82
83
АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ТОРМОЖЕНИЕ С ПРИЦЕПОМАктивный и пассивныйЗачем легковому прицепу тормоза, если правила позволяют иногда обойтись без них? Ответ на практике искал Владимир Арбузов.Будучи в здравом уме, никто не ездит на машине с  неисправными тормозами. Почему  же для  прицепа с  полной массой до 750  кг они необязательны? Ведь такой довесок, половина массы иной легковушки, явно удлинит тормозной путь! Дабы не  мучить читателя теорией движения автопоезда, сравним в  реальных испытаниях прицепы с тормозами и без них. Для теста снарядили два прицепа «Трейлер» – модели 82940 и  82942Т. Внешне почти неотличимы, но один без тормозов, другой с накатным тормозом. Цены – 29 900 и 44 300 руб. соответственно. Разница в  14  400 руб., на  первый взгляд, довольно веский аргумент в пользу прицепа без тормозов. Но не будем спешить с выводами. Массу каждого подогнали балластом к 750 кг – таков максимум, разрешенный для прицепа без тормозов. Тягачом выступал автомобиль «ФордМондео» с мотором 1,6 ли ABS. Полную его массу в испытаниях поддерживали на уровне 1550 кг. Первые заезды и  измерения выполнили, придерживаясь буквы закона  – методики по  ГОСТ 51709-2001. На  сухой асфальтобетонной дороге автопоезд разгоняли до  40  км/ч и  экстренно тормозили до полной остановки. Напомним, что замедление согласно правилам должно быть не менее 5 м/с2.82За рулем 03/2009При замедлении с 90 км/ч на отметке, где прицеп с тормозами уже стоял, автопоезд с хвостом без тормозов еще двигался со скоростью 58,4 км/ч!Истинная скорость оказалась даже не  40, а  38– 39  км/ч. Ничего угрожающего в  поведении прицепов мы не  заметили: для остановки хватало пары секунд и 9–11 м пути. Оба прицепа не проявляли какой-либо неустойчивости. Но  тормозили-то на прямой! А как они поведут себя в более сложных условиях, например в повороте? Обозначив некое препятствие, объезжаем его, как при переставке, и  на  выходе из  кривой тормозим до  полной остановки. Пока тягач упирался колесами, тяжелый хвост без тормозов заносило в  сторону. К  счастью, за 1,9  с торможения автопоезд не успевал раскачаться. А вот прицеп с тормозами лишь в начале режима слегка шевельнулся в сторону – и тотчас стабилизировался. Со стороны видно: идет за автомобилем как нитка за иголкой и останавливается след в след! Впрочем, со  скоростью 40  км/ч россияне ездят лишь по  вдребезги разбитой дороге. Правила разрешают разгоняться с прицепом до 70 км/ч на обычных дорогах и до 90 км/ч на автомагистралях! Что  же, посмотрим, легко  ли остановить автопоезд при таких скоростях. На эти случаи ГОСТ уже не распространяется. Сначала установили верхний предел в 70 км/ч. Автопоезд с прицепом без тормозов ис- 68 ABS, ,/5,4 ./233 . ,,, .-» -»16,2/ ,58,4 « ? ,/ .«». ,. -22–23 . 10 . 10,4 / , ,« !, , »7,7/ 2, « , / ? « ,37,5/ ., ,, .! .-90 ! ,, .» .,,22//, : 50 ., ,– : .89 ! , ,,– -40 70 905,3 5,4 3,3611 33 896,4 7,7 5, 939,1 23 50,1– 7,8 7,503/2009/2– 22 39,8 83,,–, ,? -«»,,/,,