На зависть сковородкам или 5000 км без масла
РЫНОК
Экспертиза
НА ЗАВИСТЬ СКОВОРОДКАМ
ИЛИ 5000 КМ БЕЗ МАСЛА
Продолжаем тему антифрикционных присадок, модификаторов трения и реметаллизантов.
Федор МАСЛОВ
Наше знакомство с четырьмя препаратами уже состоялось (ЗР, 1999, № 10). Пробный шар показал, что говорить о головокружительном триумфе или, напротив, о полной несостоятельности продуктов оснований нет, и список соискателей неплохо бы расширить. Поэтому к первопроходцам мы добавили представительную группу из шести сочувствующих (см. фото).
Кто они? Несмотря на похожий ожидаемый эффект - снижение трения и износа в двигателе, принципы действия препаратов разнятся. Условно разделим их на три группы. Первая - модификаторы трения. К ним относятся ER (фото 2), "Аспект-модификатор" (фото 9) и "Универсальный модификатор" (фото 10). Вторая группа - плакирующие присадки, содержащие в своем составе мелкодисперсные частицы специального вещества или соединения: дисульфида молибдена (MoS2), тефлона (политетрафторэтилена - ПТФЭ) и т. д. Сюда попадают STP c XEP2 (фото 1), Motorol от Liqui Moly (фото 4) и PTFE от Hi Gear Products (фото 6). Третья группа - реметаллизанты, призванные "восстанавливать" поверхности при некоторых видах износа. Среди наших подопытных таковых четверо: швейцарский Metalyz 6 (фото 3), украинский РВС (фото 5), российские "Трибо" (фото 7) и "РиМет" (фото 8). Четверку эту следует разделить еще пополам: на препараты с "мягкими" и "твердыми" активными агентами.
В разряд "мягких" запишем Metalyz и "РиМет", содержащие в своем составе соответственно композицию медь-свинец-серебро и медь-олово-серебро. Они должны заполнять микровпадины (трещины, каверны и т. п.) на трущихся поверхностях и увеличивать таким образом площадь пятна контакта (что происходит с хонинговкой, история умалчивает). Если верить законам физики, имеющиеся на поверхности металла выступы микрорельефа при этом нарастать не должны, а вот компрессия действительно может несколько увеличиться. Впрочем, это относится и к "твердым" реметаллизантам.
"Твердые" - РВС и "Трибо" - предлагаются как средство для безразборного ремонта, способное произвести избирательное наваривание слоя металлокерамики в наиболее изношенных зонах двигателя. Причем украинский производитель официально (!) заявляет, что правильно обработанный его препаратом двигатель может проехать без масла до 5 тыс. км. Ожидаемый коэффициент трения в восстановленных зонах, по данным обоих производителей, - 0,003-0,007. Есть и другие любопытные совпадения украинского и российского продуктов, хотя оба изготовителя "металлокерамики" ведут себя так, будто ничего друг о друге не знают. Возможно.
Теперь шаг назад - к плакирующим присадкам (STP, Motorol и PTFE). Их принцип действия в чем-то похож на работу "мягких" реметаллизантов, с той лишь разницей, что частицы плакирующего вещества не "застревают" во впадинах микрорельефа навсегда, а остаются подвижными, подобно телам качения в подшипниках. Поэтому, если реметаллизанты обещают остаться в двигателе после замены масла, то плакирующие присадки его большей частью покидают.
Осталось еще сказать о модификаторах трения (ER, "Аспект-модификатор" и "Универсальный модификатор"). Не утверждая, что это полностью относится к названной троице, попробуем пояснить общий принцип действия модификаторов, как класса. Основан он на химически активном взаимодействии продукта с выступами микрорельефа. В режиме граничного трения толщины масляной прослойки оказывается недостаточно, чтобы исключить контакт поверхностей "металл по металлу". Это проявляется, однако, не по всей площади пятна контакта, а только между выступами микрорельефа. Выступы, пытаясь срезать друг друга, нагреваются. Тут-то их и "вычисляет" модификатор и, вступая в работу, делает мешающий выступ более "мягким". Когда все "лишние" выступы оказываются аккуратно срезаны, толщины масляной прослойки хватает, чтобы контакта "металл по металлу" избежать... и всем хорошо.
Огонь, вода и медные трубы. Нетрудно догадаться, что каждый производитель считает свой препарат одним из лучших. И дело здесь не в самолюбии. Каждый продукт в стадии разработки проходит испытания в соответствии с методикой, которую выберут его отцы-создатели. Когда результат авторов устроит, они и предложат товар на рынок. Выбери один из этих методов для сравнительных испытаний разных препаратов - получишь один результат, выбери другой - картина изменится. А чтобы отталкиваться от одной универсальной методики оценки, надо ориентироваться на Госстандарт. На счастье, в его закромах нашлись методы, предназначенные для проверки продуктов, призванных снижать трение и износ в двигателе (см. также ЗР, 1999, № 10). Правда, проверить реметаллизирующие свойства по стандартной методике пока нельзя - ее еще нет.
Любознательным поясним: метод, использованный для оценки эффективности наших препаратов, моделирует режим граничного трения, упрощенно изложенный чуть выше. Два других существующих режима - гидродинамического и сухого трения - названным методом не моделируются. В первом из них присадки практически не работают, во втором - практически никогда не работает сам двигатель, разве что при отсутствии масла вообще.
