КОМПОНЕНТЫМОТОРНОЕ МАСЛО ХОРОШЕЕ И ЛУЧШЕЕВам с какой буквой?Какую смысловую нагрузку несут символы SJ, SL, SM на канистрах с моторным маслом? В буквах пытались разобраться Михаил Колодочкин (ЗР) и кандидат технических наук, доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Шабанов.Автомобильный гуру презрительно поморщится: мол, никакие это не бу ковки, а обозначение группы каче ства по API. Вместе с классификаци ей по SAE, характеризующей вязкость масла, оно определяет его примени мость для конкретного мотора. Большинство современных бен зиновых моторов в своем «буквари ке» предлагает использовать масла SL (если двигатель до 2004 года выпу ска) или SM (если после). Для мото ров, произведенных до 2001 года, мо жет применяться и SJ. Чем они отли чаются друг от друга? Лезем в спра вочники… SJ – масла для двигателей, выпу скавшихся с 1996 по 2001 год. Содер жат меньшее количество экологи чески вредных примесей, чем масла группы SH, обладают энергосберегаю щими свойствами. SL – масла для двигателей, вы пускающихся с 2001 года. Облада ют улучшенными моющими, анти окислительными, противоизносны ми и энергосберегающими свойства ми, пониженной летучестью и хоро шей совместимостью с нейтрализато рами отработавших газов.БУКОВКИ НА КАНИСТРЕSM – масла для двигателей, выпу скающихся с 2004 года. Соответству ют повышенным требованиям произ водителей двигателей нового поколе ния. Заменяют масла групп SJ и SL. Вывод вроде бы ясен: масла груп пы SM способны заменить все, что выпускалось раньше. То есть если в инструкции к автомобилю разреше но масло SJ, то SM ему явно не повре дит. Но ведь оно и дороже! Способ ны ли топмасла отработать высокую цену? Вот это и проверим.SL ПРОТИВ SMИдеальное масло должно умень шать трение, минимизировать изно сы, служить долго, стоить недорого… ну и так далее. Для испытаний реши ли взять синтетику с одинаковыми SAE – выбрали 5W40. Конечно, бы ло бы очень здорово, имей все «подо пытные кролики» один бренд, но раз ные группы по API. Однако так не бы вает – у всех фирм масло более высо кого качества всегда вытесняет пред шественника. Поэтому пришлось вы бирать из того, что есть, а для повы шения достоверности результатов в каждую группу сравнения включили по два бренда.К нашему удивлению, в мага зинах двух столиц ни одного син тетического масла группы SJ оты скать не удалось – их уже практиче ски не выпускают. Взамен взяли мас ло Esso Ultron (1100 рублей за ка нистру) переходного класса SJ/SL. С обычной синтетикой SL сложностей не возникло – выбрали BP Visco 5000 (1070 рублей за канистру). А вот с топобразцами семейства SM бы ло сложнее – их не так много. Реши ли взять самый дорогой француз ский Motul Xсlean 8100 (2810 рублей за канистру). В пару к нему выбра ли совсем новое, пока еще практиче ски неизвестное на российском рын ке голландское масло NGN Gold (все го 1030 рублей за канистру).ЧТО ЕСТЬ СТАРОСТЬ?С оценкой экономичности, мощно сти и износа сложностей нет. Но вот ресурс масла с налету не определишь, а для современных синтетик циф ры заявлены большие – 20–30 тыс. км пробега. Как быть? Решили прове сти ускоренные испытания на искус ственно состаренном моторе. Вспом ним, как быстро чернеет масло на ста рых двигателях. Почему? Потому, чтоВскрытие двигателя и взвешивание деталей после испытаний каждого масла позволило оценить их защитные способности. Наш эксперимент подтвердил: масла группы SM более эффективно уменьшают износ.Так меняется рабочая высокотемпературная кинематическая вязкость масел различных групп по API. Сначала – снижение, поскольку идет деструкция загущающих присадок. А потом – рост вследствие окисления и полимеризации базового масла. Чем меньше выражен этот процесс, тем больше ресурс масла.110 За рулем 01/2010 Отложения в картере двигателя после масел группы SL, конечно же, есть. Куда от них деться! После масла группы SM картер выглядит свежее.