198
199
200
201
СНГЗАЗЭКОНОМИКА | АВТОПРОМНАСЛЕДНИКИ«ЗАПОРОЖЦЕВ»Запорожский автозавод – ныне иностранное предприятие, но в какой-тостепени остается нашим, родным… Во‑первых, многие россиянетепло вспоминают свой первый «Запорожец», а во‑вторых, продукцияс шильдиком «Зроблено в Українi» активно продается на российскомрынке. Историю взлетов и падений ЗАЗа изучал Игорь Моржаретто.СЕЛЬХОЗАВТОМАШПО-УКРАИНСКИЗа свою почти 150‑летнюю историюзавод менял название множество раз.В 1863 году меннонит Абрам Копп(в этих местах с ХVIII века жиликолонисты из Пруссии) начал изго‑тавливать в своих мастерских соломо‑резки. Вскоре мастерские разрослисьдо завода сельскохозяйственныхмашин. Национализированный послереволюции, завод в 1923 году полу‑чил гордое имя «Коммунар». Долгоевремя он выпускал комбайны и прочуютехнику для села, но в конце 1950‑хздесь решили делать народные микро‑литражки и в очередной раз переиме‑новали – конечно же, в Запорожскийавтомобильный. Машину разраба‑тывали всем миром: основную частьпроекта выполнил столичный МЗМА,выпускавший «москвичи», двигателемзанимались в отраслевом институтеНАМИ. Первую самостоятельную раз‑работку завода – знаменитый «уша‑стый» ЗАЗ‑966 освоили в 1966 годуи затем почти 30 лет выпускали моделина его базе.За 34 года (с 1960‑го по 1994‑й)в Запорожье собрали 3,4 млн. микро‑литражек с двигателем воздушногоохлаждения. Многие из них еще бегаютпо дорогам Украины, России и другихстран.Следующая базовая модель появи‑лась на конвейере ЗАЗа с большим опо‑зданием – в 1987 году. Это был перед‑неприводный трехдверный хэтчбекЗАЗ‑1102 «Таврия». Едва успели егоосвоить, как распался Советский Союзи начались экономические проблемы.Но уже суверенные…ВСПОМИНАЯ «ДЭУ»Украинские власти долго тянулис приватизацией главного автопред‑приятия страны, по старинке забираявсю выручку в бюджет. Немудрено,что к середине 1990‑х завод оказалсяна грани банкротства. В 1994 годуостановили производство «запо‑рожцев»: спрос на них упал практи‑чески до нуля. Да и продажи «Тав‑рии» стремительно сокращались:модель не выдерживала конкуренциис подержанными иномарками, ведьНАША СПРАВКАЗапорожский автомобильный завод(ПАО «ЗАЗ») – крупнейший украинскийпроизводитель автомобилей, фургонов,автобусов. Входит в группу компаний«УкрАВТО». В составе ЗАЗа также хозрасчетное предприятие «Ильичевский заводавтомобильных агрегатов» (ХРП «ИЗАА»)и Мелитопольский моторный завод (МеМЗ).  ЗАЗ‑965 стал первенцем завода.на Украине тогда были очень низкиетаможенные пошлины. В 1997 годув стране продали всего 15 тыс. новыхавтомобилей, в том числе лишь 1,9 тыс.«таврий».В конце 1997 года украинскийпарламент принял закон «О стиму‑лировании производства автомоби‑лей». Он действовал почти десять лети реально помог поднять местныйавтопром. Все иномарки облагались25‑процентной пошлиной; запреща‑лось ввозить машины старше восьмилет. Предприятия избавили от уплатыНДС, они даже получили пакет льгот.Например, госорганам при закупкахпредписывалось отдавать предпочтениемоделям местной сборки. ОтменялсяНДС при покупке нового автомобиляотечественного производства.Уже под этот закон руководителизавода и Минпромполитики пыталисьнайти инвестора; в Запорожье при‑летали представители PSA «ПежоСитроен», «Фиата», «Дженералмоторс». В конце концов киевскиечиновники выбрали южнокорейскийконцерн «Дэу». В сентябре 1997 годаОАО «АвтоЗАЗ» и «Дэу моторс» под‑писали соглашение о создании совмест‑ного предприятия «АвтоЗАЗ-Дэу»с уставным фондом 150 млн. долл.Украинская сторона передала в СП про‑изводственные мощности, корейская –технологии и оборудование. В Запо‑рожье должны были собирать пятьмоделей; корейцы обещали модерни‑зировать и «Таврию». Стороны наме‑ревались вложить более 1,3 млрд. долл.в проект, рассчитанный на десять лет.Поначалу все вроде бы лади‑лось: уже в мае 1998‑го в Ильичевске198 За рулем 09/2012198-201(2X1_3V)_ZAZ.indd 19810.08.2012 10:49:30 На правах рекламы  Сегодня в производственном портфеле Запорожского автозавода автомобили четырех марок.