КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ЗАРЯДНЫЕ УСТРОЙСТВА КАК ЗАРЯЖАЮТ БАТАРЕИЕсли совсем коротко – электричеством. Но поскольку никто по сей день не знает, что это такое, немного углубимся в подробности. Аккумулятор можно заряжать «током». Зарядное устройство гонит в батарею ток постоянной силы, численно равный обычно 0,1 емкости, выраженной в ампер-часах. То есть около 5,5 А для 6СТ-55. Плюс метода – возможность полного заряда, минусы – длительность процесса и сильное кипение электролита в конце. На автомобиле используют заряд «напряжением». Иными словами, на силу тока внимания не обращают, она вначале ограничена лишь возможностями генератора, а это десятки ампер. Регулятор напряжения постоянно поддерживает в бортсети около 14,2 В. В результате сила тока постепенно снижается и при выравнивании напряжения генератора и батареи автоматически становится равной нулю. Этот способ удобен быстротой, невозможностью перезарядить батарею сверх нормы (но зарядить на все 100% тоже не получается), малым газовыделением. В зарядных устройствах в чистом виде применяется редко, поскольку выдать начальный ток 60–80 А они не в состоянии. Наконец, можно использовать комбинированный метод, начав процесс при постоянном токе и завершив его после набора 85% емкости при постоянном напряжении. Современные устройства переходят с режима на режим автоматически. Еще один способ подзарядки, использованный в некоторых устройствах, имеет смысл, если автомобиль долго стоит в гараже, оборудованном розеткой на 220 В. Речь идет о компенсации саморазряда, вызванном как утечками в самой батарее, так и током, потребляемым, например, часами, охранной системой, контроллером двигателя и прочими подобными устройствами. В этом случае в батарею постоянно подают ток силой в пару сотен миллиампер либо отслеживают напряжение и при падении его ниже, скажем, 12,8 В производят подзаряд малым током (до 1 А). Ясно, что такому зарядному устройству надлежит быть максимально надежным, ведь его могут оставить работать без присмотра на месяцы.Зарядка для умаНа что ориентироваться при зарядке севшей батареи – на амперы, вольты, часы? А может, довериться электронному интеллекту современных зарядных устройств? Правильный ответ искал Алексей Воробьев-Обухов.Вот, оказывается, где раздолье для отечественного производителя! Конечно, китайские рукодельники не оставили без внимания зарядку аккумуляторных батарей, но и наши без боя не сдаются. Не можем утверждать, что внутри многочисленных российских зарядных устройств все транзисторырезисторы тоже родные, но дизайн корпусов, переключателей и индика-торов позволяет безошибочно определить родословную прибора. Эта стильная коробочка явно приезжая, а вон тот ящик – точно дитя конверсии и оборонки… С помощью специалистов 21-го НИИИ Министерства обороны мы попытались оценить и форму, и «содержание» десяти разношерстных выпрямителей из богатого рыночного ассортимента.126 За рулем 12/2009 вне зачетаООО «ПКФ «Сонар», Россияместо9Piece of Mind Products, СШАместо8KOTO auto accessories, КитайОриентировочная цена������������������������������������400 руб� Уникальное в своем роде изделие для подзарядки батареи от автомобиля-донора через гнездо прикуривателя� По сути, это электронный ограничитель тока значением 10 А� Практическая польза вызывает сомнения: кто согласится ждать, пока пустая батарея зарядится до уровня, достаточного для прокрутки стартера? А ждать придется немало: за 15 минут «перетекло» лишь 3,5% емкости (при работающем моторе!)� Поэтому изделие фактически оказалось вне зачета�Ориентировочная цена������������������������������������950 руб� Зарядное устройство показывает уровень напряжения светодиодами (хотя в инструкции упоминается амперметр!)