «Жермен» с кузовом «Фрезе»), для винодельческого имения Абрау - Д юрсо построил машину с грузо-пассажирским куз овоми четырехцилиндровым двигателем. Но какие бы толковые идеи ни пытался реализовать Фрезе , у него по - п реж ­ нему не было «смежника», к оторый поставлял бы двигатели икоробки передач. Ну, а его фабрику, зажатую соседними жилымидомамивпетербургском Эртелевом переулке, расширять было некуда. Купить землю для постройки нового механического завода недоставалодой», «Брейтигамом», «Крюммелем», «П. Д . Яковлевым». Оттого-то фирма « Ф резеи К°» обратила свои усилия на торговлю импортными автомобилями и их обслуживание. Продавали машины «Рено», «Лоррен-Дитрих», «Минерва», «Юник», «Роваль», мотоциклы «Саролеа». Конечно, это задевало самолюбие одного из пионеров российского автомобилестроения. Петр Александрович старел и переживал, что не может оставить двум своим дочерям приличного наследства. Когда ему исполнилось 66 лет, он продал фабрику Русско-Балтийскому вагонному заводу, который в 1910 году открыл в ее здании станцию обслуживания своих автомобилей и производство заказных кузо ­ вов к ним. П. А. Ф резе скончался 25 апреля 1918 года в небольшом поместье, купленном в Тверской губернии на деньги, вырученные от продажи фабрики. Похоронен он в Петербурге, на кладбище Александро-Невской лавры. Полтора века минули со ^ д нярожде ­ ния изобретателя. Он не просто ровесник Карла Бенца, Эмиля Левассора, А медея Болле-отца. Он заслужил место в истории автомобиля наравне с этими людьми . И каждый из них, принимаясь за чертежи, становясь к верстаку, думал: «Вперед, дети Отчизны...» Давайте и мы почаще вспоминать эти слова, чтить имя нашего соотечественника, к оторый участвовал в постройке первого на Руси автомобиля. Л. ШУГУРОВЗА РУЛЕМ ) V4 11