Бразды пушистые взрывая...
ТЕСТ 15-ДЮЙМОВЫХ ПОКРЫШЕК
С учетом "контингента" пришлось внести изменение в методику испытаний: торможения проводили без блокировки колес, используя АБС. Все, как в реальной жизни, учитывая массовое распространение этого устройства. Но основные положения тестов, как и с 13-дюймовыми шинами, неизменны.
Продолжаем давний спор между "шипами" и "нешипами" - от каждой группы испытываем по четыре комплекта покрышек.
Как водится, сравниваем шины разных ценовых категорий. Это привычные нашим читателям "эконом", "бизнес-класс" и "люкс".
Тестируемые покрышки смонтировали на литые колеса российской фирмы "Прома". Автомобилем-носителем стал " Фольксваген Гольф IV". Резвая и послушная в управлении машина как нельзя лучше отвечала поставленным задачам.
Все работы проводили на полигоне НТЦ ВАЗа по известной технологии - осмотр, взвешивание, монтаж, тщательная обкатка. Затем - круговерть замеров и экспертных оценок. Снег - лед - разгон - торможение - "переставка" - оценка управляемости - асфальт - расходы...
Как и ожидалось, революционных перемен при изменении размера (одна и та же модель 13 и 15 дюймов) не произошло. То есть поведение "больших" и "маленьких" колес с одинаковым рисунком весьма схоже. Так же как и в "13-дюймовом" тесте (ЗР, 2003, № 9), победителем стали покрышки "Нокиан-Хаккапелита 2". Однако еще два лидера - "Гудьир-Ультра-Грип-500" и "Гиславед-Норд-Фрост-3" поменялись местами, заняв вторую и третью ступени на подиуме.
Некоторые расхождения связаны с упомянутым уже изменением методики замеров. Из-за АБС пришлось снизить значимость показателя "удобство управления торможением". Умная система нивелировала возможности испытуемых. Зато вырос вес "курсовой устойчивости" - динамичный автомобиль оказался к ней более чувствителен. Те, кто не согласен с начисленными очками, может выстроить свой подиум. С этой целью мы приводим абсолютные значения измеряемых параметров.
Разумеется, наши выводы не догма, а руководство к действию. Думаем, с их помощью будет легче подобрать шины по душе и, конечно, по погоде. Ведь Россия велика, и зима у всех разная!
Тест-группа "За рулем": Валерий Павлов, Андрей Образумов, Евгений Ларин, Антон Мишин.
8 место - 124 очка
"Метелица
К-205"
Производитель - Россия (КШЗ)
Максимальная скорость - 160 км/ч (индекс "Q")
Глубина рисунка протектора - 10,5 мм
Количество отверстий (меток) под шипы - 168 (высота не более 1,2 мм)
Масса шины - 10,1 кг
Цена в Москве - 1200 руб.
Соотношение цена/качество - 9,68
Эта покрышка - увеличенная копия тринадцатидюймовой: та же "елочка" на протекторе, те же 168 намеченных точек для отверстий под шипы. Да вот сцепные свойства на скользкой дороге, увы, не те!
По льду на этих шинах разгоняться, поворачивать и тормозить следует очень аккуратно. Впрочем, и на заснеженных дорогах 15-дюймовая "Метелица" ведет себя несколько иначе, нежели меньшей размерности - хуже по проходимости, но зато лучше по курсовой устойчивости. Недостатки те же - оставляющие желать лучшего расходы топлива и плавность хода.
Скорее всего, причина в укрупнении рисунка при переходе в большую размерность. Впрочем, очевидно, что эти шины из другой резины - более жесткой.
А посему большую "Метелицу" лучше зашиповать, благо, на ее протекторе места для установки шипов уже обозначены. Только не переборщите с количеством.
Тормоза на асфальте выше среднего, удовлетворительная курсовая устойчивость на зимней дороге.
Невысокие сцепные свойства на скользкой дороге, значительный расход топлива, высокая жесткость шины, недостаточная проходимость.
7 место - 160 очков
Pirelli Winter 210 Snow Sport
Производитель - Италия
Максимальная скорость - 210 км/ч (индекс "Н")
Глубина рисунка протектора - 9,9 мм
Масса шины - 9,3 кг
Цена в Москве - 2970 руб.