� Однако рискуете перезарядить батарею, если вовремя не отключите прибор� Не предусмотрено никакой «защиты от дурака», нет даже предохранителя� Так что будет работать только до первой ошибки� Заряжает до напряжения 14,7 В�Ориентировочная цена����������������������������������2000 руб� Устройство c оригинальным дизайном и богатыми функциональными возможностями� Реализует ступенчатый режим заряда, исключено искрообразование при подключении к аккумулятору� Может использоваться постоянно при длительном хранении автомобиля или батареи, пригодно для батарей AGM� Начальный ток ограничен значением 3,8 А – отсюда самое длительное время зарядки� Если же для вас время – не деньги, может стать лучшим выбором�РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ЗАРЯДНЫХ УСТРОЙСТВНаименование 1� Т-101ЗР 2� SBC-120 3� «Кулон-205» 4� «Сонар УЗ207/01» 5� УЗПУ-С-12-9 6� Bosch Battmax 8 7� РBC-6 8� Benton BX-1 9� PM670 10� «Сонар УЗ205�10» Время заряда при 20ºС ч 6,8 6,7 9,6 8,6 6,3 7,0 9,1 14,5 8,9За 15 мин 2,5% от полностью заряженной батареи, 3,5% при работающем двигателе донорабаллы 4,76 4,80 3,39 3,88 5,0 4,66 3,63 1,0 3,73 –Время заряда при –10ºС ч баллы 9,3 9,0 10,1 9,8 8,8 9,6 9,9 16,3 10,5 – 4,73 4,89 4,31 4,47 5,0 4,57 4,41 1,0 4,09 –Защита от КЗ и переполюсовки вид электронная электронная электронная электронная предохранитель электронная, предохранитель электронная электронная отсутствует электронная от перегрузки срабатывание баллы + + + + + + + + – + 5 555345515Функциональные возможности переченьпусковой режим, диагностика генератора, стартера, заряд до трех АКБ одновременно, режим подзаряда, цифровой вольтметр режим подзаряда, розетка прикуривателя, цифровой вольтметр возможность гибкой настройки режима заряда, цифровой вольтметр, амперметр, индикатор емкости, времени режим подзаряда, режим «зима» нет автоматического режима, есть пусковой режим нет автоматического режима возможность зарядки батарей на 6В режим подзаряда, режим «зима», режим AGM нет автоматического режима заряд батарея-батарея через гнездо прикуривателя, индикация напряжениябаллы 5454322422Итоговая оценка, баллы 4,87 4,67 4,43 4,34 4,00 3,81 3,76 2,75 2,71 вне зачетаместо7SBM Group, Германияместо6Robert Bosch GmbH, Китайместо5ООО «Орбита», РоссияОриентировочная цена����������������������������������1050 руб�Ориентировочная цена����������������������������������1900 руб� Запрошенная цена соответствует бренду, но не потребительским качествам� Происхождение прибора туманно: на корпусе указан Китай, штрих-код соответствует Франции, а сама фирма – немецкая� При этом среди множества языков в инструкции русский отсутствует� Объективно прибор достаточно примитивен� Заряжает до 14,6 В, есть двухпозиционный переключатель силы тока� Наряду с электронной защитой установлен плавкий предохранитель, что не слишком удобно: вдруг перегорит – куда бежать?Ориентировочная цена����������������������������������2900 руб� Тяжеленное (6 кг) пускозарядное устройство родом из прошлого века поможет стартеру током до 50 А� По внешнему виду место ему в армии, мастерской, но не дома� «Защита от дурака» – радиотехнический плавкий предохранитель, о перегорании которого сигнализирует светодиод� (За такие деньги могли бы положить в коробку запасной, и не один!) Заряжает в ручном режиме, причем ток можно выбирать из четырех значений� Но как следить за процессом, если амперметр врет в плюс��� на 4–6 А?!Несложное и удобное для хранения и переноски устройство выполнено по классической схеме с трансформатором� Его особенность – может заряжать 6-вольтовые мотоциклетные аккумуляторы� Процесс контролируется по светодиодному индикатору напряжения� Выходное напряжение – 14,6 В, каких-либо хитрых программ не имеет�За рулем 12/2009 127 КОМПОНЕНТЫ | ЭКСПЕРТИЗА ЗАРЯДНЫЕ УСТРОЙСТВАместо4ООО «ПКФ «Сонар», Россияместо3ООО «Балсат», РоссияГРЯЗНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ, или МОЙТЕ КРЫШКУ ПЕРЕД ЕЗДОЙВо всех листовках, приложенных к аккумуляторным батареям, изготовители призывают содержать их в чистоте. А некоторые, например Topla, вдобавок советуют очищать и высушивать батарею после зарядки. Логика в этих рекомендациях есть: случайно попавший на пластиковую крышку электролит (это может произойти при интенсивном заряде) активно впитывает влагу из воздуха, в результате поверхность всегда остается чуть влажной. Мы провели нехитрый эксперимент, наглядно показавший, что грязная батарея будет потихоньку разряжаться и способна после длительной стоянки автомобиля преподнести неприятный сюрприз, отказавшись крутить стартер. Зарядили оставшуюся после одной из экспертиз батарею и подключили вольтметр... к пластиковой ручке. Его показания далеки от нуля, что свидетельствует о протекании тока. То же безобразие творилось на всей крышке. Повтор эксперимента после протирки батареи слабым раствором соды (ух, как он шипел, нейтрализуя невидимую глазу кислоту!) и сухой тряпкой вернул нули на индикатор вольтметра. Все пришло в норму: пластмасса вновь стала изолятором, как ей и положено! При желании читатель сам может проверить, насколько чиста его батарея. Один совет: если решите протирать ее содовым раствором, следите, чтобы он не попал в банки с электролитом!