Вам классифицировать или ездить?
Это я пытаюсь рассказать коллеге об одной из новинок 76-го Женевского автосалона.
Классифицировать автомобили – занятие интересное, но с каждым годом все более сложное. В многообразии машин, наводнивших просторный выставочный центр Пальэкспо, легко запутаться. Тем более что иные модели – «обманщики»: не всегда с первого взгляда распознаешь, какую суть скрывает надраенный кузов. Зато здесь, на одной из крупнейших выставок мира, особенно хорошо видны тенденции последних лет.
Первая – автомобили переходят из класса в класс. Новые модели становятся больше одноименных предшественников и вытесняют старших братьев в следующую группу. Скажем, нынешний «Фольксваген Пассат» довольно небольшой… для бизнес- или Е-класса, куда только что поступил (длина более 4700 мм). А место «Пассата» в классе D амбициозно занял «Фольксваген Джетта». Интересно, не придется ли конструкторам удлинять следующий «Фаэтон»?
Вторая примета сегодняшнего дня: набирают популярность модели, которые сложно встроить в привычную классификацию. Производители явно уверены: властвовать на рынке можно лишь разделяя. Поэтому и без того длиннющие модельные ряды дробят на подклассы и подгруппы. Все больше так называемых нишевых автомобилей, рассчитанных на относительно небольшие группы потребителей. Казалось бы, в линейке крупнейших концернов уже есть машины на любой каприз, модельные кирпичики уложены плотней некуда. Но маркетологи способны найти просвет в любой кладке. А дизайнеры и конструкторы – выполнить их наставления: создать очередную «межклассовую» машину.
Скажем, так называемые кроссоверы. Дословно – гибриды, но в данном случае не по типу силовой установки, а по широте применения. Такой автомобиль по-семейному вместителен, удобен в городе – динамичен, маневренен, экономичен. Однако благодаря полному приводу и увеличенному дорожному просвету способен преодолеть и «легкое» бездорожье (скорее, проселок). Он, конечно, не вседорожник и даже не так называемый «паркетник». У последних обычно более серьезная, с блокировкой (механической, а все чаще – электронной) межосевого дифференциала трансмиссия. Но и от обычных полноприводных универсалов кроссоверы, как правило, отличаются – как минимум большим дорожным просветом.
Еще одно внеклассовое племя: быстрые (подчас даже очень быстрые!) версии серийных, массовых моделей. Такие модификации есть у «Форда-Фокус» и «Фольксвагена-Гольф». «Опель» и вовсе, помимо версий GTC для «Астры» и «Вектры», предлагает целую линейку «наточенных» модификаций, созданных придворной тюнинговой фирмой ОРС – от компактной «Меривы» до вместительного вэна «Зафира». Теперь в эту компанию влились «Mazda 3MPS» и «Хонда Сивик Type R» нового поколения. Спортивные версии народных автомобилей уже впору сводить в отдельную группу.
Конечно, привычная европейская классификация (от А- до Е-класса), основанная на размерах, по-прежнему имеет право на существование. Только не надо забывать, что седан, например, наш хороший знакомый – «Форд Фокус», как правило, длиннее. А значит, формально его следует ставить в иной класс, нежели одноименный хэтчбек. Но это еще мелочи. Дело не только в размерах.
Даже в самых что ни на есть народных классах А и В автомобили не только ценой, но и мощностью различаются в 2–2,5 раза. Характерный пример: малютка «Смарт» с 41-сильным дизелем и его брат-акселерат от «Брабуса» с двигателем 75 л.с. А всего в нескольких шагах – «Мини Купер S», по длине переросший А-класс всего на 25 мм, но вооруженный 210-сильным двигателем – в какой группе или подгруппе ему место?
А как быть со все более популярными вэнами всех размеров и ростов? Тут и совсем коротенькие, но высокие машинки, и более просторные, но, как и базовые хэтчбеки, пятиместные вагончики, и вместительные шести-семиместные. Фирма «Фольксваген», представляя «Концепт Стар Лайн», и вовсе утверждает: лучший вэн – родственник микроавтобуса «Мультивэн». Ну а компания «Форд» предлагает спортивный вэн по имени S-MAX. Мест, при немалых габаритах, всего пять, зато моторы мощные и отделка соответствующая.
Быстро растет число близких родственников мини- и микровэнов: высоких, более вместительных, чем обычные, универсалов. Таковы чешская «Шкода Румстер» и японский «Ниссан Ноут». А чтобы окончательно запутать поборников классификации, некоторые из подобных машин (например, концепт «Дачия Логан Степп») умело замаскированы под кроссоверы.
Даже дотошные, склонные к строгой систематизации немцы, похоже, заплутали в столь пестром мире. В некоторых авторитетных изданиях встретишь класс… Traumautos (дословно – автомобили мечты). Занятно, что там и «Феррари», и… «Mitsubishi Lancer Evolution/">Мицубиси Лансер Эволюшн», который примерно в два раза слабее двигателем и в четыре раза дешевле. Странно? Но, согласитесь, общее – по крайней мере, эмоциональное начало – у этих автомобилей можно найти.
Стараясь привлечь внимание, фирмы все смелее ломают стереотипы и перемешивают классы. «Альфа-Ромео», представляя грузопассажирскую версию модели 159, утверждает, что универсал может быть не только спортивным, но и дизельным. Еще бы: 200-сильный 2,4-литровый двигатель позволяет достичь аж 228 км/ч! Предлагаю загадку для знатоков. Определите класс автомобиля по приметам: мощность – 420 л.с., полный привод с центральным дифференциалом «Торсен». Конечно же, это – «Ауди». Но вовсе не солидный вместительный универсал «Оллроуд», а изящный кабриолет RS4…
Завершая очередной круг по женевским павильонам, я все больше увлекался революционными идеями. Классовое деление автомобилей, словно аналогичная теория Маркса, с годами тоже требует коррекции. Для женевских новинок можно придумать немало новых классов, групп, категорий. А нужно? Думаю, систематизация – не главное.
Все это многообразие – микрокроссоверы и спортивные вседорожники, кабриолеты с мягкой или жесткой крышей и компактные, очень быстрые хэтчбеки, пикапы, отделанные под стать представительским лимузинам, и совсем уж необычные автомобили, для которых и термина еще не подобрали, – создали, чтобы удовлетворить наши с вами потребности и даже капризы. Вам классифицировать или ездить?