110
111
112
113
КОМПОНЕНТЫМОТОРНОЕ МАСЛО ХОРОШЕЕ И ЛУЧШЕЕВам с какой буквой?Какую смысловую нагрузку несут символы SJ, SL, SM на канистрах с моторным маслом? В буквах пытались разобраться Михаил Колодочкин (ЗР) и кандидат технических наук, доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Шабанов.Автомобильный гуру презрительно поморщится: мол, никакие это не  бу­ ковки, а  обозначение группы каче­ ства по  API. Вместе с  классификаци­ ей по SAE, характеризующей вязкость масла, оно определяет его примени­ мость для конкретного мотора. Большинство современных бен­ зиновых моторов в  своем «буквари­ ке» предлагает использовать масла  SL (если двигатель до  2004  года выпу­ ска) или  SM (если после). Для  мото­ ров, произведенных до  2001  года, мо­ жет применяться и  SJ. Чем они отли­ чаются друг от  друга? Лезем в  спра­ вочники… SJ  – масла для  двигателей, выпу­ скавшихся с  1996 по  2001  год. Содер­ жат меньшее количество экологи­ чески вредных примесей, чем масла группы SH, обладают энергосберегаю­ щими свойствами. SL  – масла для  двигателей, вы­ пускающихся с  2001 года. Облада­ ют улучшенными моющими, анти­ окислительными, противоизносны­ ми и  энергосберегающими свойства­ ми, пониженной летучестью и  хоро­ шей совместимостью с  нейтрализато­ рами отработавших газов.БУКОВКИ НА КАНИСТРЕSM – масла для двигателей, выпу­ скающихся с  2004 года. Соответству­ ют повышенным требованиям произ­ водителей двигателей нового поколе­ ния. Заменяют масла групп SJ и SL. Вывод вроде бы ясен: масла груп­ пы SM способны заменить все, что выпускалось раньше. То  есть если в инструкции к автомобилю разреше­ но масло SJ, то SM ему явно не повре­ дит. Но  ведь оно и  дороже! Способ­ ны  ли топ­масла отработать высокую цену? Вот это и проверим.SL ПРОТИВ SMИдеальное масло должно умень­ шать трение, минимизировать изно­ сы, служить долго, стоить недорого… ну и так далее. Для испытаний реши­ ли взять синтетику с  одинаковыми SAE  – выбрали 5W­40. Конечно, бы­ ло бы очень здорово, имей все «подо­ пытные кролики» один бренд, но раз­ ные группы по API. Однако так не бы­ вает – у всех фирм масло более высо­ кого качества всегда вытесняет пред­ шественника. Поэтому пришлось вы­ бирать из  того, что есть, а  для повы­ шения достоверности результатов в каждую группу сравнения включили по два бренда.К  нашему удивлению, в  мага­ зинах двух столиц ни  одного син­ тетического масла группы SJ оты­ скать не  удалось  – их уже практиче­ ски не  выпускают. Взамен взяли мас­ ло Esso Ultron (1100  рублей за  ка­ нистру) переходного класса SJ/SL. С обычной синтетикой SL сложностей не  возникло  – выбрали BP  Visco  5000 (1070  рублей за  канистру). А  вот с  топ­образцами семейства  SM бы­ ло сложнее  – их не  так много. Реши­ ли взять самый дорогой француз­ ский Motul X­сlean  8100 (2810  рублей за  канистру). В  пару к нему выбра­ ли совсем новое, пока еще практиче­ ски неизвестное на  российском рын­ ке голландское масло NGN Gold (все­ го 1030 рублей за канистру).ЧТО ЕСТЬ СТАРОСТЬ?С  оценкой экономичности, мощно­ сти и  износа сложностей нет. Но  вот ресурс масла с налету не определишь, а  для современных синтетик циф­ ры заявлены большие – 20–30 тыс. км пробега. Как быть? Решили прове­ сти ускоренные испытания на  искус­ ственно состаренном моторе. Вспом­ ним, как быстро чернеет масло на ста­ рых двигателях. Почему? Потому, чтоВскрытие двигателя и взвешивание деталей после испытаний каждого масла позволило оценить их защитные способности. Наш эксперимент подтвердил: масла группы SM более эффективно уменьшают износ.Так меняется рабочая высокотемпературная кинематическая вязкость масел различных групп по API. Сначала – снижение, поскольку идет деструкция загущающих присадок. А потом – рост вследствие окисления и полимеризации базового масла. Чем меньше выражен этот процесс, тем больше ресурс масла.110 За рулем 01/2010 Отложения в картере двигателя после масел группы SL, конечно же, есть. Куда от них деться! После масла группы SM картер выглядит свежее.