РУКИTOYOTA PRIUSАВТОРЫНОК | ВТОРЫЕПРИВИДЕНИЕ С МОТОРОМКнигу Астрид Линдгрен о приключениях обыкновенного ребенка и его необыкновенного друга читалимногие, однако лишь в «Тойоте» «привидение с мотором» поняли буквально… и создали «Приус». О самоммассовом гибриде вторичного рынка рассказывает Максим Приходько. Фото Георгия Садкова.Даже по цене «Приус 2», которыйвыпускали с 2003‑го по 2009‑й,давно перешел в разряд прозыжизни. От 350 тысяч рублейза машину 2004 года с немалым пробе‑гом и до 750 тысяч за гибрид 2008 года,на чьем одометре менее 50 тысячкилометров, – во столько сегодня оце‑нивают сочетание полуторалитровогобензинового мотора и 60‑киловаттногоэлектродвигателя.ПРИУСАДЕБНЫЙ УЧАСТОКВ Россию такие авто везут из Европы,США и Японии. «Японцы» в силу иногорасположения руля не пользуютсяособым спросом в центральной частистраны, хотя стоят немного дешевле.У «Приуса» из США нештатная све‑тотехника, иной шаг радиочастот,а на панели приборов галлоны и фарен‑гейты. Перепрошить электронныйблок под привычные литры и градусыстоит от 6 тысяч рублей. Мили в км/чпереводят специальной кнопкой – ска‑зывается соседство США и Канады.Кроме того, заокеанские машиныотличают задние барабанные тормозаи отсутствие повторителей поворотовна передних крыльях. И всего лишь двеподушки безопасности.Еще одна характерная особенность«американцев» – наличие на изнанкестыка передней левой фары и крылатак называемого «термоса». Горячийантифриз сохраняется в нем от пускадо пуска, обеспечивая быстрый про‑грев двигателя для минимизациивыбросов СО и СН – плата за жесткиеэкологические нормы в некоторыхюжных штатах. Если у «американца»этого «термоса» нет, перед вами битыйэкземпляр. Дальше вести торг – всеравно что пить игристое вино простотак, не планируя никаких рискованныхпоступков. Кстати, в условиях нашихзим, иногда лютых, этот железныйСТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ДЕТАЛЕЙTOYOTA PRIUS в Московском регионе, руб.Переднее крылоВетровое стеклоФараПередний бамперПередний амортизаторПередняя ступицаТормозные колодки: передние/задние1500450077003800100046001100/900«термос» может сыграть злую шутку,отобрав электроэнергию у небольшогопо емкости аккумулятора (всего 36 А.ч)на перекачку успевшего остыть анти‑фриза. Что поделать, Россия не Кали‑форния! Вот откуда рассказы, будто«приусы» не для нашего климата.Следующий проверочный узел –капот. В оригинале он из алюминия.Эта объемная деталь тяжелая – значит,тут крышка уже из стали. По неофи‑циальной статистике, целых гибридовиз США ввозят мало, поэтому прове‑рять автомобили следует внимательнее,чем экземпляры из Европы.Гибриды из Голландии, Германии,Франции или Швеции предпочтитель‑нее не только по причине наличия нор‑мальных фар и градусника. В четырехеврокомплектациях, которые завозятк нам, дисковые тормоза – по кругу,есть фронтальные и боковые подушкибезопасности. В самой богатой вер‑сии – боковые шторки и море вспомо‑гательных электронных систем. Вместопростенькой бормоталки, пригоднойдля прослушивания прогноза погоды, –дорогая магнитола. Такой набор ценяти сами европейцы, охотно покупая112 За рулем 08/2012112-115(2X1_2V)_PRIUS b.u.indd 11205.07.2012 18:24:05 На правах рекламы«приусы» на своей вторичке. На нашудолю достаются изрядно потертыеэкземпляры из тамошних таксопарков, где «Приус» стал своим в силу еготопливной экономичности и финансовых льгот от местных правительствза сохранение европейской экологии.Теперь главная страшилка –тяговая батарея. Она рассчитанана 550 тысяч километров пробега.Даже если машина из такси пробежала180–200 тысяч, у вас в запасе останетсяеще минимум 300 тысяч километров!А если с батареей что-то случится, ееменяют не целиком, а поэлементно.Цена за один «отсек» колеблется Джойстик переключения передач.Загадочная буква Ввключает аналоггорного тормоза –торможение двигателем. В торце проемазадней правойдвери находитсявентиляционнаярешетка тяговойбатареи. Центральноерасположение приборов встречаетсяне особенно часто.Однако данноерешение вполнеэргономично.112-115(2X1_2V)_PRIUS b.u.indd 11305.07.2012 18:24:08 РУКИ| ВТОРЫЕTOYOTA PRIUSНАША СПРАВКА«Тойота-Приус» – среднеразмерныйгибридный автомобиль, серийно выпускаемый с 1997 года. Второе поколениепроизводили с 2003-го по 2009 год.