Азбука Морзе

Азбука Морзе

Азбука Морзе

В автомобиле немало потребителей электричества. Преобладают мощные, на жаргоне специалистов – «сильноточные». Когда требуется включать-выключать прибор, пожирающий ток свыше 3–5 А, от примитивных схем «коммутации напрямую» автопроизводители отказываются. Во-первых, в этом случае пришлось бы по всей машине прокладывать толстые, дорогие провода, во-вторых, выше пожароопасность,

в-третьих, большая нагрузка на переключатели (кнопки, клавиши и т.п.) резко сокращает срок их службы: контакты сильно нагреваются, обгорают, пластмассовые детали коробятся либо вообще плавятся. Вот почему все серьезные потребители электроэнергии в современном автомобиле включаются с помощью различных реле, а управляющий ими сигнал – «слаботочный» – поступает с кнопок и клавиш. Но сами эти кнопки – тема серьезная! Даже неспециалист знает, что переключатели бывают надежные и не очень, послушные и строптивые. На отечественных авто ставили и такие, которые ломались под действием рабочих усилий. Какие уж тут шутки!

Азбука Морзе

Как правило, такие переключатели – это механические устройства с множеством деталей. И здесь каждый разработчик сталкивается с проблемой: как добиться максимальной работоспособности переключателя, прочности и надежности механики, долговечности контактов и т. д., вписавшись в минимальные габариты и не применяя слишком дорогих материалов. На многих иномарках, например немецких, встретишь изумительные переключатели (вот она – «школа»!). Порой размеры устройства, куда нужно «вписать» переключатель, настолько малы, что от механики с фиксированными положениями «вкл–выкл» конструктор вынужден отказываться – система должна управляться нажатием одной кнопки. Об этом мы беседовали в ЗР, 2006, № 12: рассматривая модульный переключатель «Калины», упомянули так называемые импульсные реле. Сегодня рассмотрим их немного подробней.

Азбука Морзе

Конечно, сама идея не нова. Первыми были механические переключатели, более-менее отвечавшие требованию «нажал-отпустил». Вспомним «Волгу» GAZ 24-10 и ее ножной переключатель света фар со своеобразным «механическим триггером».

Переключатель света GAZ 24-10 работал бесхитростно, но все удовольствие портила одна деталь: если на какое-то время свет был выключен, то при повторном включении не каждый мог сразу сообразить, ближний у него или дальний. Неудобно!

Напрашивается вывод: необходимо такое устройство, которое после отключения самостоятельно возвратится в исходное состояние. Например, в положение ближнего света, если речь о фарах, или к выключенному состоянию задних противотуманных фонарей, обогрева заднего стекла и т.п. Это импульсное реле.

Азбука Морзе

Любопытно отметить, что импульсные реле задних противотуманных фонарей «Волги» и вазовских машин, если верить их каталожным номерам, якобы чем-то различаются. Сколько мы ни искали, разницы ни в цоколевке, ни в разъемах не нашли. Разве что вариант для «Волги» дороже, хотя комплектующие одни и те же. На наш взгляд, эти реле взаимозаменяемы. Ориентировочные цены реле: головного света «Волги» – около 160 руб., противотуманных фонарей «Волги» – около 150 руб., реле для машин ВАЗ – 100–130 руб.

Азбука Морзе

Отечественные импульсные реле, по нашему опыту, надежны и очень функциональны.

ДЛЯ СПРАВКИ

По-английски trigger – спусковое устройство, спусковая схема. Содержит два активных элемента (в электротехнике это, как правило, транзисторы). Может находиться в одном из двух устойчивых состояний, каждое из которых включается под действием сигнала извне, поступающего на входы устройства.

Подпишитесь на «За рулем» в