160
161
МЫ И АВТОМОБИЛЬ /БЫЛОЕ«...в итч}1 миг я вспомнил, что otimiu из атрибутов Бога служил ягуар-.XOPXC WI1C ьогмt*Ш afal февраля 1975 года из цеха заМ вода «Ягуар» в музей этой всеI Шшт мирно известной фирмы был отправлен родстер модели Е. Автомобиль с двигателем V12, как и остальные 48 машин последней серии, окрасили в черный цвет. Так прощались не только с легендарной моделью, но ис целой эпохой, которая была связана с ней. .. .Наверное, Уильям Лайонс - основатель знаменитой британской компании - не предполагал, сколь дорогим окажется подарок к его юбилею: главе «Ягуара» в 1961-м исполнилось 60, и тогда на рынок вышла машина, которой суждено было стать одной из самых знаменитых в мире. Так что в 2001-м поклонники британской марки отмечаютПредшественника модели Е - «Ягуар-XKSSоснащали 253-сильный двигателем.ga»S2i-£две круглые даты - 100 лет со дня рождения Уильяма Лайонса и 40 лет легендарного «Ягуара-Е». Его появлению предшествовал успех знаменитой спортивной модели D. Да, конечно, не зря Лайонс назначил шефдизайнером компании Малколма Сойера, работавшего в годы войны в «Бристоль Эйрплан Компани». Сэр Уильям ревностно оберегал фирменный стиль кузовов, но ему пришлось уступить доводам специалиста по аэродинамике. И Сойер смог создать обтекаемый приземистый автомобиль, для которого пришелся впору проверенный временем 6-цилиндровый 3,5-литровый мотор, форсированный до 253 л. с. Новый«Ягуар-D» продолжил череду спортивных достижений фирмы: в 1955-1956 гг. на нем выигрывали 24-часовые гонки в Ле-Мане, а в 1957-м «кошки» вообще заняли первые четыре позиции. После небольшой модернизации несколько таких машин (с индексом XKSS) продали в США любителям клубных гонок. Опираясь на полученный опыт, Лайонс и Сойер решили идти дальше - построить автомобиль, способный поколебать создателей «феррари», «мазерати» и «астон-мартинов» - быстрый, как гоночный D-тип, и комфортабельный, как прославленные седаны «Ягуара». Кузов модели Е органично сочетал стремительность с мягкостью линий.Лайонс настоял, чтобы наряду с кабриолетом к производству готовили четырехместное купе, рассчитывая в основном на требовательных американцев. Четырех полноценных мест, правда, не получилось, зато купе 212 выглядело не -менее эффектно, чем кабриолет. Под элегантным костюмом, который в равной мере подходил и молодым спортсменам, и стареющим плейбоям, скрывались независимые подвески всех колес, дисковые тормоза и 265-сильная рядная «шестерка». Один из прототипов - Е-тип Лайонс еще в 1958-м отдал на день приятелю издателю журнала «Мотор» Кристоферу Дженнингсу с условием: машину никому не показывать и подготовить для фирмы подробный, строго конфиденциальный отчет. Сэр Уильям, конечно, рисковал, но журналист хранил молчание долгих тригода,а его советы очень пригодились конструкторам. Выставочный автомобиль едва успели подготовить к Женевскому автосалону 1961-го. Второй экземпляр купе (первый после долгих испытаний на булыжнике списали в металлолом) пришлось гнать в Женеву своим ходом. Говорят, заводской водитель Боб Берри подъехал к выставочному комплексу всего за 20 минут до официального открытия. Старания не пропали зря - «Ягуар Е-тип» произвел на выставке настоящий фурор - и незаурядной внешностью, и заявленной «максималкой» -150 миль/ч (240 км/ч). Сразу после салона машину отдали на БРИТАНСКОГО КОТАиспытания в журнал «Автокар». Дотошные британские журналисты подтвердили, что молодой «кот» действительно феноменально быстр. Через месяц «Ягуар-Е» блистал на выставке в Нью-Йорке. Для пущей притягательности к рекламе новинки привлекли звезду журнала «Плейбой» Мэрилин Хэнольд. А весной 1961-го едва ли не все автомобильные издания мира вышли с похожими обложками - на нихКабриолет III серии с мотором V 12 разводнялся до 100 км/ч за 7 с.красовался новорожденный британец. Фирма едва успевала удовлетворять все возрастающий спрос - автомобиль с выдающимися характеристиками стоил в два раза дешевле, чем не самый дорогой «Феррари». У бизнесменов, банкиров и звезд Голливуда стало хорошим тоном иметь в гараже породистого британца (для Америки делали, естественно, версию с «автоматом»). Режиссеры, обеспечивая фирме дополнительную рекламу, быстро превратили «кота» в киноактера. Снимая «Как украсть миллион», Уильям Уайлер посадил в «Ягуар» героя Питера ОДула. Изящный кабриолет как нельзя лучше подошел обаятельному детективу-искусствоведу, тонкому ценителю прекрасного. Фильм в 1966-м триумфально прошел по экранам мира, а лет через десять ив СССР.Двигатель спортивного «Лайтвейта» развивал около 400 л. сдило более 60% машин), в 1968 году двигатель дефорсировали до 246 л. с, но уже в 1971-м фирма подготовила покупателям сюрприз: под капотом «Ягуара-Е» появился новый 272-сильный мотор V12. С этим агрегатом купе разгонялось до «сотни» за 6,6 с! В отличие от большинства спортивных моделей, чей дизайн особенно подвержен влияниям моды, «Ягуар Е-тип», казалось, не старел. Британского «кота» подкосил энергетический кризис начала 70-х. Его век закончился вместе с благодатными шестидесятыми, когда казалось, что низкие цены на нефть продержатся вечно. За 14 лет фирма выпустила более 72 тысяч «ягуаров-Е». Дилеры еще не успели продать последние экземпляры, а по миру уже расплодились клубы поклонников легендарной модели. Машина стала желанным гостем экспозиций именитых музеев и богатых гаражей коллекционеров. Элтон Джон, например, хвастался алым родстером самой престижной, первой серии. Казалось, «Ягуар Е-тип» навсегда Грэм Хилл и Джеки Стюарт. Достичь былых высот в Ле-Мане не удалось: лучушел в историю, но ровно через 35 лет, шим результатом стали 4- и 5-е места в когда фирма уже попала под крыло 1962-м, но, с учетом тогдашней популяр«Форда», у знаменитого британского ности 24-часовых гонок, это было высохищника появился достойный отпрыск - модель ХК-8. Как и положено ким достижением. Чтобы вписаться в жесткие американакселератам, «котенок» мощнее имениские экологические нормы (в США ухотого предка - V- образные «восьмерки» Автомобиль пользовался популярностью не только у кинематографистов, но иу музыкантов. Американские, европейские и даже японские группы украшали «Ягуаром» обложки альбомов, а новоиспеченная шведская поп-команда, недолго думая, вообще присвоила себе имя «Е-тип». На специальной спортивной версии «Лайтвейт» выступали известные гонщики ив их числе звезды формулы 1развивают 284 и 363 л. с. И этот продолжатель славного рода, и ; представленный совсем недавно концепт-кар «Ягуар-F» верны традициям породы: в их чертах отчетливо видны мощь и грация легендарного предка. ~"1»1