на заводе автоагрегатов «Квант»(он стал филиалом ЗАЗа) началаськрупноузловая сборка моделей«Ланос», «Нубира» и «Леганза».На основной площадке в Запорожьезапустили в серию обновленныйЗАЗ‑1102 под именем «Таврия-Нова»;при участии корейских инженеровв короткие сроки подготовили к выпу‑ску пятидверный лифтбек ЗАЗ‑1103«Славута» (в серии с 1999 года).Но планы были перечеркнуты финан‑совыми кризисами: украинским(он последовал сразу за российским),а потом и корейским. Компания «Дэу»осенью 1998 года оказалась на гранибанкротства и с октября пересталаперечислять деньги и поставлятьмашинокомплекты, выйдя из СПв одностороннем порядке. В декабребыли собраны последние «корейцы».(Они еще вернутся на Украину,но позже и под другим именем.)Урегулировать спор поручилиспециальной комиссии. Корейцы тре‑бовали вернуть вложенные деньгии сменить руководство завода; укра‑инцы настаивали на том, что партнерынамеренно не выполнили свои обя‑зательства. «Выяснение отношений»продолжалось до конца 2000 года,когда, наконец, было объявленоо банкротстве «Дэу». Первый «корей‑ский этап» в истории ЗАЗа бесславно(но относительно благополучно) закон‑чился.Завод по-прежнему работал лишьна 10–15% мощности, и ему сновабыл жизненно необходим серьезныйиностранный партнер. В сентябре1999 года правительство страныобъявило конкурс по выбору компа‑нии для управления государственнымпакетом акций ОАО «АвтоЗАЗ» (82%акций). Предсказуемо победила «Укра‑инская автомобильная корпорация»(«УкрАВТО»), которой руководилТариэл Васадзе. Когда-то он возглавлялреспубликанское «Укравтотехобслу‑живание», а к концу прошлого векастал владельцем не только крупнейшейдилерской сети страны, но и народнымдепутатом. В 2002 году «УкрАВТО»полностью выкупило госпакет акцийЗАЗа всего за 54 млн. гривен (около10 млн. долл.). Впрочем, иных претен‑дентов на него и не было. А корейскуюдолю в СП в том же 2002 году приоб‑рела швейцарская инвестиционнаякомпания Hirsch & Cie.  Наряду с еще советским оборудованиемв цехах стоят самые современные импортныемашины и механизмы.  После вступления Украины в ВТО крупноузловая сборка стала невыгодной. Все моделина ЗАЗе сейчас собирают по полному циклу.198-201(2X1_3V)_ZAZ.indd 19910.08.2012 10:49:32 СНГ| АВТОПРОМЗАЗНОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЗАЗа (1991–2012 годы)Новые собственники активноискали партнеров, предлагая организовать контрактную сборку автомобилейна запорожском предприятии или в егоильичевском филиале. В 2003 годузаключили договоры с компаниями«Мерседес-Бенц» (автомобили классов Е и М, крупноузловая сборкав Запорожье), «Опель» («Астра»,полный цикл, со сваркой и окраской)и АВТОВАЗ (ВАЗ‑21093 и -21099).Завод начал выходить из затяжногокризиса.ПЯТИЛЕТКА ПОБЕД –В ДВА ГОДАПосле банкротства «Дэу» ее заводыв Южной Корее купил концерн «Дженерал моторс». Переговоры с американцами и их новой корейской дочкой «Джи-Эм-ДАТ» принесли успех:в 2004 году «УкрАВТО» заключилас ними соглашения по производствуавтомобилей, поставив условиемвысокую степень локализации. Первымсовместным проектом стал «Ланос».Степень его локализации уже в первыйгод составила 50%! За ним последовал «Лачетти» и другие модели. Делапошли в гору: ЗАЗ обрастал парт­нерами, расширял модельный ряд.В 2006‑м на площадке в Ильичевскеначали понемногу собирать китайские автомобили «Чери» и автобусыI-VAN на индийских шасси «Tата»;в Мелитополе освоили выпуск новогомотора объемом 1,4 л. В том же годуслучилось и нечто вовсе необычное дляавтопрома СНГ в целом: «УкрАВТО»приобрела у компании «Джи-ЭмДАТ» свой первый автозавод за рубежом – польский ФСО (FSO, FabrikaSamochodow Osobowych). Там шласборка «Ланоса» и «Матиза», а также«Шевроле-Авео» для стран Восточной Европы. С этого же предприятияв Запорожье поступали многие комплектующие.Тем временем собранный на ЗАЗе«Шевроле-Ланос» вошел в тройкусамых популярных в России автомобилей. Еще бы – почти иномарка,но по цене «десятки»! На Украинемодель еще называлась «Дэу-Ланос»;в 2007 году она пережила небольшойрестайлинг, получила двигатель МеМЗи новое имя – «ЗАЗ-Сенс».