На клапанных механизмах разница не так заметна, как в картере, но она тоже есть. Это – после масла группы SL. А это – после SM.Масла SM по сравнению с SL – это лучшая защита мотора от износов, меньше отложений на его деталях и более продолжительный срок службы двигателя.поршневые кольца изношены, а чем больше масла попадает в цилиндры, тем быстрее оно теряет свежесть. И объем его в картере постоянно убывает – угар-то велик! Повысившееся давление картерных газов и их более высокая температура также увеличивают темп окисления масла. Да и резко увеличивающееся количество отложений в старом моторе требует большего количества «мыла» – моющих присадок. Для испытаний собрали специальный двигатель, с нормальными зазорами по подшипникам («клина» в процессе испытаний нам не надо!) и с резко увеличенными – по цилиндропоршневой группе. Дальше – все просто, долго, нудно и дорого… 120 моточасов, эквивалент 10 тыс. км пробега, циклами по 6 моточасов, в фиксированных режимах работы. Почти три месяца испытаний! Первый цикл испытаний – со свежими маслами – особой разницы в реакции мотора на буковки по API не выявил. А вот второй цикл, на поработавших маслах, все расставил по своим местам. Синтетические «демократы» группы SL как-то сдали свои позиции по сравнению со своими свежими образцами, тогда так у «аристократов» Motul и NGN Gold ухудшение характеристик хотя и наметилось, но в существенно меньшей степени. И вот тут разница междуМАССА ОТЛОЖЕНИЙ НА КОНТРОЛЬНЫХ ВЕСОВЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ПО ОКОНЧАНИИ ЦИКЛА ИСПЫТАНИЙ, мг Контрольные точки В клапанной крышке В масляном поддоне API SL Esso Ultron 5W-40 BP Visco 5W-40 58 46 64 52 NGN Gold 5W-40 24 28 API SM Motul X-clean 5W-40 21 31На правах рекламы КОМПОНЕНТЫ | МОТОРНОЕ МАСЛО ХОРОШЕЕ И ЛУЧШЕЕФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОБ МОТОРНЫХ МАСЕЛГруппа SLГруппа SMПараметр маслаEsso Ultron 5W-40 Общие физико-химические параметры Кинематическая вязкость 81,00/94,35 при 40°С, сСт Кинематическая вязкость 14,06/15,56 при 100°С, сСт Кинематическая вязкость 6,24/6,79 при 150°С, сСт Индекс вязкости 180/176 (чем выше, тем лучше) Условная температура проворачиваемости коленвала –24/–21 (расчетная), Т5000, °С (чем ниже, тем лучше) Щелочное число, мг КОН/г 11,5/10,1 Общее кислотное число, мг КОН/г 1,82/2,73 (чем ниже, тем лучше) Температура вспышки 236/238 в открытом тигле, °С Содержание активных элементов в начальной пробе масла Содержание серы, % 0,32 Массовая доля фосфора, % масс. 0,12 Массовая доля кальция, % масс. 0,32 Массовая доля цинка, % масс. 0,18 Содержание продуктов износа по окончании цикла испытаний Содержание железа, ррм 15,5 Содержание алюминия, ррм 214,2 Содержание хрома, ррм 7,2BP Visco 5W-40 84,18/106,73 13,06/16,99 5,85/6,97 156/174 –19/–20 9,8/8,2 1,90/2,77 223/225 0,27 0,15 0,38 0,16 12,0 184,3 9,8NGN Gold 5W-40 84,36/99,51 14,65/15,84 6,06/6,62 196/182 –26/–21 8,4/7,7 1,91/2,30 227/228 0,42 0,16 0,45 0,19 3,5 48,9 4,5Motul X-clean 5W-40 80,08/96,46 13,77/14,36 5,79/6,45 170/154 –23/–21 8,0/7,2 1,21/2,23 232/234 0,20 0,12 0,23 0,13 4,5 55,6 5,2В числителе показатели, определенные в начальных пробах масла после первого цикла испытаний (через 6 моточасов), в знаменателе – в итоговых пробах (через 120 моточасов).маслами разных категорий уже была куда более заметной – до 6–7% по расходу топлива, до 10% по токсичности и 2–4% по мощности между группами Esso-Visco и Motul-NGN. Причем заметнее всего мотор отреагировал на старение масла BP Visco. Почему? Ответ на это дает анализ физико-химических параметров масел. Первый вывод совершенно логичен: по вязкости все масла четко соответствуют диапазону, предписанному классом SAE 5W-40. Ну, оно и понят-но – фирмы-то известные! Индексы вязкости очень высокие, характерные для хороших синтетик, – тоже хорошо. Второе касается активных элементов (это прямая характеристика пакета присадок). Бросается