Успехи селекции
Чего только не придумают маркетологи, стремясь привлечь внимание к модели. Сочиняют хлесткие рекламные слоганы, внушают покупателю, что у товара есть достоинства, которых лишены конкуренты. Пытаются заинтриговать мудреным именем – придуманным компьютером или присвоенным в честь малоизвестной географической точки либо забытого богом и людьми племени. Главное, чтобы звучало и запоминалось! Маркетологи «Фольксвагена» нашли необычный ход – объединили двух животных. Получился «Тигуан».
СРЕДА ОБИТАНИЯ
Интересно, организаторы неспроста устроили презентацию вседорожника в Будапеште? Ведь столица Венгрии тоже из двух непохожих половинок – гористой Буды и равнинного Пешта. Возможно, это совпадение, но удачное.
Пока не знаю, что взял «Тигуан» от животных, а вот родственные черты «Фольксвагена» видны сразу. На первый взгляд, маленький «Туарег», а сзади – высокий «Гольф». Такая задача и стояла перед разработчиками – совместить пристойные вседорожные качества с отличным поведением на асфальте.
Сажусь за руль «Тигуана» и пытаюсь найти просчеты в эргономике. Правда, в «Фольксвагене» вряд ли наткнешься на явные огрехи. Приборы отлично читаются, руки сами находят нужные кнопочки и рычажки, большие диапазоны регулировок и много воздуха над головой позволят усесться и тигру, и игуане. Но, поерзав на сиденье, понимаю – чего-то не хватает. Например, хорошей боковой поддержки. Да и довольно длинная подушка завалена вперед, из-за чего колени повисают в воздухе. Кстати, этого недостатка лишены сиденья с электрорегулировками, в которых положение передней части подушки можно настроить отдельно.
Давно ушло время, когда «Фольксваген» был народным, то есть максимально простым и дешевым. Посмотрите на дорогие материалы отделки салона. Но что это?! Внутренняя ручка двери будто от другого автомобиля – из жесткой, скользкой, неприятной на ощупь пластмассы. Привет из прошлого?
ОПЫТЫ НА ЖИВОТНОМ
«Давай, мы же на вседорожнике», – подзадорил коллега, когда «Тигуан» при развороте уперся колесом в бордюр. Я-то был уверен, что этой площадки вполне хватит 4,5-метровому автомобилю для разворота. Но, в общем, маневрировать на «Тигуане» просто – благодаря невысокой линии остекления быстро разбираешься с габаритами, а сдавать назад помогают удобные зеркала. В крайнем случае на выручку придет парковочная система с камерой заднего вида (опция).
Наверное, продавцам этого вседорожника не стоит начинать рассказ с объема бензинового двигателя – чего доброго, покупатель разочаруется. Лучше зайти от мощности. Итак, под капотом 150 сил. Выдает их мотор объемом всего 1,4 литра. Благодаря двум агрегатам наддува – компрессору и турбонагнетателю (подробнее см. ЗР, 2007, № 8).
Двигатель шустро и ровно разгоняет 1,5-тонный автомобиль, бодро подхватывает с любых оборотов: ведь уже на 1250 об/мин бензиновый TSI выдает 200 H.м, а еще через полтысячи оборотов выходит на максимум крутящего момента. При этом расход топлива немногим больше, чем атмосферного 1,4-литрового.
На первой передаче при 1000 об/мин новичок устойчиво едет со скоростью 6,69 км/ч. Это сделали, в первую очередь, для бездорожья – вроде пониженной передачи, но и для пробок отличный режим. Удобно – не надо лишний раз играть сцеплением. Правда, короткая передача заставляет быстро подтыкать вторую. К коробке нужно привыкать: поначалу пару раз попал вместо четвертой на вторую. Да и пружинку, сопротивляющуюся случайному включению заднего хода, не помешало бы усилить. Вон, один из «тигуанов», остановившись на светофоре, моргнул белыми фонарями и дернулся назад: значит, не я один такой неловкий.
Для младшего вседорожника «Фольксваген» припас только наддувные двигатели. Этот 150-сильный появится одним из первых. Позже выйдут еще два 1,4-литровых TSI – мощностью 170 и 200 л.с. Помимо 6-ступенчатой механической коробки к ним в пару можно заказать новый шестиступенчатый автомат. Обещают и дизели – 140- и 170-сильные TDI. Это первые четырехцилиндровые двигатели «Фольксвагена» с системой «коммон рейл» вместо насос-форсунок.
