Все это будет работать!
Экономика России сейчас на подъеме, грузоперевозки растут – ведущие производители коммерческой техники ежегодно увеличивают объемы продаж на 100%! Активно рвутся на рынок и китайцы, рассматривая нашу страну в том числе и как плацдарм для покорения Европы. В меру сил их объединенному натиску пытаются противостоять отечественные заводы.
ЛЕГКАЯ КАВАЛЕРИЯ
До недавних пор дивизион легких грузовичков традиционно делился на именитых «европейцев» и дешевые «газели». Недавно обновились «Рено-Мастер», «Фольксваген-Крафтер», «Форд-Транзит» и «Мерседес Спринтер» – последний автомобиль (статью о нем читайте в этом номере) на проходящем в рамках выставки конкурсе получил титул «Лучший зарубежный фургон». Российским дебютом отметился новый «Пежо-Боксер» – в начале лета в столице уже появятся маршрутные такси на его базе. Концерн PCA, куда входят «Пежо», «Ситроен» и ФИАТ, рассматривает российский рынок как один из важнейших наряду с Южной Америкой и Китаем.
Новые игроки в этом сегменте – английский «LDV-Максус», производство которого начнется на ГАЗе в 2008 году, и «ФИАТ-Дукато» предыдущего поколения, который будет выпускать «Северсталь». Они обещают быть существенно дешевле «европейцев» при сравнимом качестве. В этой же весовой категории выступают «корейцы» и бесчисленные недорогие «китайцы» – в основном бескапотные бортовые грузовички. У Горьковского автозавода есть и еще один, пока не разыгранный козырь – «каблучок» ГАЗ-2332, победивший в номинации «Перспектива года».
ТЯЖЕЛАЯ АРТИЛЛЕРИЯ
В 2006 году рынок импорта грузовиков в Россию составил 16 723 единицы, из которых на долю большой европейской семерки (DAF, MAN, «Мерседес», «Рено», «Скания», «Вольво», ИВЕКО) пришлось 9089 машин. Ключ к успеху – разработка специальных бюджетных версий с фиксированной комплектацией и ценой, адаптация к нашим условиям эксплуатации.
Например, «Рено-Премиум Восток 3» – его предшественник был назван лучшим грузовиком прошлогоднего салона. Премьера нынешнего – целая гамма тягачей и шасси «Рено-Ландер» с колесной формулой 4х2 и 6х4, занимающих промежуточное положение между магистральными тягачами и строительными машинами. «Ландеры» адаптированы к сложным условиям эксплуатации, имеют дополнительную теплоизоляцию кабины, подогрев топливных фильтров, автономный отопитель, усиленную раму, увеличенный дорожный просвет и снабжены межколесными и межосевыми блокировками. В нынешнем году в России планируют продать около сотни таких машин.
А вот компания «Вольво Тракс», недавно обновившая модельный ряд, не только продает свои грузовики в России, но и производит – небольшое предприятие в Зеленограде уже собирает 500 машин в год. На очереди крупный завод в Калуге, в строительство которого будет инвестировано 100 млн. евро. С 2009-го для СНГ и стран Восточной Европы здесь будут выпускать 10 тыс. грузовиков «Вольво» и 5 тыс. «Рено» – весьма вероятно, что и модель «Ландер».
Треть новых импортных грузовиков в России (точнее, 31%) продает «Скания». Бестселлер «Гриффин Спейс» с сентября прошлого года разошелся уже тиражом больше трех тысяч единиц, за что и получил победу в номинации «Зарубежный грузовик». С 2007 года компания впервые в практике продаж самосвалов полностью приняла на себя обязательства по обслуживанию машин без разделения ответственности с производителем самосвального оборудования. Еще одна новость – с этого года начинаются продажи в России индустриальных и морских двигателей. Надежность марки подтверждает стоящий на стенде бортовой «Скания-Вабис» выпуска 1929-го – до 1974 года он прошел полтора миллиона километров и часто в качестве носителя динамического снежного плуга!
