"Форд"-кроссворд
Уж простите мне эту слабость: вижу улыбки на лицах счастливых людей -и у самого светлей на сердце! Когда приезжает клиент, очарованный приобретенной машиной, и просит помочь «в мелком вопросе», мне хочется молиться автомобильному богу: пусть и впрямь все ограничится какой-нибудь несложной регулировкой. К сожалению, очень часто лавина начинается с одного случайно упавшего камешка.
Так произошло и с этим юношей-студентом. Парнишка взахлеб рассказывал, как удачно купил автомобиль мечты - подержанный «Форд-Эскорт», без малейшего намека на тлен и ржавчину, с родной краской, чистеньким салоном. Купил совсем недорого, причем у солидного, заботливого хозяина. Тот сообщил, что перед продажей сделал ряд профилактических работ, заменил маслонасос, помпу, фильтры, свечи и прочее. Даже шины поставил весьма приличные! Вот только до регулировки клапанов руки не дошли, поэтому, мол, мотор немного шумит, но это дело поправимое: пусть студент подрегулирует зазоры в ГРМ.
После нескольких сотен километров «медовый месяц» кончился - юноша осознал, что «Эскорт» и впрямь шумноват. Послушав мотор, я понял, что дело с ним неладно. Под капотом, по словам слесаря, гремел «пьяный ансамбль ударных инструментов». Но сразу огорчать светившегося от счастья студента ох как не хотелось! Попытался деликатно объяснить, что двигатель, возможно, не совсем исправен - надо немного «поковыряться в кишочках»… Увы, дипломат я плохой. Студент потускнел и, дав добро на исследование, отправился сдавать зачеты.
С этого началась целая цепочка приключений и открытий. Сняли клапанную крышку - и ахнули! Одна сторона оси коромысел, куда должно подаваться масло, не просто сухая - она покрыта красной ржавчиной! Ниже, на головке блока - кучка конгломерата из закоксо-ванного масла и металлической пыли. Ей-богу, всякое видеть приходилось, но ржавые железки внутри двигателя - это уже слишком! Сняли ось коромысел. Тут снова сюрприз: регулировочный болт первого клапана стерся напрочь - видно, крепко доставалось бедняге без смазки! Рядом масляный канал, плотно забитый коричневой смолой, - возможно, когда-то эта «субстанция» имела отношение к маслу, а нам пришлось чистить канал стальной проволокой, затем хорошенько промыть раскоксовывающей жидкостью, продуть. Ладно, думаем, сейчас покрутим стартером - в канале должно появиться масло.
Куда там! Нет и намека. Но «Эскорт»-то, хотя и с грохотом, ездил! Значит, не вся смазочная система забита, иначе давно бы погиб. Ну-ка, проверим…
Вывернув датчик давления масла, снова прокрутили коленвал стартером. Увы, бодрой струи не дождались - в отверстии показались жалкие капли. Поставили новый фильтр, а старый ради интереса вскрыли. Комментарий слесаря мы, люди незлобивые, опустим. Фильтрующий элемент сфотографировали. Это «чудо» сродни пробке, которую отродясь не меняли! О каком давлении в магистралях за ним стоит говорить?
С новым фильтром из отверстия под датчик давления все же появилась слабенькая струйка масла. Но когда заменили ось коромысел, отрегулировали зазоры в ГРМ, поставили контрольный манометр и при снятой крышке пустили двигатель, давление масла при 3000 об/мин едва достигало 1 кгс/см2. Мягко говоря, маловато.
Стал ли двигатель работать тише -вопрос, как обычно, спорный. Один слесарь горячится: шум клапанов, мол, меньше, а другой понимающе кивает головой и ядовито усмехается. Но даже проблеска масла на оси коромысел мы не дождались.
На этом этапе «консилиум» расписался в том, что малой кровью решить проблему не удалось. Мотор надо ремонтировать. Пригласили владельца, все ему рассказали и показали, раскрыв «тайну» дешевого секонд-хэнда. Правда, во мне еще теплилась надежда на чудо - вдруг где-то в блоке выбило заглушку масляного канала, ведь такое бывает довольно часто.
Сняли двигатель, разобрали. И тут «Эскорт» опять удивил: износ цилиндров не превышал одной сотки! Шейки коленчатого вала - в пределах допуска, вкладыши в порядке. Все заглушки (!) на своих местах. Но распределительный вал выкинул коленце: сектор на пятой опорной шейке, который порциями подает масло к оси коромысел, был полностью забит шламом. И забит уже давно. Пришлось очищать отверткой -и здорово постараться. Кстати, сам рас-предвал оказался «хорошим парнем» - несмотря на невзгоды, износом не тронут. А вот подшипники под опорными шейками «поплыли» - потребовалась замена. Эта работа не из простых, поэтому мы прибегнули к помощи специализированного предприятия.
Наконец, детали и узлы подготовили к сборке, масляные каналы тщательно вычистили, промыли, продули сжатым воздухом. Поставили собранный двигатель на место - и наступил решающий момент: пуск! Первое впечатление отличное - прежних шумов мотора как не бывало, но… где же масло на оси коромысел? Его снова нет.
Ваш покорный слуга был на грани отчаяния. Мистика какая-то! Но тут мелькнула спасительная мысль: а с чего это вдруг поверили, что некий «добрый дядя» действительно менял маслонасос? Да, клиент это говорил - но ему-то наивность простительна. А мы зря уши развесили. Давление низкое, не проверен только маслонасос - что осталось сделать?
Насос снят. Осмотрен, ощупан, разобран, обнюхан. Поняли: ему не меньше лет, чем самому «Эскорту»! Износ запредельный - какое уж тут давление! Впрочем, чисто по-житейски все объяснимо: «дядя» следовал рыночной мудрости «не обманешь - не продашь!» Неопытный покупатель тут находка.
Благодаря новому маслонасосу мы наконец-то увидели масло там, где его давным-давно не было - у оси коромысел! Теперь давление в системе достаточное. Вот так «простая регулировка ГРМ» вылилась в серьезный ремонт двигателя, да еще с фокусами. Ну что - вы тоже хотите автомобиль подешевле? Это примерно то же, что купить лошадь у цыгана. Подробности того, как и чем «худобу» надувают, найдете у классиков!