172
173
МЫ И АВТОМОБИЛЬ | /БЫЛОЕСПУТНИК восточныхта-Р50» (по сути это заметно модернизированная Р70) началось летом 1958го, после объединения бывших заводов «Хорьх» и «Ауди» в «Народное предприятие Заксенринг».Птериал «дуропластом», а журнал «Наука и жизнь» величал его «фенольнопресольформальдегидной смолой» (запомнили?). Благодаря новому материалу машина весила всего 620 кг. Корнями концепция «Трабанта» уходила во •Тра6ант-Р50/1» в 1960 году выглядел вполне современно вторую половину 30-х, коТ КТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ ЕС гда одними из самых популярных автооследнему «Трабанту», сошедшемобилей Германии были дешевые нему с конвейера 30 апреля 1991 гоприхотливые ДКВ. В конце 30-х в Гермада, предстояла совсем не дальняя нии ввели лимиты на металл - в первую поездка - неказистая машинка заняла очередь он шел на военные нужды. Тогпочетное место в музее Августа Хорь- да-то конструкторы концерна «Аугоха. Время «Трабанта» закончилось, как Унион», куда входила фирма ДКВ, и эпоха противостояния «двух систем» совместно с химиками из «ИГ Фарбенпо обе стороны берлинской стены... групп» и «Динамит АГ» принялись «Трабант» родился 45 лет назад, когда за эксперименты с пластмассой. весь мир был под впечатлением от соГДР получила изрядную часть огромветского спутника - небольшого металного наследства автомобильной импелического шара, открывшего дорогу рии «Ауто-Унион» - заводы «Хорьх» и в космос. К 7 ноября 1957-го (братский «Ауди». Кстати, последний перед войной СССР отмечал 40-ю годовщину револювыпускал и ДКВ. А вот сталелитейных ции!) в Цвиккау собрали предсерийную предприятий в Руре Восточная Германия партию машин Р50. Вскоре автомобиль с началом холодной войны лишилась. стал тезкой первого космического аппаЗаводы в Цвиккау стали выпускать под рата: Trabant по-немецки - спутник. маркой ИФА предвоенные ДКВ-FS и F9 Конечно, восточногерманский одно(последний до начала 60-х строили и фамилец по конструкпии был космичев ФРГ), а конструкторы и технологи тем ски далек от советского. Но создателям временем колдовали над пластиками. «Трабанта» тоже было чем похвастаться В 1955-м появился автомобиль Р70 - автомобиль имел кузов с наружными с предвоенным 20-сильным двигатедеталями из пластика. Вернее, из отхолем ДКВ-Fe рабочим объемом 0,7 л. дов хлопкового производства и клееобГлавной гордостью конструкторов разного наполнителя, «надетых» на стал пластиковый кузов. стальные ребра. Немцы окрестили маКонвейерное производство «Трабан-<Трабант-комби» середины 70-х.Многие годы было принято иронизировать над тесноватой двухтактной «тарахтелкой». Конечно, за долгую жизнь на конвейере «Трабант» безнадежно устарел, но на рубеже 60-х машина, как говаривали тогда, «соответствовала мировым стандартам». Самым популярным французским народным автомобилем был «Ситроен-2СУ» с 18-сильным 2-цилиндровым мотором, итальянцы ездили на ФИАТ-600 с двигателем мощностью 22 л. с, «Субару» запустила в производство 16-сильную модель 360. За берлинской стеной хорошим спросом пользовались мотоколяски типа «БМВ-Изетты» с одноцилиндровым агрегатом, развивающим 12 л. с. На их фоне переднеприводный «восточногерманский «Фольксваген» (так машину иноща называли на Западе), с «пол-литровым» 18-сильным двухтактным мотором, легким кузовом и максимальной скоростью 90 км/ч, не выглядел гадким утенком. Неудивительно: машину создавали конструкторы немецкой - одной из лучших в Европе - школ. Они верили, что, удачно стартовав, «Трабант» и дальше не отстанет от именитых кон- курентов. Да и «космическое происхождение» обязывало... Поначалу так и было. Уже в 1959-м мощность двигателя подняли