Соотношение цена/качество - 18,6
Самая скоростная покрышка в нашем тесте. В ней хорошо чувствуется порода "Пирелли" - отменная, практически летняя курсовая устойчивость и отличные тормозные свойства на асфальте.
Еще один значительный плюс этой покрышки - очень низкий уровень шума.
Однако на скользкой дороге эта шина выглядит бледновато - видимо, сказывается отсутствие шипов. У автомобиля, примерившего Snow Sport, скромная проходимость при движении в глубоком снегу, низкие сцепные свойства на обледенелых и заснеженных дорогах, сложное управление разгоном и торможением. К тому же в скользком предельном повороте "Гольф", обутый в эти покрышки, заставляет водителя нервничать, срываясь то в снос, то в занос.
В общем Snow Sport мы рекомендуем только для ухоженных зимних улиц крупных городов и тех, что похожи отсутствием льда и малым количеством снега.
Отменные тормозные свойства на асфальте, отличная курсовая устойчивость на зимней дороге, низкий уровень шума.
Низкие сцепные свойства, не лучшая управляемость на зимней дороге, невысокая проходимость в глубоком снегу.
6 место - 190 очков
"Медведь Я-620 Наст II"
Производитель - Россия (ЯШЗ)
Максимальная скорость - 190 км/ч (индекс "Т")
Глубина рисунка протектора - 9,5 мм
Количество шипов - 128 шт.
Выступание шипов - 1,8-2,1 мм
Масса шины - 10,5 кг
Цена в Москве - 1340 руб.
Соотношение цена/качество - 7,05
У пятнадцатидюймового "Медведя" торможение и разгон на льду отменные. Фактически - на одном уровне с лидерами.
В снежных упражнениях большой "Медведь" выглядит весьма скромно, особенно при торможении. Да и в проходимости практически середнячок. В скользком повороте по характеру управляемости очень близок к "Пирелли". Те же нервные рыскания, те же срывы то в снос, то в занос. Кроме того, у него высокие расходы топлива, низкий уровень комфорта и трудноконтролируемые "заплывы" на высокой скорости.
Несмотря на довольно серьезный индекс скорости этого "Медведя", на нем зимой лучше не торопиться.
Отличные продольные сцепные свойства на льду.
Слабые тормоза на снегу и на асфальте, низкая курсовая устойчивость на заснеженной дороге, низкий уровень комфорта, высокие расходы топлива.
4 место - 323 очка
Bridgestone Blizzak WS-50
Производитель - Япония
Максимальная скорость - 160 км/ч (индекс "Q")
Глубина рисунка протектора - 10,5 мм
Масса шины - 8,6 кг
Цена в Москве - 2630 руб.
Соотношение цена/качество - 8,16
И здесь почти то же самое, что и у предыдущей покрышки. Отличные тормоза на снегу и проходимость уживаются с высокой экономичностью и отменной плавностью хода.
А вообще-то этот "Близзак" покорил нас удивительно сбалансированными свойствами. Это пример разумного компромисса! Здесь все в меру. Такой подход позволяет покрышке быть универсальной (одинаково хорошей) для всех покрытий.
Пусть тормоза на льду и разгон на снегу чуть хуже, чем у "Тойо", зато заметно лучше торможение на асфальте и управляемость в скользком повороте. "Гольф", обутый в "Близзак", не рыскает в скользких поворотах, а идет ровно, доставляя водителю удовольствие от контроля над скольжениями.
В целом WS-50, несмотря на отсутствие шипов, очень близок к шипованным.
Отличные тормоза на снегу, отличная проходимость, отменная плавность хода, выдающаяся экономичность.
Посредственные боковые сцепные свойства на зимней дороге, разгон на льду, управление торможением.
5 место - 299 очков
Toyo Observit
Garit 2
Производитель - Япония
Максимальная скорость - 160 км/ч (индекс "Q")
Глубина рисунка протектора - 10,0 мм
Масса шины - 9,9 кг
Цена в Москве - 2500 руб.
Соотношение цена/качество - 8,36
Покрышка "снежного" направления. В снегу особенно хороши ее продольные сцепные свойства, да и проходимость на высоте. Явный пик в характеристиках этой нешипованной шины - тормозные свойства на льду, очень близкие к шипованным.
