Белая горючка
НАКАЗАНИЕ ЗА ПРЕДСКАЗАНИЕ
Экономические прогнозы в России – малоприятное дело. Так, в середине весны ведущих экспертов Российского топливного союза сурово предупредили чиновники из Федеральной антимонопольной службы. Ее глава Игорь Артемьев посчитал, что, предсказывая повышение цен на бензин, эксперты топливного рынка… провоцируют подорожание!
На сегодняшний день цены на топливо в России выше, чем в большинстве стран мира, включая самую богатую (США – на 25%) и самую быстро развивающуюся (Китай – на 20%); впереди нас – лишь Европа.
Проблема в том, что наши нефтяные компании… топливом, по сути, не занимаются. Им выгоднее продавать сырую нефть, чем возиться с ее переработкой. Из почти 480 млн. тонн сырой нефти, добытой в России в прошлом году, на свободный, независимый рынок внутри страны попало лишь 3,5 млн. тонн. Это приводит к элементарному дефициту нефти для производства бензина. А при дефиците нет и не может быть рыночных цен, их можно лишь изредка «регулировать» с помощью договоренностей между нефтяниками и правительством.
В результате все эксперты в прогнозах внутренних цен на бензин учитывают не столько конъюнктуру мирового рынка, сколько сезонные колебания и уровень инфляции. Так, если в январе 2007 года средняя цена бензина А-92 составляла 19,3 рубля за литр, можно смело предположить, что при запланированной инфляции в 8% к концу года стоимость 1 л составит около 21,5 руб.
«СОЛЯРА» СЛЕДУЕТ ЗАКОНАМ МОДЫ
Примерно такие же тенденции действуют и в секторе дизельного топлива. Правда, в отличие от Европы, у нас довольно низкий спрос на солярку. Печальный опыт в этом плане имеет ЛУКОЙЛ, первым в России освоивший производство «чистого» дизельного топлива под маркой Евро IV. Стоимость «евросолярки» оказалась высокой, поэтому большая часть выпущенного топлива осталась невостребованной. При таком спросе можно прогнозировать лишь небольшой всплеск летом (с 17 руб./л в январе до 18 руб./л в июле); к концу года средняя цена дизтоплива будет примерно 18,3 руб./л.
ГОЛУБАЯ МЕЧТА РОССИИ
Отдельно стоит сказать о газе. До сих пор действует правило, определенное еще советскими законами. Согласно ему цена на 1 кубометр газа (в том числе и пропан-бутановые смеси) не должна превышать 50% стоимости литра бензина А-76.
Но автолюбителей ждут плохие новости – по прогнозам, в 2007–2008 гг. цена на газовую смесь поднимется на 50%. Дело в том, что по разным причинам резко возросло потребление той самой пропан-бутановой смеси для бытовых целей. Впрочем, для обычного потребителя газа государственное регулиро-вание цены – все равно великое благо.
Как утверждают эксперты, случись в России переход газовой отрасли к рынку, цена на «голубое топливо» возрастет сразу на 60–70%. То есть все будет так же, как и в бензиновой сфере, – продавать газ за границу станет выгодно. А в России будет создан искусственный дефицит до того момента, пока внутренние цены не сравняются с мировыми.