ТЕХНИКАСЛОВАРЬ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧОт классики до модернаНа новой страничке автомобильного словаря – названия и аббревиатуры коробок передач. Что такое Multitronic и PowerShift, объясняет Максим Сачков.КЛАССИЧЕСКИЕ АВТОМАТЫК ним причисляют коробки с гидротрансформаторами и набором планетарных передач. По конструкции агрегаты разных фирм схожи, однако производители изощряются в придумывании названий для них. Hydra-Matic – так более полувека назад была названа одна из автоматических коробок, разработанная американской фирмой «Джи-Эм». Ее конструкцию впоследствии взяли за основу многие компании. Внутри первых «гидраматиков» скрывались лишь три передачи, в современных же по крайней мере вдвое больше ступенек.РОБОТИЗИРОВАННЫЕ КОРОБКИTiptronic – первые автоматы с функцией ручного переключения передач, появившиеся в середине 90-годов прошлого века на автомобилях «Порше», «Ауди», «Фольксваген». Вскоре примеру этих производителей последовали конкуренты, и, естественно, каждый назвал коробку посвоему. Например, «Вольво» – Geartronic, «Хонда» – S-Matic, «Крайслер» – AutoStick. Steptronic – автомат с ручным режимом переключения от БМВ. В 2002 году дебютировавшая тогда «семерка» первой примерила 6-ступенчатую коробку. А год спустя «МерседесБенц» нанес ответный удар – вое сцепление размыкается, а второе замыкается – крутящий момент перетекает на другой вал, а механизм включения заранее подтыкает следующую передачу. Такой автомат не под силу опередить даже опытному водителю ни по быстроте переключения, ни по экономичности. Easytronic – наиболее часто встречающееся у нас название «простых» роботизированных коробок. Местожительство – подкапотное пространство автомобилей «Опель». Основа робота – обычная 5-ступенчатая механическая коробка, а работу левой ноги и правой руки водителя выполняют шаговые электродвигатели. Помимо автоматического, есть и ручной режим переключения передач. Роботизированную 5-ступенчатую коробку 2-Tronic для «Пежо-207» французский концерн «ПежоСитроен» разработал совместнона S-классе появилась 7-ступенчатая 7G-Tronic. Рекордная же – восьмая ступенька покорилась «Тойоте». К сожалес фирмами «Бош» и «Сименс». Агрегат с таким же обозначением установлен и на модели с индексом 107, однако это творение японской компании «Тойота». Как две капли воды похожий робот, нареченный , что любопытно, MultiMode, переключает передачи на «Тойоте-Айго». Откуда коробка у «Ситроена-С1», вы, наверное, догадались. А ее фирменное название – SensoDrive. Еще пара простых европейских моделей: «Рено» устанавливает на «Твинго» и «Клио» роботы Quickshift. Правда, в Россию французы такие машины не везут. А ФИАТ предлагает на нашем рынке «Панду» с агрегатом Dualogic. Зачинщиком повального увлечения коробками с двумя сцеплениями стал концерн «Фольксваген». Знаменитая DSG (Direktschaltgetriebe, или Direct Shift Gearbox, или коробка с прямым переключением) впервыению, у этой коробки, установленной на седан «Лексус-LS460», нет названия, только строгий заводской индекс. появилась в 2003 году на заряженном хэтчбеке «Гольф R32». Практически одновременно идентичный агрегат засветился на купе «Ауди-TT» – DSG для машин, увенчанных четырьмя кольцами, стали называть S tronic. Пару лет назад коробкам добавили еще одну передачу – 7-ступенчатые DSG способны не только экономить больше топлива, но и передавать крутящий момент свыше 500 Н·м. А самая свежая разработка – S tronic для полноприводных «ауди» с продольным расположением двигателя. Первым такую трансмиссию примерил Q5. «Фольксваген» не обделил вниманием самое дорогое свое детище. Для суперкара «Бугатти-Вейрон» специально разработали 7-ступенчатую DCT (Dual Clutch Transmission – трансмиссия с двумя сцеплениями), рассчитанную на гигантский крутящий момент свыше 1000 Н·м и перепрыгивающую со ступеньки на ступеньку всего за 0,2 с. Поглядев на успешные эксперименты земляков, «Порше» тоже изготовил коробку-робот, которая сначала появилась на любимчике – модели 911, а потом заслужила место и в шикарной «Панамере». Разработчики не ломали голову над названием, коробку с двойным сцеплением так и окрестили, традиционно добавив имя фирмы: PDK (Porsche Doppelkupplungsgetriebe).