Неисповедимые пути родного автосервиса
Автор: Владимир Кузьменко
«Что сделать со Швейком! Раздумывал поручик. – Разобью ему всю морду!
Нет, этого недостаточно. Нарезать из спины ремней, и то этому негодяю мало!»
«Убью его, мерзавца!» - сказал он про себя, садясь в трамвай.»
Я.Гашек «Похождения бравого солдата Швейка»
Некоторые владеющие темой граждане могут и сами произвести необходимый ремонт, но когда ты устал после работы, на улице минус двадцать, или льёт проливной дождь, как-то хочется поручить эту работу улыбчивому профессионалу, у которого гаечные ключи мелькают в руках с такой же скоростью, как карты у Амаяка Акопяна.
Да и не 20 лет уже, и деньги появились, решено – едем в сервис. Это раньше, в застойный период туда было не попасть, а теперь – глядико ты, на каждом углу, как грибы выросли. И какие только марки не ремонтируют! Смотришь- вроде как облупленный барак какой-то, а на нём чего только не понаписано – и Мерседес тебе починят, и Тойоту и БМВ и VW – всё за Ваши деньги. Проведут компьютерную диагностику, помоют форсунки, напоят кофе, а ты, дорогой автолюбитель, во время ремонта будешь смотреть телевизор и покуривать сигарету, вместо того, чтобы валяться в грязи под машиной или искать скрюченными от холода руками ключ на 10, упавший в моторный отсек.
Ну мы, как ребята правильные и даже вроде бы с деньгами, в облупленный барак не поедем – во первых, там может быть и не дешевле, кофе только растворимый, телевизора нет, а вместо хорошенькой девушки с длинными ногами и короткой юбкой, вас встретит угрюмый и небритый мастер-приёмщик с тяжёлым запахом перегара изо рта.
Вот тут-то мы возможно и совершаем первую ошибку, хотя и не факт. Всё зависит от человека, который будет делать Ваш автомобиль. Хороший специалист может работать где угодно, однако нынешняя кадровая политика официальных дилеров звучит примерно так – больше специалистов, хороших и дешёвых! Номы, как умудрённые большим жизненным опытом люди понимаем, где находится бесплатный сыр. Самое интересное, что дилерам это по барабану – кормить-то этим сыром предполагается Вас, сами они его кушать не собираются. Как происходит набор механиков в большинство дилерских центров? Да очень просто – набирают студентов, людей без опыта работы в автобизнесе. Да и кто туда ещё пойдёт за такие деньги? За полгода такой «спец» научится откручивать сливную пробку масляного поддона, если повезёт, то и на коробке передач, менять фильтра и свечи. Как Вы думаете, джентльмены, на чьей машине он будет учиться это делать? После полугода-года работы, такой специалист понимает, что он реально крут(кстати иногда попадаются самородки) и увольняется из надоевшего ему техцентра, сияющего чистотой и неоновой рекламой. Мало платят. Сам наблюдал, как механики уходят целыми сменами. Глядишь – а на следующий день уже новые ребятишки, в необмятых спецовках и выражением ужаса на лицах.
Вроде как пора забирать машину, чего так долго волынку тянут? А, вот и она. Только откуда царапина от переднего крыла до заднего, почему не держит холостые обороты? Кто оторвал уплотнитель водительской двери? Эти вопросы, уважаемый читатель, ты будешь задавать менеджеру клиентского отдела, милой девушке, забрызгивая её слюной от чёлки до дрожащих коленок. Она уже неделю назад прокляла свою новую работу и очень сильно сожалеет, что не пошла продавать колготки или косметику. Можно поорать ещё на мастера-приёмщика, молодого парня, который две недели назад торговал в секс-шопе через дорогу и до сих пор с ностальгией вспоминает свою прежнюю деятельность. А в это время, хозяин техцентра сидит, хихикает и попивает коньячок на втором этаже. Плевать он на Вас хотел, да и на остальных тоже, включая сотрудников и курирующую его организацию(как дилера). Смену он, конечно оштрафует, а что толку? За что их штрафовать? За то, что ничего не умеют? Так это было ясно с самого начала, при приёме на работу. Накатаете жалобу куратору, вернёте переделывать автомобиль. Думаете справятся? Я бы не рисковал. Как можно требовать от дилетантов качественной работы? Никак!