На дизельном 140-сильном «Тигуане» мне удалось проехать. Чуда не произошло – дизельный мотор шумнее бензинового. И, к сожалению, проигрывает двигателю TSI не только в этом. Езда с ним напряженная и дерганая – из-за суженного рабочего диапазона приходится чаще переключаться. А где дизельная тяга, если уж не тракторная, так хотя бы мотоблочная? Попробовал на небольшой скорости перейти на вторую и позорно заглох – не помогли даже заигрывания с педалями газа и сцепления. Еще вчера двумя руками голосовал за дизель, но теперь... Неужели появление нового поколения бензиновых двигателей сведет преимущества дизеля к одной лишь экономичности?
В РОДНЫХ СТИХИЯХ
Как ни банально, но поведение «Тигуана» на дороге проще всего охарактеризовать словом «послушный». Он не заводит отточенной управляемостью, хотя в сложных ситуациях ведет себя прогнозируемо и понятно – охотно вкручивается в виражи, а «прозрачное» рулевое управление позволяет, несмотря на небольшие крены, четко задавать углы поворота колес. Не очень-то комфортен новичок и на неровных дорогах, которые в бывшей стране соцлагеря встречаются сплошь и рядом: жестко принимает мелкие неровности, повторяет профиль дороги, а на ямках покрупнее о скромной энергоемкости подвески звучно сообщают буферы отбоя. Но не станем ограничиваться асфальтовыми джунглями – это животное должно неплохо себя чувствовать и на бездорожье.
Естественно, как многие машины из ныне популярного класса, «Тигуан» не предназначен для непроходимых топей. Об этом красноречиво расскажет конструкция шасси. Возьмем хотя бы полный привод 4Motion – а-ля полноприводный «Гольф» или «Пассат», с электрогидравлическим сцеплением «Халдекс» (правда, нового поколения, с более быстрыми реакциями), подключающим заднюю ось при пробуксовке передних колес. Стихия «Тигуана» – легкое бездорожье, вроде участка, предложенного организаторами.
Здесь нам выкатили «Тигуан» с иным кузовом, отличающимся, в первую очередь, более крутым углом въезда – 28°. Нажав кнопочку на центральной консоли, включаю «вездеходный» режим – точнее, призываю на помощь электронику. Педаль газа становится более «растянутой», чтобы проще было дозировать тягу, просыпаются электронные блокировки дифференциалов, ABS помогает лучше тормозить на гравии, подключаются противооткатные системы на уклонах и подъемах. В принципе эта трасса проходима и на обычном автомобиле с неплохим дорожным просветом (кстати, у «Тигуана» 195 мм), только в некоторых местах пришлось бы ехать поаккуратней. «Тигуан» позволяет безошибочно (и, конечно, с максимальным комфортом) пройти сложный участок даже людям, чей водительский опыт невелик. В сущности, для этого его и создавали.
Селекция все больше входит в моду: скрещивают животных, растения, взялись и за автомобили. Что поделаешь, современный человек тяготеет к универсальности, и ученые умы пытаются всячески угодить, выращивая необычных существ. «Тигуан» – один из довольно удачных примеров автомобильной селекции. Имя в данном случае подтверждает содержание.
«Тигуан» закрыл еще одну нишу в модельном ряду «Фольксвагена» – правда, несколько отстав от конкурентов. Но ведь догонять проще, чем убегать.
СОЗВЕЗДИЕ «ТИГУАНА»
Самый молодой «Фольксваген» задолго до появления в продаже успел сдать экзамен на пассивную безопасность по методике EuroNCAP. «Тигуан» заработал максимальные пять звезд (34 балла) за безопасность пассажиров – ему помогли кузов с запрограммированными зонами деформации и жесткой пассажирской «клеткой», шесть надувных подушек (как опцию предлагают еще две боковые для второго ряда), трехточечные ремни на всех сиденьях (четыре с ограничителями усилий). Высокие четыре звезды (39 баллов) из пяти «Тигуан» получил за защиту детей – подвели невнятная индикация отключенной пассажирской подушки и плохо различимая маркировка креплений «Изофикс». Более-менее гуманно дебютант отнесся к пешеходам – две звезды (17 баллов) из четырех. Мягкий капот и бампер с энергопоглощающим наполнителем дружелюбно встретят зеваку, а вот жесткая кромка капота может причинить серьезные травмы.