в глаза то, что их концентрации в исходных маслах (и SL, и SM) очень близки. Действительно, абсолютное большинство «масляных» фирм использует практически одни и те же пакеты присадок – их производителей в мире можно по пальцам одной руки пере-считать. Но вот основа у каждого масла своя – отсюда и разница. Третье – содержание серы, соединения которой сильно бьют по катализаторам. Но деваться от нее некуда – она и в базовой нефти присутствует, и в состав антизадирных и противоизносных присадок тоже входит. Тут компания масел SM сильно разделилась. Масло Motul X-clean оказалось лидером по чистоте масла от серы, а NGN Gold – «лидером» с другого конца. Но каких-либо нор-УСРЕДНЕННЫЕ МОТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ ПРИ РАБОТЕ НА РАЗЛИЧНЫХ МОТОРНЫХ МАСЛАХ Изменение показателей Моторные показатели Содержание токсических компонентов Группа (относительно параметров, полученных на масле Esso по API Мощность, % Расход топлива, % СО, % СН, % NОx, % Ultron SJ/SL) SL BP Visco 0,30/–1,49 1,17/–4,05 –3,63/–2,19 –2,89/–5,02 –1,11/–0,53 SM NGN Gold 0,55/2,45 1,67/5,98 –3,63/5,56 –1,44/9,56 1,22/3,91 SM Motul X-clean 0,28/2,65 1,54/6,35 –1,43/6,35 0,31/10,60 –2,38/0,43В числителе показатели, определенные для свежего масла, в знаменателе – для итоговых проб масла (через 120 моточасов). Красным выделено ухудшение показателей, зеленым – улучшение, синим – изменение в пределах погрешности измерений.112 За рулем 01/2010 Отложения на боковой поверхности поршня самые опасные! Они могут привести к залеганию колец, а следовательно, к потере компрессии и перегревам поршня. Вот примерно такие отложения дают полностью убитые минеральные масла. После масла группы SL поршень выглядит значительно чище, чем поработавший с древней минералкой.мативных ограничений по этому параметру нет. Так что все в порядке. Четвертое – щелочное число. У всех масел оно достаточно высокое, а ведь это признак моющей способности. Но в маслах SM – и Motul X-clean, и NGN Gold – оно ниже, чем у «демократов». Похоже, более стабильная основа масел SM требует меньше моющих присадок для поддержания требуемой чистоты двигателя. Ведь лишняя щелочь в масле тоже неполезна – она и коррозионную активность повышает, и срок службы присадок может уменьшать. Так что выбор оптимального щелочного числа – вопрос оптимизации: улучшить, не навредив. Вернемся к данным моторных испытаний. Все подтверждается результатами «физхимии». Действительно, топ-масла Motul X-clean и NGN Gold дали больший энергосберегающий эффект, вдобавок с экологией здесь получше. Но главное мы увидели после разборки моторов. Масла топ-класса дали заметно меньше отложений в самом моторе, и в масляном поддоне, и на клапанном механизме, и (самое важное!) на поршнях. Износы деталей с такими маслами тоже меньше, причем значительно. А скромный новичок NGN Gold пусть чуть-чуть, но обыграл даже великий Motul! Хотя отличия между ними – в пределах погрешности.СТОИТ ЛИ ПЛАТИТЬ ЛИШНЕЕ?Но SM все-таки лучше…Хорошие масла группы SM дадут маслам SL 30–40% форы по ресурсу.Конечно, масла класса SL тоже высококачественные современные рабочие жидкости, но SM имеют вполне конкретные плюсы. Это и лучшая защита мотора от износов, и меньший уровень отложений, и более длительный срок службы. Все это четко подтвердилось в ходе нашей экспертизы. Вот только не просите назвать конкретный километраж, то есть через какой пробег надо менять масла одного и другого классов. Это сугубо индивидуальный параметр, который зависит и от марки двигателя, и от его технического состояния, и от качества используемого топлива, и от стиля езды. По прикидкам, хорошие масла группы SM дадут маслам SL процентов тридцать-сорок форы по ресурсу. И потом, кто сказал, что масла SM существенно дороже? Ну, Motul X-clean – без сомнений, а вот NGN Gold в той же ценовой группе, что и SL. Пока, по крайней мере.На правах рекламы