Многочисленные ламели эффективно работают на льду, но только до тех пор, пока шина вращается. Если тормозить юзом, ламели складываются и автомобиль попросту плывет по дороге. То же самое происходит и при разгоне.
Увы, ламели подводят при торможении на асфальте. Здесь даже АБС не помогает - слишком мягкая резина!
Дотошным японцам удалось объединить в одной покрышке, казалось бы, несовместимое - отменную проходимость и высокие сцепные свойства, с одной стороны, и высокую экономичность и низкий уровень шума - с другой.
Очень хорошие тормоза на льду и на снегу, отличная проходимость, выдающаяся экономичность, низкий уровень шума.
Слабые тормоза на асфальте, низкая информативность при торможении.
3 место - 334 очка
Gislaved Nord
Frost 3
Производитель - Германия
Максимальная скорость - 160 км/ч (индекс "Q")
Глубина рисунка протектора - 10,1 мм
Количество шипов - 110 шт.
Выступание шипов - 2,0 мм
Масса шины - 9,2 кг
Цена в Москве - 2450 руб.
Соотношение цена/качество - 7,33
Звезда пятнадцатидюймового 3-го "Фроста" по сравнению с меньшим, 13-го размера, увы, слегка потускнела. Расклад сменился не в его пользу.
Казалось бы, эта шина не провалилась ни в чем и выглядит довольно ровно. Но некоторое смещение приоритетов все же произошло.
"Фросту-3" удалось немного отыграть у "Ультра-Грип-500" торможение на снегу и улучшить отрыв в тормозах на асфальте. Возможно, это произошло благодаря АБС.
Зато он уступил своему противнику "Гудьиру" в разгоне на снегу, управлении торможением, курсовой устойчивости на зимней дороге и расходе топлива при скорости 90 км/ч.
Отличные тормоза на льду и приличные на снегу, высокие боковые сцепные свойства на скользкой дороге.
Недостаточно высокая курсовая устойчивость на заснеженной дороге, довольно значительные расходы топлива.
2 место - 339 очков
Good year Ultra Grip 500
Производитель - Германия
Максимальная скорость - 190 км/ч (индекс "Т")
Глубина рисунка протектора - 10,2 мм
Количество шипов - 110 шт.
Выступание шипов - 2,0 мм
Масса шины - 9,4 кг
Цена в Москве - 2730 руб.
Соотношение цена/качество - 8,04
"Гудьир" чуть спокойнее и уравновешеннее "Гиславеда". Поведение хорошо прогнозируемо и подсказывает, какое покрытие под "ногами" автомобиля. При этом никаких неожиданностей! Однако тормоза на асфальте - слабое место "пятисотого". В этой номинации позади лишь "Медведь".
Преимущества над ближайшим соперником собраны буквально по крохам: чуть быстрее разгон на зимней дороге, удобнее управление разгоном и торможением, лучше проходимость, комфорт, выше экономичность на больших скоростях. За все это лишь слегка "отданы" тормоза на снегу и асфальте, боковые сцепные свойства и управляемость.
Отличные тормоза на льду, управление разгоном и торможением на зимней дороге.
Оставляют желать лучшего тормоза на асфальте и расход топлива на высоких скоростях.
1 место - 366 очков
Nokian
Hakkapeliitta 2
Производитель - Финляндия
Максимальная скорость - 190 км/ч (индекс "Т")
Глубина рисунка протектора - 9,0 мм
Количество шипов - 110 шт.
Выступание шипов - 2,0 мм
Масса шины - 8,9 кг
Цена в Москве - 2790 руб.
Соотношение цена/качество - 7,62
Практически во всех ледовых и снежных номинациях эта покрышка занимает лидирующие позиции или призовые места. В общем, эта шина узнаваема в любой размерности.
Ее характерные особенности - отличные сцепные свойства на любой зимней дороге - заснеженной или обледенелой, завидная проходимость. А главное - задорная управляемость, которой буквально проникается и без того послушный " Фольксваген Гольф". Максимум удовольствия от управления автомобилем на скользких дорогах.
"Хаккапелита 2" позволит активному водителю открыть и в машине, и в себе новые грани.
Отличные сцепные свойства на льду и на снегу, очень приличная проходимость, отменная управляемость.
Нескромные расходы топлива. Довольно высокая цена.