Есть конечно проблемы у всех, в том числе и у хозяев таких центров – безумная аренда, налоги. С чего платить – то? Если только из Ваших денег, уважаемые автолюбители. Да бог с ними, делали бы хоть работу свою нормально – невыгодно. Легче отбиваться от взбешенных клиентов(тем более чужими руками), чем нормально организовать бизнес – нужно привлекать специалистов, платить им деньги. Работаешь в таком сервисе и думаешь – ну вот сейчас, владелец очередной крутой изуродованной тачки прикроет эту шарашкину контору, или хотя бы попытается это сделать. Судя по машине, есть деньги у человека немаленькие, а значит, что-то может. Обратись хоть к юристу! Но нет, обматерившись весь, уезжает. И следующее ТО опять там же. А куда ему деваться? Машина на гарантии, не здесь, так там изуродуют.
Кстати, в 90-годы такого не было – бандитизм, пристрелить могли за такую работу. Но как только навели относительный порядок в криминальной сфере, повылезали такие вот бизнесменчики, которые к слову «бизнес» отношения не имеют. Заплати ему хоть миллион за ТО 15000 км, ничего не изменится. Такой сервис – вещь в себе, сотрудники озабочены только одним – как выжить в этих условиях, как не попасть на деньги и не оказаться крайним в разборке клиент-техцентр. Между работниками бесконечные интриги и ругань, про потребителей, то-есть про нас с Вами вспоминают в САМУЮ ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ и то, только в том случае, если клиент близок к апоплексическому удару и собирается идти врукопашную.
Должен заметить, что среди дилеров встречаются и исключения.
Есть ещё промежуточный типаж между ара-сервисом и дилерами. Вот к таким организациям я советовал бы присмотреться – именно там может работать квалифицированный специалист, который в состоянии обслужить автомобиль и не напортачить. Но мастеров, к сожалению и там немного, поэтому сегодня всё сделают отлично, а завтра колодки поставят не той стороной(было).
Хотелось бы играть по принятым во всём мире правилам, ан нет, нельзя. Правила эти другие люди(всем известные) устанавливают. Легче обуть, чем заработать. И обувают.
Насколько иномарки у нас дороже, чем в цивилизованных странах? По б/у авто лучше вообще не затеваться. Но это делается как будто бы для защиты отечественного производителя. Снова подняли пошлины. Ну что ж, опять кинули тех, кто на Жигулях ездить уже не хочет. А как же остальные, как же патриоты нашего, родного автопрома? Их то как-то надо обуть? Не вопрос! И ВАЗ опять поднимает цены! Через годик-другой опять подержанные иномарки конкурентноспособны. Опять начинаются вопли об убийстве отечественного производителя, и кидалово выходит на новый виток. Всем хорошо – и бюджет пополняется и лица растут в ширину. Плохо только народу, да и хрен бы с ним. Не в Америке чай, живём. Ну хорошо, нытьё по поводу поддержки родного автопрома пока прокатывает.
А откуда такие пошлины на импортные запчасти? Наверное для того, чтобы отечественный производитель изготавливал детали для Тойот, БМВ и Мерседесов(и оригинальные, в том числе). Когда начинал заниматься запчастями из Эмиратов, растаможка стоила 2,2-2,3$/кг. Теперь 10-11$, а за габарит ещё дороже. Что-то я не слышал об открытии в России заводов по производству оригинала для иномарок.
Может быть дело не в этом, а просто Нашей стране нужны Ваши деньги для своих целей? Для укрепления обороноспособности, например? Мне тоже не смешно.
Кстати, если кто помнит застойный период. Тогда за деньги не всегда можно было купить то, что хочется – в первую очередь автомобиль, мебель, нормальные продукты питания, даже водку. Впрочем за большие деньги можно было всё или почти всё – заплатил – получил. И теперь ситуация схожая, но, повторюсь, никто не даст гарантию, что за деньги, даже большие, Вас качественно обслужат или продадут именно то, что Вы хотели. Такой вот у нас опять интересный рынок получается.
Вообще, идеалом ремонтного предприятия я считаю небольшой(семейный) автосервис, где постоянные квалифицированные работники, хорошо знают Ваш автомобиль и все его болячки. Увы, мелкий бизнес, тем более автобизнес, в России невозможен. Успел это испытать на своей шкуре. Всё идет к укрупнению, гигантомания какая-то, полное обезличивание – один принял, другой отогнал, третий открутил, а прикрутить забыл, понадеявшись на четвёртого. Странно, что в этих монстроидных техцентрах пока не исчезают люди и автомобили. По поводу мелкого бизнеса тоже всё понятно, даже всенародные избранники перестали об этом бубнить.
Поэтому маленький совет – ищите в автосервисе(лучше небольшом) хорошего мастера и обслуживайтесь только у него.