На клапанных механизмах разница не так заметна, как в картере, но она тоже есть. Это – после масла группы SL. А это – после SM.Масла SM по сравнению с SL – это лучшая защита мотора от износов, меньше отложений на его деталях и более продолжительный срок службы двигателя.поршневые кольца изношены, а  чем больше масла попадает в  цилиндры, тем быстрее оно теряет свежесть. И объем его в картере постоянно убывает  – угар-то велик! Повысившееся давление картерных газов и  их более высокая температура также увеличивают темп окисления масла. Да и резко увеличивающееся количество отложений в  старом моторе требует большего количества «мыла»  – моющих присадок. Для  испытаний собрали специальный двигатель, с нормальными зазорами по  подшипникам («клина» в  процессе испытаний нам не  надо!) и  с  резко увеличенными  – по  цилиндропоршневой группе. Дальше – все просто, долго, нудно и дорого… 120 моточасов, эквивалент 10 тыс. км пробега, циклами по 6 моточасов, в  фиксированных режимах работы. Почти три месяца испытаний! Первый цикл испытаний – со свежими маслами  – особой разницы в  реакции мотора на  буковки по  API не выявил. А вот второй цикл, на поработавших маслах, все расставил по  своим местам. Синтетические «демократы» группы  SL как-то сдали свои позиции по  сравнению со  своими свежими образцами, тогда так у  «аристократов» Motul и  NGN Gold ухудшение характеристик хотя и  наметилось, но  в  существенно меньшей степени. И  вот тут разница междуМАССА ОТЛОЖЕНИЙ НА КОНТРОЛЬНЫХ ВЕСОВЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ПО ОКОНЧАНИИ ЦИКЛА ИСПЫТАНИЙ, мг Контрольные точки В клапанной крышке В масляном поддоне API SL Esso Ultron 5W-40 BP Visco 5W-40 58 46 64 52 NGN Gold 5W-40 24 28 API SM Motul X-clean 5W-40 21 31На правах рекламы КОМПОНЕНТЫ | МОТОРНОЕ МАСЛО ХОРОШЕЕ И ЛУЧШЕЕФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОБ МОТОРНЫХ МАСЕЛГруппа SLГруппа SMПараметр маслаEsso Ultron 5W-40 Общие физико-химические параметры Кинематическая вязкость 81,00/94,35 при 40°С, сСт Кинематическая вязкость 14,06/15,56 при 100°С, сСт Кинематическая вязкость 6,24/6,79 при 150°С, сСт Индекс вязкости 180/176 (чем выше, тем лучше) Условная температура проворачиваемости коленвала –24/–21 (расчетная), Т5000, °С (чем ниже, тем лучше) Щелочное число, мг КОН/г 11,5/10,1 Общее кислотное число, мг КОН/г 1,82/2,73 (чем ниже, тем лучше) Температура вспышки 236/238 в открытом тигле, °С Содержание активных элементов в начальной пробе масла Содержание серы, % 0,32 Массовая доля фосфора, % масс. 0,12 Массовая доля кальция, % масс. 0,32 Массовая доля цинка, % масс. 0,18 Содержание продуктов износа по окончании цикла испытаний Содержание железа, ррм 15,5 Содержание алюминия, ррм 214,2 Содержание хрома, ррм 7,2BP Visco 5W-40 84,18/106,73 13,06/16,99 5,85/6,97 156/174 –19/–20 9,8/8,2 1,90/2,77 223/225 0,27 0,15 0,38 0,16 12,0 184,3 9,8NGN Gold 5W-40 84,36/99,51 14,65/15,84 6,06/6,62 196/182 –26/–21 8,4/7,7 1,91/2,30 227/228 0,42 0,16 0,45 0,19 3,5 48,9 4,5Motul X-clean 5W-40 80,08/96,46 13,77/14,36 5,79/6,45 170/154 –23/–21 8,0/7,2 1,21/2,23 232/234 0,20 0,12 0,23 0,13 4,5 55,6 5,2В числителе показатели, определенные в начальных пробах масла после первого цикла испытаний (через 6 моточасов), в знаменателе – в итоговых пробах (через 120 моточасов).маслами разных категорий уже была куда более заметной – до 6–7% по расходу топлива, до  10% по  токсичности и  2–4% по  мощности между группами Esso-Visco и  Motul-NGN. Причем заметнее всего мотор отреагировал на старение масла BP Visco. Почему? Ответ на это дает анализ физико-химических параметров масел. Первый вывод совершенно логичен: по вязкости все масла четко соответствуют диапазону, предписанному классом SAE 5W-40. Ну,  оно и  понят-но  – фирмы-то известные! Индексы вязкости очень высокие, характерные для хороших синтетик, – тоже хорошо. Второе касается активных элементов (это прямая характеристика