Наиболее простые агрегаты в этой группе – обычные механические коробки с электрическими или гидравлическими приводами, выжимающими сцепление и переключающими передачи. Достоинство таких роботов – невысокая стоимость, недостаток – замедленные реакции на команды водителя и недостаточная плавность переходов. Этих минусов лишены дорогие роботы – коробки с двумя сцеплениями, отдельно для четных и для нечетных передач, или, как их еще называют, секвентальные (англ. sequence – последовательность). В таких агрегатах всегда включены две соседние передачи (например, первая-вторая или вторая-третья), но замкнуто только одно сцепление – и крутящий момент идет лишь на один вал. В нужный момент пер-190 За рулем 10/2010 Компания «Мицубиси» установила на кроссовер «Аутлендер XL» коробку Twin Clutch Sport Shift Transmis sion (спортивная трансмиссия с двойным сцеплением), уже обкатанную на «Лансере Evo». Естественно, 6-ступенчатый робот появился и на «братьях-близнецах». АгрегатВАРИАТОРЫ«Ситроена C-Crosser» носит шифр DCS (Dual Clutch System – система с двумя сцеплениями). Так же он называется у «Пежо-4007». Шестиступенчатая коробка с двойным сцеплением на языке «Форда», «Мазды» и «Вольво» звучит одинаково: PowerShift. Lineartronic дебютировал на последнем поколении «Субару-Легаси» и «Аутбек». По конструкции этот вариатор напоминает Multitronic (кстати, производитель тот же: фирма LuK) – ведущие и ведомые диски связывает цепь, только вместо «мокрого» многодискового сцепления, разрывающего при остановках связь между двигателем и вариатором, установлен гидротрансформатор. Еще одно характерное отличие от агрегатов «Ауди» – Lineartronic передает момент не на одну, а на обе оси. Пару лет назад «Ниссан» разработал вариатор Xtronic. Одна из интересных конструктивных особенностей – планетарная передача на выходном валу, позволившая получить завидное передаточное отношение 7,3:1, а также уменьшить диаметры шкивов. В результате агрегат получился на 13% легче предшественника. Кроме того, с вариатором Xtronic двигатель расходует меньше топливаОни же бесступенчатые трансмиссии. Вариаторы, не получившие собственного оригинального имени, обозначают общепринятой аббревиатурой CVT (Continuously Variable Transmission – непрерывно изменяющаяся трансмиссия). На автомобилях чаще всего встречаются клиноременные или клиноцепные вариаторы, которые плавно, без характерных толчков увеличивают и уменьшают передаточное отношение при помощи ведущих и ведомых шкивов, соединенных ремнем или цепью. Шкивы раздвигаются и сближаются, соответственно изменяются их рабочие диаметры, а вместе с ними и передаточное отношение. Первый вариатор появился еще в конце XIX века, но на автомобили бесступенчатые трансмиссии стали устанавливать лишь в середине прошлого столетия. В конце 50-х коробкой Variomatic снабдили голландскую легковушку DAF 600.Multitronic – бесступенчатая трансмиссия для переднеприводных моделей «Ауди» с продольным расположением двигателя. Впервые этот вариатор засветился десять лет назад и с той поры пережил не одну модернизацию: помимо нового «железа» и софта, появились спортивный и ручной режимы переключения передач. Самые современные «мультитроники», работающие на нынешних моделях А4 и А5, способны «переваривать» крутящий момент до 400 Н·м.и, следовательно, меньше выбрасывает отработавших газов. До недавнего времени «Тойота» устанавливала вариаторы только на модели, продающиеся на внутреннем рынке. Теперь такой чести удостоились и европейцы. На «Авенсисе» и RAV4 момент от двигателя передается через клиноременный вариатор Multidrive S. Предусмотрен и ручной режим, семь виртуальных передач можно отщелкивать селектором или кнопками на руле.На правах рекламы