В том же 2007‑м украинская компания «Объединенные транспортныетехнологии», одним из учредителейкоторой стал ЗАЗ, подписала с Мин­экономразвития РФ соглашениео промышленной сборке в Борскомрайоне Нижегородской области автомобилей «Шевроле-Ланос», «Авео»и «ЗАЗ-Сенс». Объем производствапланировался на уровне 25 тыс. машинежегодно.Тот год признан лучшим во всейистории Запорожского автозавода.Тогда собрали свыше 280 тыс. автомобилей (73% всего производства  «Таврию» пытались продвигать дажена рынки Западной Европы, но развал СССРпоставил на этих амбициях крест. Хотя еерекламный ролик получил Серебряного Львана фестивале в Каннах!  «Чери-Бонус» ныне один из бестселлеровзавода. Продают его в России.200 За рулем 09/2012198-201(2X1_3V)_ZAZ.indd 20010.08.2012 14:58:58 На правах рекламы  Автобусы I-VAN (на индийскомшасси «Тата») собирают на заводев Ильичевске.машин на Украине) шести марок (ЗАЗ,«Лада», «Шевроле», «Опель», «Чери»,«Тата»); из них четверть ушла на экс‑порт в десяток стран Увы, «пятилеткапобед» закончилась уже в 2008‑м,когда в мире разразился финансовыйкризис. По украинскому автопрому онударил очень сильно, ведь сбыт упална основных рынках – на Украинеи в России. Если в 2008‑м ЗАЗ собрал259 тыс. машин, то в 2009 году –46,2 тыс., то есть в 5,6 раза меньше!Осенью 2008‑го сняли с производства«Таврию» – покупателей на нее и вовсене осталось… Проект строительствазавода в России тоже прикрыли. Этобыла почти катастрофа.СДАЧА НОРМ ВТОНе только кризис подкосил ЗАЗ,но и поспешное вступление Украиныв ВТО в 2009 году: к тому времениотменили закон «О стимулированиипроизводства автомобилей», какпротиворечащий принципам этойорганизации. Украинский автопромхотя и окреп за предыдущие десять лет(в стране уже пять заводов собиралилегковые автомобили и восемь – гру‑зовики и автобусы), но не настолько,чтобы выдержать конкуренцию с ино‑странцами. Таможенные пошлинырезко уменьшили опять же по требо‑ванию ВТО (на новые автомобили –до 10%). Тем временем закончилсясрок лицензии на производствокормильца «Ланоса», но «Джи-Эм»разрешил выпускать этот автомобильпод собственным брендом и реализо‑вывать через других дистрибуторов.Поэтому в РФ модель получила имя«Шанс».В декабре 2010 года с конвейерасошел первый «ЗАЗ-Форца», кото‑рый на самом деле являлся китай‑ским «Чери-А13». Но бестселлеромпо-прежнему остается старый добрый198-201(2X1_3V)_ZAZ.indd 201«Ланос» во всех его вариациях –«Сенс», «Шанс»…Отношения с «Дженерал моторс»развиваются успешно. Последний плодамерикано-украинского союза – «ЗАЗВида», ее начали выпускать в Запо‑рожье весной нынешнего года. Никтоне скрывает, что это «Шевроле-Авео»предыдущего поколения, но на Авто‑ЗАЗе надеются, что благодаря невысо‑кой цене и неплохому качеству сборкимашина найдет своего покупателя.В прошлом году ЗАЗ выпустил60,9 тыс. автомобилей. Основнымипотребителями кроме украинцев оста‑ются россияне: в 2011‑м у нас продано22,9 тыс. зазовских машин (38% всеговыпуска). В немалой степени Россияспасает украинское предприятие,ведь внутренний рынок меняетсяне в пользу отечественных производи‑телей. Дело дошло до того, что почет‑ный президент АвтоЗАЗа народныйдепутат Васадзе открыто заявил, чтопосле трех лет пребывания в ВТО Укра‑ина ничего, кроме увеличения импорта,не получила и правительство вправев рамках правил ВТО провести рас‑следование. Если выяснится, что любаяиз отраслей экономики пострадалав результате увеличения импортнойсоставляющей, Украина имеет правоввести специальную пошлину.Тем временем ЗАЗ активно раз‑вивает дилерскую сеть в России; в этомгоду создали собственную дистрибутор‑скую фирму. В планах – увеличить долюзапорожских машин на рынке до 1,5%.Правда, не очень понятно, какскажется на импорте автомобилейиз Украины введение в России ути‑лизационного сбора. Но, думаю, онибудут здесь всё так же хорошо прода‑ваться. Ведь любовь к «запорожцам» –не самым современным, но недорогимии простым в обслуживании – у насв крови…10.08.2012 10:49:35