В 2005-м модель подверглась легкомурестайлингу. Машина активно использовалась в такси, специальных службах и подвергалась переделке в тюнинговых ателье. Тяговая батарея расположена в наиболее безопасном месте. При этом она почтине съедает полезный объем багажника. Главный силовой предохранитель батареикосвенно является и штатной противоугонкой – без него машина не поедет!от 750 до 1500 рублей (новая в сборестоит 40 тысяч).Продолжая таксомоторную тему,скажем, что внешне «Приус»-таксираспознать сложно. Машину не раскрашивают в фирменные цвета компанийперевозчиков, а обтягивают винилом,который сдирают перед продажей.При остаточной стоимости в 7–8 тысячевро гибрид смотрится на первоначальные 30 тысяч. Международноежулье с удовольствием тюнингует этиавтомобили, скручивая пробег подстать внешности. (Объявлений на этутему полным-полно в той же Польше;единственная страна, где за такиехудожества дают девять лет тюремногозаключения, – Швеция.) Надежнеевсего – изучить прошлое машиныпо отчетам Carfax. Будет полезнознать, что в Швеции продажа битыхмашин на вывоз запрещена местнымзаконодательством (система учета действует и там).После теоретической части самоевремя перейти к детальному осмотруконкретного представителя гибридногосообщества. Речь о «Тойоте-Приус»2006 года с пробегом – о ужас! –364 тысячи километров, за которуюпросили 460 тысяч рублей.вместительный. Человек среднегороста, сидя на заднем диване, спокойно может вытянуть ноги – спасибо большой колесной базе. А каковтрехэтажный багажник! В нем помимовместительного отсека для груза разместились запаска, основная тяговаябатарея и аккумулятор. Под капотомрасположены оба двигателя – традиционный и электрический. Там же находится блок предохранителей и разъем,который позволяет «прикурить», есличто.Пустил мотор, и сразу вспомнилось то время, когда в редакции трудился первый «Приус». Звуки, обычнозаглушаемые бензиновым мотором,здесь тоже вылезли на первый план:шины, неровности дороги и прочаяуличная какофония. Кстати, в отличиеот нашего авто, у второй версии задниеколесные арки покрыты материалом,похожим на ковролин. Но это слабопомогает, так что большинство владельцев тратятся на дополнительнуюшумоизоляцию. Зато расход топливанемаленькой по размерам машинысоставил примерно 5,5 л на сотнюпо городу. При полном 45‑литровом баке запас хода и вовсе потянетна добрую тыщу верст.Из самого приятного: весь тестдрайв мы проехали в режиме троллейбуса, то есть тяговая батареяжива-здорова, чего и всем желает.Для гибрида в возрасте это добрыйзнак. Из неотложного требоваласьзамена шаровых опор и переднихамортизаторов – не более 4000 рублейс работой. Даже при солидном пробеге более 300 тысяч километров запаспрочности батареи позволит проездитьна ней не менее шести лет. С учетомторга, смены масла, фильтров и прочей мелочовки приблизительная ценаза гибрид могла составить 450 тысяч.Не так уж дорого за то, чтобы отказаться от ежедневной слежки за ценамина бензин.ВНИМАНИЕ: ТИХИЙ ХОД!Серебристый гибрид сияет, как новый.Владелец признался, что перекрашивал заднюю дверь, потому на нейи отсутствуют фирменные шильдики. Он же установил пластиковыебрызговики и глазок камеры заднеговида. На 150 тысячах пробега заменил сальник помпы (1500 рублей).При пересечении рубежа в 250 тысячна покой запросилась рулевая рейкас электроусилителем, что вылилось в 19 тысяч рублей. А состояниеподвески мы проверили в ходе небольшого испытательного пробега.Если бы не большой монитор,на который выводится информацияо заряде батареи, понять, что сидишьза рулем необычного автомобиля, нетникакой возможности. Салон оченьБлагодарим интернет-ресурс Prius20.ruза помощь при подготовке материала.114 За рулем 08/2012112-115(2X1_2V)_PRIUS b.u.indd 11405.07.2012 18:24:10 На правах рекламы Клеммадля «прикурива‑ния». Для ожив‑ления маленького,но важного акку‑мулятора емкостью36 А·ч подойдетлюбая 12‑вольтоваябатарейка или акку‑мулятор от электро‑инструмента анало‑гичной мощности.Этого с лихвой хва‑тит, чтобы помочьзапустить тяговуюбатарею машины. Если облицо‑вочный пластик,который прикры‑вает так называемый «телевизор»,невозможно снять,это свидетельству‑ет об аварийномпрошлом. У целоймашины такойпроблемы не воз‑никает. Главное укра‑шение приборнойпанели «Приуса» –центральный мони‑тор. При желаниина него можновывести даже теле‑визионный сигнал. Тотальная борьба за экономичность начинается с кузова, коэффи‑циент лобового сопротивления которого равен 0,26 – очень неплохойрезультат.112-115(2X1_2V)_PRIUS b.u.indd 11505.07.2012 18:24:12