Мальчики - налево, девочки - направо. В отличие от первого знакомства с модификаторами и компанией, на этот раз мы решили не суммировать два различных эффекта - трение и износ. Несмотря на видимое родство, они подобны сторонам монеты. Кто-то из производителей сделал ставку на "орел", кто-то на "решку". Сыграла ставка или нет, видно из наших таблиц.
Приятным сюрпризом оказались результаты испытаний одного из трех "американцев" STP (с ХЕР2). Несмотря на неприличное в русском прочтении сочетание букв, указывающих на состав зелья, эффективность препарата оказалась выше всяких похвал (нечто похожее представлял собой когда-то отечественный "Фриктол"). Остальные образцы тянутся в таблицах вниз длинной вереницей цифр.
Учимся делать выводы. Пока читатель не успел сделать скоропалительных выводов сам, поспешим внести в ход его рассуждений небольшие коррективы. Показанные лидером 54% снижения трения не означают, что расход топлива у автомобиля, использующего "хорошую" (кстати, довольно недешевую) присадку, снизится вдвое или хотя бы на четверть. В очередной раз напоминаем, что доля потерь на трение в двигателе на номинальном режиме (режиме максимальной мощности) редко превышает 7-9%. От этих 7-9% и следует отсчитывать полученные 54%. Это РАЗ! Напоминаем также, что эксперименты моделировали только режим граничного трения, в котором кратковременно работают детали цилиндро-поршневой группы в момент вспышки топливно-воздушной смеси и перекладки поршня. В основном же двигатель работает в режиме гидродинамического трения, определяющего ненавистные потери (те самые 7-9%). В этом режиме присадки практически бессильны. Это ДВА!
Какой же тогда вывод "правильный"? Очевидно тот, что подсказан опытом применения подобных препаратов. Эффективность "Фриктола", на который мы уже ссылались, при проверке по тому же стандартному методу оказывалась на уровне сегодняшних результатов STP. Снижение расхода топлива в реальной эксплуатации не превышало 3-5%.
На этом можно было бы поставить точку. Мы предпочтем многоточие. Во-первых, осталась недосказанность в отношении реметаллизантов. Во-вторых, наша жизнь меняется куда быстрее, чем ожидаешь, и что готовит день грядущий, предугадать не возьмется никто...
STP (с ХЕР2). Изготовитель - STP, США.
Тип - плакирующая присадка.
Цена - 500 руб.
При испытаниях снизила трение на 54%, износ - на 37%. Высокая (до 20%) концентрация продукта в масле вызвала настороженность экспертов.
Антифрикционный кондиционер металла ER. Изготовитель - Energy Release Corp., США.
Тип - модификатор трения. Продается во флаконах массой 150, 240 или 470 г.
Цена - 240, 330 и 550 руб. соответственно.
Согласно описанию, содержит в составе ионы железа. При испытаниях снизил трение на 12%, износ - на 22%.
Metalyz 6. Изготовитель - Actex SA, Женева, Швейцария.
Тип - реметаллизант.
Цена - от 150 до 1000 руб. (в зависимости от объема упаковки и назначения).
Согласно описанию, содержит в составе композицию медь-свинец-серебро. При испытаниях снизил трение на 14%, износ - на 7,5%. Реметаллизирующие свойства в силу отсутствия соответствующего стандарта не проверялись.
Motorol. Изготовитель - Liqui Moly Gmbh, Германия.
Тип - плакирующая присадка.
Цена - 120 руб.
Согласно описанию, содержит дисульфид молибдена (МоS2). При испытаниях снизила трение на 5,1%, износ - на 14,8%.
РВС. Изготовитель - фирма "Хадо", Украина.
Тип - реметаллизант.
Цена - около 750 руб.
Согласно описанию, производит выборочное наращивание металлокерамического слоя в наиболее изношенных местах двигателя. При испытаниях снизил трение на 6,1%, износ - на 13,6%. По заявлению изготовителя, правильно обработанный препаратом двигатель может проехать без масла до 5 тыс. км. Реметаллизирующие свойства в силу отсутствия соответствующего стандарта не проверялись.
PTFE. Изготовитель - Hi Gear Products Inc, США.
Тип - плакирующая присадка.
Цена - 245 руб.
Согласно названию, содержит политетрафторэтилен (тефлон). При испытаниях снизила трение на 8,2%, износ - на 8,6%. Высокая (до 20%) концентрация продукта в масле вызвала настороженность экспертов.
"Трибо". Изготовитель - НИИ РТК НПЦ "Трибо", Россия.
Тип - реметаллизант.
Цена - около 240 руб.
Согласно описанию, производит выборочное наращивание металлокерамического слоя в наиболее изношенных местах двигателя. При испытаниях снизил трение на 5,1%, износ - на 9,9%. Реметаллизирующие свойства в силу отсутствия соответствующего стандарта не проверялись.
"РиМет". Изготовитель - фирма ВМП, Россия.
Тип - реметаллизант.
Цена - 55 руб.
Согласно описанию, содержит в составе композицию медь-олово-серебро. При испытаниях снижения трения не обнаружено, снижение износа - 13%. Реметаллизирующие свойства в силу отсутствия соответствующего стандарта не проверялись.
"Аспект-модификатор".
Изготовитель - АО "Аспект", Россия.
Тип - модификатор трения.
Цена - 65 руб.
При испытаниях снизил трение на 2%, износ - на 7,4%.
"Универсальный модификатор".
Изготовитель - "Автоконинвест", Москва, Россия.
Тип - модификатор трения.
Цена - 150 руб.
При испытаниях снижения трения не обнаружено, снижение износа - 8%.