63
64
из ^оилвхуггт "З/i pyusai"СААБ-92 (Швеция)Перед началом второй мировой войны немецкие машины ДКВ были бестселлером на европейском рынке. И когда Г. Люнгштрем, ведущий конструктор авиационной фирмы СААБ, взялся в 1945 году за проектирование легкового автомобиля, то избрал отправной точкой модель ДКВ-FS. Он сконструировал похожий силовой агрегат с расположенным поперек машины двухтактным двигателем (двухцилиндровым, водяного охлаждения), который размещался вне колесной базы - в противоположность flKB-F8. Коробка передач со встроенной муфтой свободного хода (для движения накатом) находилась между мотором и главной передачей. Шарниры равных угловых скоростей также были "ДКВ-подобными" - по схеме Г. Юнга. Но на силовом агрегате и общей компоновке подражание ДКВ кончалось. Люнгштрем применил торсионную подвеску, независимую для передних колес и зависимую для задних, отказался от рамы и сконструировал хорошо обтекаемый несущий кузов (кстати, по этой причине СААБ-92 на 90 кг легче, чем его аналог ИФА-Р9). Поскольку фирма СААБ выпускала самолеты, кузов автомобиля прошел серьезную доводку в аэродинамической трубе и его Сх не превышал 0,35. Коренной модернизации модель СААБ-92 (на рисунке) подверглась в 1955 году, когда получила новый двигатель- тоже двухтактный, но установленный вдоль машины, а также пружинную подвеску колес и измененную переднюю часть кузова. Эта модель имела индекс "93" (ее отличающиеся данные приведены в скобках). Как СААБ-92, так и СААБ-93 завоевали высокую репутацию на ралли, где свойство переднеприводных машин точно следовать заданной водителем траектории движения стало решающим. Фирма СААБ не единственная развивала концепцию переднеприводного автомобиля с двухтактным двигателем. Ярко выраженные наследственные признаки ДКВ можно найти в моделях ИФА-Р9 и АВЦ-Р70 (ГДР), "Сирена" (Польша), "Аэро-Минор-2" (Чехословакия), Толиаф-ОР700" и •'Ллойд-!_Р400" (ФРГ), "Беркелей" (Англия). Годы выпуска - 1949-1955 (1955-1960); количество мест - 4; двигатель: количество цилиндров - 2(3), рабочий объем - 764 (748) см3, мощность - 25 л. с/18 кВт (33 л. с/24 кВт) при 3800(5000) об/мин; количество передач - 3; главная передача - цилиндрические (конические) шестерни; шины - 5,00-16; длина - 3920 (4010) мм; ширина - 1570 мм; высота - 1470 мм; колесная база - 2470 (2488) мм; колея колес -1180 (1220) мм; масса в снаряженном состоянии - 780 (820) кг; наибольшая скорость - 110 (120) км/ч; эксплуатационный расход топлива - 6,5-7,5 (6-в) л/100 км.•гVЖиз K6uus*Kyrtm "ЗА руигмг^ETCЛги aiИФА-Р9 (Германия)ii3 тфллг'кгргси "ЗА рулгм"ЖЕГЕНЕ17"^"Ч^гниальнейшим развитием семейства ДКВ с передними ведущими колесами (ЗР, 1994, № 6) стала модель "F9" (ведущий конструктор О. Арльт). Ее производство намечали начать в 1940 году на заводе "Ауди" в Цвиккау. Но обстоятельства военного времени этому помешали, и к вопросу о выпуске машины вернулись лишь в 1948 году. Завод "Заксенринг" в Цвиккау (бывший "Ауди") оказался в советской зоне Оккупации (затем - на территории ГДР), вошел в объединение ИФА ив 1949 году изготовил первые четыре машины ИФА-Р9. В следующем году он выпустил 250 автомобилей, а с 1953 года производство модели "F9" перевели в Айзенах на завод АВЭ (бывший БМВ), где до 1956 года было сделано 48 593 машины ИФА-Р9. Здесь приведены рисунок и характеристика самого раннего варианта.ДИФА-Р9 обращала на себя внимание кузовом хорошо обтекаемой формы с дверцами, навешенными, как у многих довоенных моделей, на задних петлях. Кузов не был несущим - монтировался на раме так называемого периферийного типа. Двухтактный двигатель водяного охлаждения размещался вдоль машины впереди, вне базы, а коробка передач - внутри базы (схема "мотор - главная передача - коробка"). Полуоси, передававшие вращение к передним ведущим колесам, несли на наружных концахсинхронные шарниры конструкции Г. Юнга (инженера ДКВ предвоенных лет). Подвеска колес также следовала схеме довоенных ДКВ. Выдвинутый вперед двигатель затруднял размещение радиатора на традиционном месте (резко увеличивался передний свес). Поэтому Арльт установил его над главной передачей. Водяной насос отсутствовал, и вода в системе охлаждения циркулировала вследствие разности температур (термосифонная циркуляция). Но такая система охлаждения нуждается в большом объеме воды: у ИФА-Р9 ее емкость 10 л, в то время как у близкого по рабочему объему (1074 см3) "Москвича-400" - всего 6 л. Модель ИФА-Р9 до 1956 года не раз модернизировали по кузову, двигателю, узлам шасси. Годы выпуска - 1949-1956; количество мест - 4; двигатель: количество цилиндров - 3, рабочий объем - 900 см3, мощность - 28 л. с/21 кВт при 3600 об/мин; количество передач - 4; главная передача - конические шестерни; размер шин - 5,00-16; длина - 4200 мм; ширина - 1600 мм; высота - 1450 мм; колесная база 2350 мм; колея колес: передних - 1190 мм, задних 1260 мм; масса в снаряженном состоянии - 870 кг; наибольшая скорость - 105 км/ч; эксплуатационный расход топлива - 8,5-9,5 л/100 км.из коллг*щии "3/1 pyusat"J^