пакета присадок). Бросается в  глаза то, что их концентрации в  исходных маслах (и  SL, и  SM) очень близки. Действительно, абсолютное большинство «масляных» фирм использует практически одни и  те  же пакеты присадок – их производителей в мире можно по  пальцам одной руки пере-считать. Но вот основа у каждого масла своя – отсюда и разница. Третье – содержание серы, соединения которой сильно бьют по  катализаторам. Но  деваться от  нее некуда  – она и  в  базовой нефти присутствует, и  в  состав антизадирных и  противоизносных присадок тоже входит. Тут компания масел SM сильно разделилась. Масло Motul X-clean оказалось лидером по  чистоте масла от  серы, а  NGN Gold  – «лидером» с  другого конца. Но  каких-либо нор-УСРЕДНЕННЫЕ МОТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ ПРИ РАБОТЕ НА РАЗЛИЧНЫХ МОТОРНЫХ МАСЛАХ Изменение показателей Моторные показатели Содержание токсических компонентов Группа (относительно параметров, полученных на масле Esso по API Мощность, % Расход топлива, % СО, % СН, % NОx, % Ultron SJ/SL) SL BP Visco 0,30/–1,49 1,17/–4,05 –3,63/–2,19 –2,89/–5,02 –1,11/–0,53 SM NGN Gold 0,55/2,45 1,67/5,98 –3,63/5,56 –1,44/9,56 1,22/3,91 SM Motul X-clean 0,28/2,65 1,54/6,35 –1,43/6,35 0,31/10,60 –2,38/0,43В числителе показатели, определенные для свежего масла, в знаменателе – для итоговых проб масла (через 120 моточасов). Красным выделено ухудшение показателей, зеленым – улучшение, синим – изменение в пределах погрешности измерений.112 За рулем 01/2010 Отложения на боковой поверхности поршня самые опасные! Они могут привести к залеганию колец, а следовательно, к потере компрессии и перегревам поршня. Вот примерно такие отложения дают полностью убитые минеральные масла. После масла группы SL поршень выглядит значительно чище, чем поработавший с древней минералкой.мативных ограничений по  этому параметру нет. Так что все в порядке. Четвертое  – щелочное число. У всех масел оно достаточно высокое, а ведь это признак моющей способности. Но в маслах SM – и Motul X-clean, и  NGN Gold  – оно ниже, чем у  «демократов». Похоже, более стабильная основа масел  SM требует меньше моющих присадок для поддержания требуемой чистоты двигателя. Ведь лишняя щелочь в масле тоже неполезна – она и коррозионную активность повышает, и  срок службы присадок может уменьшать. Так что выбор оптимального щелочного числа – вопрос оптимизации: улучшить, не навредив. Вернемся к данным моторных испытаний. Все подтверждается результатами «физхимии». Действительно, топ-масла Motul X-clean и  NGN Gold дали больший энергосберегающий эффект, вдобавок с  экологией здесь получше. Но главное мы увидели после разборки моторов. Масла топ-класса дали заметно меньше отложений в  самом моторе, и  в  масляном поддоне, и  на  клапанном механизме, и  (самое важное!) на  поршнях. Износы деталей с  такими маслами тоже меньше, причем значительно. А  скромный новичок NGN Gold пусть чуть-чуть, но  обыграл даже великий Motul! Хотя отличия между ними – в пределах погрешности.СТОИТ ЛИ ПЛАТИТЬ ЛИШНЕЕ?Но SM все-таки лучше…Хорошие масла группы SM дадут маслам SL 30–40% форы по ресурсу.Конечно, масла класса SL тоже высококачественные современные рабочие жидкости, но  SM имеют вполне конкретные плюсы. Это и лучшая защита мотора от  износов, и  меньший уровень отложений, и более длительный срок службы. Все это четко подтвердилось в  ходе нашей экспертизы. Вот только не  просите назвать конкретный километраж, то  есть через какой пробег надо менять масла одного и  другого классов. Это сугубо индивидуальный параметр, который зависит и  от  марки двигателя, и  от  его технического состояния, и от качества используемого топлива, и от стиля езды. По  прикидкам, хорошие масла группы  SM дадут маслам  SL процентов тридцать-сорок форы по  ресурсу. И  потом, кто сказал, что масла SM существенно дороже? Ну, Motul X-clean  – без сомнений, а  вот NGN  Gold в  той  же ценовой группе, что и SL. Пока, по крайней мере.На правах рекламы