Приемы дальнего боя

ПРИЕМЫ ДАЛЬНЕГО БОЯ

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

ВОДИТЕЛЬ И ДОРОГА

ПРИЕМЫ ДАЛЬНЕГО БОЯ

ЭДУАРД КРАВЦОВ

Первая причина большинства ДТП, как уже говорилось (ЗР, 2004, № 9) – ошибки при обгоне. Но есть и вторая…

СОН

Почти все сводки типа «Не справился с управлением» можно читать иначе: «Заснул за рулем!». А все потому, что даже если вы сутки напролет способны расписывать пулю под пиво, то это отнюдь не означает, что те же сутки вы можете проводить в пути.

О физиологических и биохимических причинах усталости организма понаписано и рассказано видимо-невидимо. Но каждый свято верит в свою звезду – дескать, уснуть могут только другие, а я – никогда! Однако мои наблюдения, помноженные на опыт, показывают, что реально не спать по нескольку суток могут лишь те, кто намотал не менее миллиона наших российских верст. Способность проходить большие расстояния без сна возрастает с увеличением водительского стажа, исчисляемого не в годах, а в километрах! Поэтому предел новичков – 1000–1200 км (17–20 часов). Само собой, это очень индивидуально: многие не выдерживают и половины… А если вы в предыдущую ночь плохо спали, затем провели напряженный рабочий день, потом плотно поужинали и собрались в ночь за тысячу верст, то очень сомневаюсь, чтобы вы осилили без проблем даже ближайшие 300–500 км.

Отправился я как-то на «Газели» из Саратова в Москву – дикая жара, разморило… Отъехав на пару сотен, я остановился на обочине, положил на руль подушку и мгновенно уснул. Ехавший со мной клиент ничего не сказал, но лицо у него было тако-ое вопросительное… Проспал я тогда минут сорок, зато весь дальнейший путь проделал гораздо быстрее, чем обычно.

Вот народные способы борьбы со сном: умывание водой или растирание снегом лица и «прочего тела»; попытки сменить позу, поерзать; приседания, ужимки, прыжки на обочине; жевание чего-нибудь; раскачивание головой; громкое пение; нарочито громкий, истерический смех; много двойного и тройного кофе без сахара, энергетические напитки и тому подобная ерунда.

Все эти приемы объединяет одно – их полная бесполезность! Если клин вышибают клином, то сон – только сном. А борьба с ним обречена на поражение: с каждой минутой сон усиливается, а вы – слабеете. Однако большинство все-таки надеется перебороть сонливость, после чего просыпается то в разбитой машине, то в больнице. А порой не просыпается вовсе…

ЗВУК И СВЕТ

Световые и звуковые сигналы – это особый язык общения на Трассе.

Знакомое всем моргание дальним светом имеет несколько значений. У старых дальнобойщиков один «короткий дальний» предупреждает обгоняемого о приближении сзади, а один «длинный» либо обозначает тебя перед встречным, собирающимся выйти на твою полосу для обгона, либо в ночное время требует от него переключиться на ближний. Два «коротких дальних» – жди засаду ДПС. Иногда опытные водители используют такой сигнал для предупреждения о серьезной опасности – яма, посторонний предмет и т. п. Главное, чтобы встречный сбросил скорость.

Вообще говоря, в последнее время дальний свет используют кто как хочет – приходится соображать. Если встречная моргнула дальним – посмотри в зеркало: возможно, это сигналят не тебе, а тому, кто тебя обгоняет. Если движение трехрядное, а моргающий идет позади другой машины, то, скорее всего, он просит вас обоих освободить среднюю полосу для обгона. Обычно при этом он еще включает левый поворотник.

Был со мной редкий случай – проехал мимо гаишников с радаром и мигаю встречному КамАЗу, а тот мигает мне в ответ. Не понял… А он понял, что я его не понял – так когда сблизились, он начал стучать себя ладонью по плечу, изображая погоны. Тут до меня дошло, что впереди еще одна засада ДПС…

Быстрым и частым морганием дальним светом пользуются, чтобы привлечь внимание встречного водителя, когда тот, начиная засыпать, выходит на осевую. А несколько лет назад появился новый сигнал – однократное мигание левым поворотником. Его используют для предупреждения о засаде ночью – чтобы не ослеплять встречных водителей. Если ночью же догоняемый вами автомобиль включил «аварийку», значит, вы слепите его через зеркала. Переключитесь обязательно – проявив такое уважение, вы ничего не потеряете в обзоре, поскольку вам поможет его дальний!