Трехкратный рост продаж и шестикратное (!) увеличение портфеля заказов сделало марку MAN самой популярной в России (с учетом ввоза подержанной техники) среди грузовых европейских производителей. Во время выставки был подписан контракт с фирмой «Евротек» на поставку 30 автопоездов MAN TGA 18.400 4х2 BLS Euro 4. Бюджетные тягачи TGA стали бестселлером компании, на их долю в прошлом году пришлось 94% продаж. С нынешнего года со склада в Москве можно будет купить и грузовики серии TGL полной массой 7,5–12 т.
Значительно активизировались поставщики американских траков – увеличивающийся разрыв между долларом и евро делает покупку «американцев» все более выгодной. И если раньше везли в основном «бэушную» технику, то теперь появилась и новая – питерская компания «Гудвил Холдинг» стала дистрибьютором марки «Интернешнл» в России и продает машины серий 7600, 9200 (материал об этом тягаче выйдет в следующем выпуске грузового раздела) и 9800. Более того, в Санкт-Петербурге почти готово производство по сборке 30–50 бескапотников «Интернешнл-9800» в месяц. Низкие кабины будут везти с основного завода в Бразилии (высокие не укладываются в контейнер) и уже у нас на заказ оборудовать высокой крышей, раму и агрегаты – из США. Стоимость такого тягача российской сборки будет начинаться от $107 тыс.
Оценив перспективы российского рынка, двинули в бой тяжелую артиллерию и компании, до нынешних пор известные лишь своими легковыми машинами и легкими грузовиками. В преддверии выставки «Форд» представил тяжелую серию «Карго» (материал читайте в этом номере). На стенде «Фольксвагена» стоял «Констеллейшн» бразильской сборки (ЗР, 2007, № 2) – за фразами об изучении перспектив модели, наверняка, скрыта подготовка к выходу на рынок.
Лучшим среди отечественных грузовиков был признан низкорамный среднетоннажник КамАЗ-4308 грузоподъемностью 5,5 т. Автомобиль комплектуют двигателем «Камминс» мощностью 178 л.с. с дисковыми тормозами «Халдекс» на обоих мостах (впервые в отечественных грузовиках!). Цена бортовой машины – один миллион рублей.
АВТОБУСЫ
Среди отечественных автобусов лучшим оказался переднеприводный МАЗ-171 для аэропортов (ЗР, 2006, № 6) – при длине 14,4 м и ширине 3,15 м он вмещает 122 пассажира. Дебют от «Хёндай» – двенадцатиметровый туристический «Юниверс», пришедший на смену «Аэро». Впрочем, более подробный рассказ об этой модели – в следующем грузовом выпуске. А вот на стенде РЗГА (Ростовский завод грузовых автомобилей) стояло несколько уже хорошо известных «Хёндай-Каунти» – короткобазные 19-местные автобусы начали собирать в Таганроге.
Любопытна разработка компании «Самотлор-НН» – девятиметровая туристическая «Кама» на рамном шасси Кам-АЗ-4308. Это решение должно удешевить автобус в сравнении с каркасно-панельными конструкциями, но не лишено и недостатков – очень высокий пол в салоне, куда нужно подниматься по пяти ступенькам, и маленькие багажные отсеки. Завод «Волжанин» расширяет размерную линейку своей городской серии «Сити-Ритм» с алюминиевыми кузовами. Целеустремленности молодого предприятия можно позавидовать – по одной машине уже находятся в опытной эксплуатации в Гамбурге и Дрездене, полсотни пятнадцатиметровых трехосников работают в Москве.
Компания «ЕвоБус Русланд», входящая в концерн «Даймлер-Крайслер», показала дебютировавший осенью «Мерседес-Бенц Туризмо». Модельная линейка включает в себя двухосные модели длиной 12 и 13 м и трехосники 13 и 14 м. Новинки от МАN – междугородный «Кроссвэй» и «Неоплан-Старлайнер» VIP-класса.
Впрочем, кроме серьезной техники на «Комтрансе» было немало и любопытного, и курьезного – например, грузовая «Ока» или легковой пикап с кузовком на… шесть тонн чемоданов!