96
97
шшшжлттшшж "шмшНеизвестно, мечтал ли Джон Виллис о всемирной славе, но уж точно не предполагал, что его имя войдет в историю в связи с армейским вседорожником любимцем советских солдат времен войны."Виллис-Аэро" больше двадцати лет выпускали в Бразилии. X (2,2 л) вместительного автомобиля развивал 25 л. с. - по тем временам совсем не плохо, к тому же стоил "Уиппет" недорого. До начала 30-х дела шли в гору, но удары разразившегося кризиса и Великой Депрессии ощущали даже гиганты, а "Оверленд-Виллис" к числу их не принадлежал. Виллис отошел от дел, фирма разорилась. По счастливому стечению обстоятельств она почти сразу же была возрождена. Правда, от моторов большого объема и бесклапанников отказались, а ф> с 1933-го вообще делали только одну модель - компактный "Виллис-77" с экономичным 2,2литровым двигателем. После модернизации и переименования в "Америкэн" автомобиль выпускали до самой войны. В январе 1939-го генеральным директором "Виллиса" стал энергичный Джозеф В. Фрезер, которому удалось заполучить выгодный военный заказ - наладить производство легких армейских полноприводных машин. Конструкцию автомобиля разработала почти забытая ныне фирма "Бантам". После небольшой модернизации "БантамBRC" в 1941-м превратился в "Виллис-МА" и - почти сразу - в усовершенствованный "Виллис-МВ", который предстал в Европе с открытием второго фронта. На машине массой 1020 кг стоял четырехцилиндровый (2,2 л) 60-сильный мотор. По классификации, принятой в армии США. "Виллис" попал в разряд автомобилей ЩСергеи КАНУННИКОВ. Рисунок Александра Краснова Среди незнакомой жителям Старого Света мощной и грозной военной техники, с которой в июне 1944-го высадились в Европу войска генерала Эйзенхауэра, были небольшие, юркие и весьма странные автомобили. Машина без дверей и крыши, на больших "зубастых" колесах совсем не походила на элегантных предвоенных "европейцев". А главное - проезжала там, где автомобиль, казалось, ехать и вовсе не мог, ^ [ скакала по кочкам, играючи преодолевала крутые подъемы. Почтенную американскую марку "Форд" европейцы знали прекрасно, но среди ее моделей ничего подобного просто не было. С появлением необычной, сразу привлекшей всеобщее внимание. нахрапистой машины в Старом Свете узнали новое для себя американское имя "Виллис"... и прозвище - джип. В начале века Джон Норт Виллис жил в Индианаполисе и торговал здесь машинами "Оверленд", которые делали по соседству. Поднакопив денег, Виллис стал помогать заводу в решении финансовых проблем, а в 1908-м и вовсе купил его. При этом, сохранив старую марку. Виллис все же дал некоторым моделям свое имя."Виллис-77" - версия 1937 года. При новом хозяине фирма прочно встала на ноги - эдакий крепкий середняк. Виллис перевел производство в Толидо на завод разорившейся фирмы "Поуп". Под марками "Оверленд" и "Виллис" делали четырех- и шестицилиндровые автомобили. Благодаря невысокой цене спрос на них оставался стабильным, а значит, можно было думать о развитии предприятия. В 1914-м здесь начали выпуск новой модели "Виллис-Найт" с бесклапанной "четверкой" (4529 см3) конструкции Чарльза Найта. Вскоре появилась и ее восьмицилиндровая версия. Несколько лет спустя, в 1926-м. запустили в производство удачный и недорогой "Оверленд-Уиппет". Мотор96ЗР 6/99 общего назначения - по-английски "джене- моделью не проживешь. В 1951-м фирма рал перпоз" (сокращенно джи-пи - др). Амепредставила семейство "Аэро". призванриканцы непостижимым образом превратиное занять довоенную нишу - недорогих, ли это сокращение в джей-пи (jp). Так родинебольших автомобилей. Ставили на них лось прозвище джип (jeep), ставшее столь четырех- и шестицилиндровые моторы популярным, что после войны фирма "Вил(76 и 91 л. с ) . Однако покупатели в Шталис" сделала его официальным названием тах стали привередливее - новинка широмодели. Мало того, джипами стали именоко не пошла. вать все легковые вседорожники. За годы войны построили 361 349 джипов - "виллисов" и "фордов". Много таких машин, полученных по ленд-лизу, служило в Советской Армии. После победы наши воины неохотно расставались с верными боевыми друзьями, но по условиям договора большую часть их пришлось вернуть американцам. Оставим давний спор о том, в какой мере конструкция "Бантама" повлияла на В. А. Грачева - создателя ГАЗ-64 (67). Вспомним другое: наши солдаты называли "газик" "Иван-Виллис". А уже в послевоенные годы джипоманией заразился весь мир. Американский автомобиль стал объеСамый первый "Джип" "Виллис-МА", 1941 год. ктом изучения конструкторов "Ленд-Ровера", "Альфы-Ромео-1900 AR". По Виллис-МВ лицензии "виллисы" выпускали "Мицубиси" и "Гочкис". А на родине джипов наряду с модернизированным "Виллисом-Джипом" делали вариации на его тему - универсал "Стэйшн вэгон" и комфортабельный кабриолет "Джипстер" (оба - с увеличенной базой). Помимо "четверки" на них ставили шестицилиндровые (73 л. с.) моторы. "Джип" взяли на вооруже. ние многие армии мира. Но уже к началу 50-х стало ясно: однойВ1954-м "Виллис" вошел в состав концерна "Кайзер-Фрезер". Кстати, в этой амбициозной попытке потеснить на рынке "Джи-Эм", "Форд" и "Крайслер" активно участвовал Джозеф Фрезер, руководивший "Виллисом" пятнадцать лет назад. В 1956-м производство "Аэро" передали на филиал в Бразилию. Там модель делали аж до 1972 (!) года, хотя завод в 1967-м был куплен "Фордом". В 1962-м вместо не слишком популярных модификаций "Джипа" выпустили модель "Вэгонир". Предшественника модного нынче "Чероки" оснащали шести- и восьмицилиндровыми моторами рабочим объемом от 3,7 до 5,7 л. Несмотря на отчаянные попытки удержать "Кайзер-Фрезер" на плаву, концерн разваливался. В 1963-м от марки "Виллис" отказались в пользу другой - "КайзерДжип". Формально в истории "Виллиса" можно было поставить точку, если бы основная модель не продолжала жить, почти не меняясь! Все теми же оставались прочная рама, рессорная подвеска, базовый двигатель"четверка". В феврале 1970-го остатки "Кайзер-Фрезер" отошли к концерну "Американ моторе". Младшенький в Большой Четверке пережил разные времена - относительное благополучие и черные дни. А "джипы" выпускал невзирая ни на что - покупатели от них не отворачивались. Когда в 1987-м "Американ моторе" разорилась, джиповский флаг подхватил "Крайслер". Но бывший завод "Виллис" сохранил самостоятельность. Он и сегодня очень известен - здесь выпускают "хаммеры". Нынешний "Рэнглер" по сравнению с "дедушкой" подрос, лишился рессорной подвески, зато ему вернули круглые фары, от которых в 80-х отказались в угоду изменчивой моде. Глядя в "лицо" современному "Джипу", отчетливо видишь легендарные машины военных лет. Поэтому и первое имя тех автомобилей не забыто и навсегда останется в истории.Современный "Джип-Рэнглер" - "Виллис" бессмертен?ЗР 6/9997