Ориентировочная цена������������������������������������950 руб�Ориентировочная цена����������������������������������1500 руб� Приборчик хоть и защищен от «дураков», предназначен вовсе не для них, а для тех чудаков, кто хочет не только видеть весь процесс заряда, но и самостоятельно задавать его программу! Цифровой индикатор показывает ток, напряжение, реально «закачанные» в батарею ампер-часы, время заряда� Вы можете выбрать максимальные значения тока и напряжения или ограничить время заряда� Изготовители не догадались упомянуть о возможности диагностики генератора и стартера, хотя она в прибор заложена� Из недостатков отметим довольно громкий шум встроенного вентилятора и отсутствие режима компенсационной подзарядки�При хранении этого компактного и легкого (500 г) прибора его провода не будут путаться – для них в корпусе предусмотрен специальный отсек� Устройство полностью автоматическое, его использование не требует какихлибо знаний� На панели всего три светодиода: «сеть», «заряд», «готов» – и переключатель «зима/лето»� Заряд начинается постоянным током в5 А, продолжается при постоянном напряжении 14,8 В и, наконец, поддерживается на уровне 13,8 В, что позволяет хранить батарею сколь угодно долго полностью заряженной�место2Autoprofi Production Limited, Китайместо1ЗАО «Автоэлектрика», РоссияОриентировочная цена����������������������������������2500 руб� Стильное устройство с отсеком для шнуров и цифровым индикатором� В первой фазе заряда выдает ток до 12 А (можно выбрать из трех значений), что и обусловило отличные показатели по времени процесса� После окончательного заряда до напряжения 14,6 В загорается сигнал Full, но в батарею продолжает поступать небольшой ток для поддержания ее в полностью заряженном состоянии� Цифровой прибор показывает коды ошибок, напряжение и зарядный ток, что посодействует также в диагностике генератора и стартера�Ориентировочная цена����������������������������������6200 руб� Этот прибор, самый дорогой в нашей экспертизе, не зря назвали пускозарядно-диагностическим� Он может выдать 50 Ав помощь стартеру, 20 Ав начальной стадии зарядки, заряжать сразу три батареи� Процесс завершается при постоянном напряжении 14,6 В, а затем оно уменьшается до 14,2 В для компенсации саморазряда при длительном хранении� Особо отметим изобретательность составителей инструкции, подробно расписавших, как по показаниям цифрового вольтметра оценить состояние генератора и даже стартера автомобиля� Дизайн прибора явно тяготеет к промышленному: кругом металл, формы самые простые�ВСЕ, ЧТО МЫ ХОТЕЛИ УЗНАТЬГлавная функция такого устройства – разумеется, скорейшее пополнение подсевшей батареи независимо от температуры окружающей среды. Поэтому экспертам пришлось часами ждать результатов не только в лаборатории, но и в холодильной камере. В качестве подопытных брали разряженные наполовину батареи 6СТ-55,128 За рулем 12/20096СТ-75 и 6СТ-90, но в нашей таблице для наглядности собрали лишь результаты «приведения в чувство» самого популярного аккумулятора емкостью 55 А·ч. Вторая важнейшая «опция» зарядного устройства – это, простите, «защита от дурака». То есть автолюбителя, который бесконечно далек от всяких там плюсов и минусов,коротких замыканий и прочей электротехнической премудрости. Конечно, зарядить батарею так, чтобы в ней поменялась полярность, сложновато, но сгорать от неправильного подключения зарядник заведомо не должен. Это варварское испытание проводили под занавес. И правильно сделали: займись мы им в начале серии испытаний, таблица результатов получилась бы короче. Наконец, нелишней показалась оценка дополнительных функциональных возможностей, которые изготовители решили добавить, так сказать, в качестве бонуса. Например, возможность диагностики генератора и даже… стартера.