Водители больших машин сидят высоко над дорогой и видят далеко. Они знают, что из легковушки обзор куда хуже, поэтому часто помогают вам совершить обгон. Включил левый поворотник – значит, опасно, правый – обгоняй на здоровье. Не забудьте поблагодарить такого водителя парой морганий своей «аварийкой» – кстати, таким образом можно благодарить за любую услугу. И всегда включайте «аварийку» при любых остановках на трассе или обочине – и днем, и ночью.

Признаком хорошего тона считается заблаговременное переключение с дальнего на ближний в тот момент, когда встречная машина вот-вот покажется из-за пригорка. И, кстати, никогда не включайте без нужды свои новые, красивые и суперновые противотуманки! Это ради себя – нарветесь на дальний, только и всего. А когда в сезон отпусков неспавший трое суток водитель фуры встретит пяток таких вот яркоглазых, то возьмет он со злости да и выйдет на осевую – будете потом на обочине пыль глотать со своей крутой светотехникой. На Трассе малиновые фонарики да зеленые фары – показатель не крутизны, а недостатка серого вещества: мужики таких не уважают. А увидев эдакое «чудо» в зеркале, вряд ли вам помогут поворотником…

Звуковые сигналы используются, как правило, для ругательств и выражения недовольства. Исключением является разве что встреча на Трассе двух старых знакомых – взаимный обмен короткими гудками тут понятен. Кроме того, в ответ на ваше «спасибо» из двух морганий «аварийкой» может раздаться коротенький гудок – «пожалуйста», значит.

А вообще-то все просто – не забывайте о вежливости! Предупредили тебя о засаде – растопырь над рулем пятерню! Это же стимулирует человека и впредь помогать тебе. Да и приятно чувствовать, что на Трассе ты не один…

АВАРИЯ

Как ведут себя отпускники, увидев аварию? Остановился, вышел, постоял, вернулся за сигаретами, пошел послушать других… Из искореженной машины раздается стон – ага, хорошо, жив! Включаемся в диспут, вспоминаем кино с подобными эпизодами. Потом кто-то говорит – дескать, поеду и вызову «скорую». И уезжает…

Раненых никто не трогает. Один боится, другому неохота, третий подбрасывает спасительную для всех мысль – мол, можно навредить! А родные потом узнают, что пострадавшие жили еще несколько часов и умерли по дороге в больницу от сильного кровотечения и болевого шока. Почему все стоят и смотрят? Я не могу этого понять!!! Неужели, если у человека пульсирующим потоком выходит кровь, а вместе с ней и жизнь, мы будем стоять и смотреть, когда достаточно перехватить повыше ремнем. Но какой там ремень и какая там наука о первой помощи из журнала ЗР, когда мы даже подойти к аварийным машинам боимся?!

А ведь главное – действовать! Сделать-то нужно совсем немного, но очевидцев аварий обычно отпугивает неверие в собственные силы, чувство страха, нежелание перемазаться в крови. Поверьте, вы не перетрудитесь от нескольких нехитрых манипуляций с ранеными. А чтобы не перепачкаться в крови, купите себе рабочий халат за сто «рэ» и возите в багажнике. Берите размером побольше, чтобы на верхнюю одежду налезал. Но не оставляйте людей в разбитых машинах! Стоит их оттуда аккуратно извлечь, и некоторые сами начинают «оживать»… Согреть в кабине, набросить одеяло, дать чаю – что, сложно?

Если увидите аварию – не поленитесь выйти из машины, разобраться в ситуации, узнать, кто чем занят и занят ли вообще. Организуйте людей, призовите к действию, не сидите сами – в первую очередь помогите раненым. И Трасса это запомнит. А, не дай Бог, случится беда с вами – придет к вам на помощь.

ОСТАВАЙТЕСЬ В ЖИВЫХ!

Мысль материальна. Если на Трассе ты вежлив и уважаешь других, то твоя поездка обязательно удастся. Ты подружишься с Трассой, а она примет тебя. Удачи вам на дорогах.

И оставайтесь в живых!

Подпишитесь на «За рулем» в