Самые СамыеДОЛГОЖИТЕЛИ И ОДНОДНЕВКИСудьба бывает благосклонна или жестока не только к людям, ее превратностям подвержены и автомобили. Иные модели становятся достоянием истории, едва появившись на свет, другие выпускают без радикальной модернизации десятилетиями.«Морган-4/4» до сих пор оснащают рессорной подвеской, а панель приборов у некоторых модификаций выполнена из дерева.СЧАСТЛИВЧИКИ Мог ли подумать создатель знаменитого «Жука» Фердинанд Порше, что его детище доживет до XXI века? Вряд ли, ведь до него было так далеко. Одержимый идеей народного автомобиля, немецкий инженер нашел поддержку у правительства национал-социалистов и получил «добро» на создание машины ценой не более полутора тысяч рейхсмарок, мощностью 25 л. с, с максимальной скоростью 100 км/ч и средним расходом топлива 8 л/100 км. Несмотря на жесткие рамки, конструкция машины опередила время. Оппозитный двигатель воздушного охлаждения был очень вынослив, торсионная подвеска, разработанная Порше, обеспечила «Жуку» невиданные для компактного авто устойчивость и комфорт. Впрочем, все это массовые автомобилисты оценили далеко не сразу. Начавшаяся Вторая мировая отодвинула гражданские задачи на второй план, до ее окончания сделали менее семи со86 За рулем 5/2003Знаменитый «Жук» в разные годы выпускали в Германии, Бразилии, ЮАР, Нигерии, Мексике, Перу...тен «жуков». Но уже к 1950 году «Жук» (по-немецки «Кэфер») не только завоевал Европу, но и, получив англоязычное имя «Битл», пересек Атлантику и причалил к берегам Соединенных Штатов. Конечно, машину неоднократно модернизировали: мощность мотора выросла до 44 л. с, усовершенствовали тормоза и рулевое управление, чуть поменяли внешность. В 1972 году «Фольксваген» побил рекорд «Форда-Т», державшийся почти полвека, отметив выпуск машины с порядковым номером 15 007 034. Спустя шесть лет «Жук» сняли с конвейера в Германии, но на пенсию не отправили. Нынче «насекомых» плодят в Мексике в городе Пуэбло. Именно здесь отметили очередной юбилей «Битла»: в 1992-м тираж достиг 21 миллиона, а в 1996-м «Жук» отпраздновал 60-летие (именно в 1936 году появилась предсерийная партия «кэферов»). Неисключено, что мы станем свидетелями 70-летнего юбилея! Конечно, «Битл» не единственный долгожитель. Не менее знаменитые «Ситроен-2СУ» и «Мини» продержались на конвейере четыре десятка лет, да и российские ВАЗ-2106 и «Нива» в строю уже более четверти века! Но им далеко до рекорда английской марки «Морган». Модель 4/4 образца 1936 года по сей день в серии! Индекс модели указывает на число цилиндров и колес - до этого «Морган» специализировался на трехколесных экипажах. Сегодняшний 4/4 унаследовал от предка раму Z-образного сечения и стильную внешность, однако деревянные детали кузова и 343 сильный мотор объемом 1122 см давно стали достоянием истории. Место под капотом занял 1,8-литровый 115сильный двигатель «Форд» с впрыском топлива и нейтрализатором - ничего не попишешь, современные экологиче- ДОЛГОЖИТЕЛИ И ОДНОДНЕВКИские требования... Примечательно, что спрос на 4/4 с годами растет. Чтобы стать обладателем машины ценой около 30 000 фунтов стерлингов, придется ждать 6-8 лет.дательный приговор не спас фирму от банкротства. Выпустив всего 51 машину, производство свернули. До сегодняшнего дня сохранилось 47 экземпляров «Торпедо», а личный автомобиль Таккера был продан с аукциона в 1996 НЕВЕЗУЧИЕ году за 259 000 долларов. Каждый конструктор и предпринимаПечальной повести о «Торпедо» втотель надеется на успех своего детища, но рит история шведского «Вольвовезет далеко не всем. Одним из самых PV1900 Спорт». Основатель фирмы Асизвестных неудачников стал автомосар Габриелсон, воодушевленный набиль Престона Таккера - седан модели шумевшей новинкой 1953 года - «Шев«Торпедо». Список новинок, которыми роле-Корвет», решил сделать близкую бизнесмен хотел удивить американских по духу машину. Заручившись подпокупателей, выглядел для послевоеннодержкой американских дизайнеров, го времени фантастикой (см. ЗР, 2001, разработали стильный открытый кузов № 4). Но Таккеру не повезло - его обвииз пластика. В 1954 году машину поканили в финансовых махинациях. Оправзали публике-та восприняла прототипPV1900 благожелательно, и в 1956-м родстеры поступили к дилерам. Однако дефекты сырой конструкции быстро отвратили покупателей от внешне симпатичных машин. За год их сделали всего 67. Но жизнь однодневок далеко не всегда бессмысленна. Набравшись печального опыта, конструкторы и дизайнеры «Вольво» успешно воплотили идею стильного спортивного автомобиля в популярном купе Р1800. Кстати, дебютант знаменитой ныне шведской фирмы «Вольво-0\/4» образца 1927 года разошелся тиражом всего около трех сотен экземпляров и вскоре уступил место более совершенной и мощной машине. Но уже первенец помог фирме завоевать репутацию производителя безопасных автомобилей. Легенда гласит, что еще на стадии доводки один из образцов угодил в лобовую аварию, в результате которой «оппонент» был разбит вдребезги, а водитель «Вольво-ОУ4» нисколько не пострадал. Так что даже однодневки порой удается записать в актив производителям, а уж для коллекционеров редкие машины - самые желанные.«Вольво-ОМ» ознаменовал появление новой марки 14 апреля 1927-го. иВольво-PVI 900 Спорт» - на ошибках учатся.За рулем 5/200387