до 20 л. с. В 1962-м, через год после потрясшего мир полета Юрия Гагарина, изменили отделку и мотор: теперь 600-кубовый агрегат развивал 23 л. с. Рождение первого многоместного космического «Восхода» в 1964-м дизайнеры из Цвиккау отметили модернизацией кузова немецкого «Спутника» модели «Трабант601», похудевшего на 5 кг. Но космическое время летело все быстрее. В 1965-м Алексей Леонов вышел в открытый космос, через четыре года Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин прошли по Луне, а ровесник космической эры уже почти не менялся. Он казался вечным, как социализм - раз в несколько десятилетий очень старого лидера сменит просто старый, но «генеральная линия» неизменна. Визитной карточкой ГДР были букДля раллииных машин кудесники из Цвиккау умудрялись снимать с двухцилиндрового двига теля 47 л с. Заводская команда участвовала даже в ралли «Акрополис» и «Монте-Карло».версии «Трамп» с открытым кузовом без дверей. Часть таких автомобилей поступила на службу в армию. В 1968-м мощность двигателя увеличили до 26 л. с. Следующие серьезные изменения проСтарший брат «Тра6анта>- - «Цвиккау-Р70». Автомобиль оснащали изошли через... 22 года. 22 сильным двигателем объемом 0.7 л Правда, на рубеже 70-х немецкие и 1990-го. К этому дню выпустили уже чехословацкие конструкторы пристуболее 2,8 млн. машин. пили к проекту современного народВторая жизнь автомобиля была коного автомобиля - его предполагали роткой - до весны 1991-го построили выпускать в двух странах. Планироваоколо 39 тысяч экземпляров. ли привлечь к работе французов. Но Неприязнь очень быстро сменилась в 1973-м, рассмотрев вопрос о новой любовью. Коллекционеры стали охотно машине, Политбюро СЕПТ законсерскупать модели разных лет. Теперь в вировало работу. В начале 80-х появи«Траби» с удовольствием фотографились прототипы «трабантов» с впры- руются VIP-персоны - от политиков до сковым мотором и трехцилиндровым Михаэля Шумахера. Как грибы расплодизелем. Машина с таким двигателем дились фан-клубы, ежегодно проходят расходовала на испытаниях лишь 4,5 л многочисленные слеты владельцев. топлива на «сотню». Но денег на оргаУмельцы старательно строят из «транизацию производства у правительстбантов» лимузины, грузовики, даже бева не нашлось, да и спрос на «трабантономешалки (!) и, конечно, кабриолеты» по-прежнему не падал. ты. Открытый «Трабант», по слухам, Только в 1988-м в Карл-Маркс- есть даже в имении Фиделя Кастро. Штадте, который вскоре вновь станет Культ автомобиля (особенно староХемницем, начали подготовку произго), характерный для Германии, соедиводства «фольксвагеновских» двигатенился с воспоминаниями о времени, лей для «Траби». На орбите второй год которое ушло безвозвратно. Для некружил уникальный «Мир», а самыми скольких поколений эта машина популярными словами в Германии бысимвол молодости, пусть и не совсем ли перестройка и Горби... В серию (или совсем не) сытой и свободной, но «Трабант-1,1» с 41-сильным мотором и все-таки счастливой. А ее спутником усиленной подвеской пошел 25 июня был «Трабант». 1»1Пляжно-армеиский «Трабант-Трамп-леты и открытки с восточноберлинской телебашней, демонстрацией мощи социализма - накачанные спортсмены, побеждающие на олимпиадах. А символом массовой автомобилизации - «Трабант». Из миллиона машин, выпущенных к 1972-му, многие ездили по дорогам Венгрии, ЧССР, других стран «народной демократии». Над «Трабантом» потихоньку иронизировали, но... годами стояли в очередях, чтобы приобрести недорогую, самую доступную машину. Конструкторы в Цвиккау еще не теряли надежды. Уже в середине 60-х они взялись за прототип 603 с новым кузовом и роторным двигателем. Однако