165
Д ОЛVБСАвтолюбителей•QСПИЦАХ И СТУПИЦАХБез сомнения, всем известно, что колесо несравненно древнее автомобиля. Первые автомобили, конечно, унаследовали колеса доавтомобильной эры деревянные с металлическими шинами от конных экипажей или колеса с металлическими спицами-проволоками и шинами из сплошной резины от велосипедов. Сергей КАНУННИКОВ рассказывает об истории автомобильного колеса.Конструкция колеса развивалась параллельно совершенствованию шин. Считается, что пневматическую шину изобрели в 1845 году. Однако об этом изобретении, как ио многих других, "забыли", не ощущая в них большой необходимости. В 1885 году Джон Данлоп, наблюдая за сыном, катающимся на велосипеде по саду, бросил взгляд на садовый шланг для поливки и... сделал шину из шланга, наполнив его водой. Затем, желая облегчить конструкцию, заменил воду воздухом. Попутно Данлоп придумал клапан-вентиль для накачки воз-довольно быстро рвалась. В 1921 году появилась так называемая кордовая ткань, скрученные нити которой были не сотканы и не переплетены, а связаны с нитями, идущими параллельно и завулканизированными в резину. Надежность шин повысилась, они стали больше, а обода - меньше, давление в шинах снизилось. Такие шины называли в то время баллонными. Уменьшенные размеры колес как нельзя лучше согласовывались с идеями конструкторов при компоновке автомобилей. В 1932 году появились 17-дюймовые колеса, в 1935-м 16-дюймовые. Нынешняя тенденция к увеличению колесных дисков неразрывно связана с распространением низкопрофильных шин и хороших дорог. Но вернемся к началу века. Первые шины были гладкими, как слики на современных гоночных болидах. В 1902-1903 гг. на поверхности появились продольные ка ­ навки. В 1905 году были изобретены за ­ клепки противоскольжения - прообразы современных шипов. На каждой шине делали по 350-430 стальных заклепок. Не всегда заклепки устанавливали непосредственно на беговую поверхность шины, иногда - на приклеенный к ней кожаный протектор. За-уже надетой на него шиной. Сначала такие колеса были опробованы в гонках, позволив участникам значительно экономить время. К 1912 году почти на всех автомобилях появились сменные обода. До запасных колес оставался один шаг. На малом автомобиле "Турикум" применялись колеса со спицами из стальной трубы, которые крепились к ступице пятью гайками. Широкое распространение получили колеса английской фирмы "Рудж" - "Рудж-Витворт". Легкие колеса с проволочными спицами имели полую ступицу со шлицами внутри, такие же шлицы были нарезаны на основной ступице, расположенной на оси. Колесо закреплялось одной-единственной центральной гайкой. Патент фирмы "Рудж" использовали многие фирмы. Кроме малой массы, преимуществом такого колеса была быстросъемность, особенно ценная для участников гонок. Модернизация деревянных колес шла своим чередом. Деревянные тонкие спицы стали укреплять в стальной ступице. На обод надевали венец U-образного сечения, на него - резиновую шину. После первой мировой войны фирма "Кронпринц" выпустила штампованные колеса из листовойДеревянное колесо со съемным стальным ободом и резиновой шиной. духа. Так родились пневматические шины, а за ними - знаменитая фирма "Dunlop". ф Однако после этого "дутики" не сразу прижились на автомобилях. Представьте себе, что братьям Мишлен, впервые применившим пневматические шины в гонках, на дистанции 1200 км пришлось менять их пятьдесят раз! А процесс этот, надо отметить, был очень трудоемким. Дороги того времени изобиловали гвоздями от подков. Кроме того, первые шины легко разрушались, а на поворотах нередко соскальзывали с обода. Поэтому цельные резиновые шины продолжали применяться еще до ­ вольно долго. Первые пневматические шины имели очень высокое давление: маленькие - 3 кгс/см2, большие - до 6. Несущим элемент ом шины была жесткая мелкоячеистая ткань, которая, постоянно деформируясь,Ступица "Рудж-Витворт" и ее основные детали (справа). служивает упоминания жуткая по нынешним понятиям рекомендация - иметь хотя бы по одной такой шине на каждой оси! Оправданием совета могут служить дороги и скорости того времени. После первой мировой войны от заклепок противоскольжения отказались. Недолговечность шин и трудоемкость их замены породили идею сменных ободов: к основному ободу крепился запасной с стали с приваренными полыми спицами. Колесо крепилось к ступице пятью гайками. В 1921 году на "Ситроене" впервые стали крупносерийно устанавливать легкие штампованные дисковые колеса. Многие отвергали их из эстетических соображений. Однако 20-дюймовое дисковое колесо весило 10 кг, а колесо того же размера, но с полыми стальными спицами - на два килограмма больше. Внешний вид колес удалось улуч3A РЛМ 58 165 УЕ /7