Надуть до востребования
Ремонт колеса в дороге ассоциируется с анекдотом о способах ловли льва в Африке. Только там первым делом предлагалось выкопать глубокую яму… Ну а здесь требуется залатать покрышку, как правило, бескамерную. Не будем рассматривать трудоемкие технологии, которыми в совершенстве владели отцы и деды. В багажниках «побед», «волг», «москвичей» обязательно лежали запасная камера, небольшая кувалда, кусок уголка да пара монтировок, заточенных под умелые и крепкие руки.
Нынче, попав в форс-мажорную ситуацию, мы лихорадочно посылаем мысленное SOS ближайшему шиномонтажу. С неподдельным интересом оглядываем ни разу не одеванную запаску, а то и худосочную, не внушающую доверия «докатку». Потом глубокомысленно взвешиваем на руке домкрат, раздумывая, куда же его подсунуть. А если в современный выбор шинных аптечек вдохнуть дедовскую любовь все чинить самому? Попробуем отремонтировать бескамерную шину без помощи мастерской.
У ПРИЛАВКА
Автомобильные рынки и магазины завораживают обилием красивых баночек и баллончиков с обещанием мгновенного исцеления всех шинных недугов. Систематизируем шинные аптечки по трем категориям.
Так называемый антипрокол или суспензия – сметанообразная жидкость, определенное количество которой нужно залить через вентиль, выкрутив золотник. Причем сделать это можно заранее, застраховав себя, если верить рекламе, от проколов.
Шинонаполнитель, он же аэрозольный спрей из флакончика, как обещают, не только заклеит прокол после удаления инородного тела, но и одновременно накачает колесо до желаемых бар или атмосфер.
Приспособления из набора для ремонта бескамерных шин за внешнюю схожесть назовем фитилями или жгутами. Плотно скрученные канатики, пропитанные клейким раствором, вы наверняка видели у профессионалов. Вот и магазинная аптечка включает нехитрый инструмент – напильник и шило типа сапожной иглы.
МИНУС 130 РУБЛЕЙ
Погодка: +2…+4°С, ветер, временами дождь. Кажется, даже редакционный «Форд-Фокус» на стандартных 15-дюймовых колесах вот-вот назовет меня сумасшедшим. Мыслимо ли заниматься ремонтом в такую сырость? Но ведь на баллончиках нет ни слова о температурных ограничениях. Лишь спрей не рекомендуется охлаждать ниже нулевой отметки. Он-то, заботливо уложенный в теплом салоне, и пойдет в бой первым.
Заточенный болт-«шестерка» с победным хрустом впивается в шину. Настойчивый совет инструкции найти и удалить посторонний предмет в нашем случае выполнен заранее. Равно как и требование ремонтировать шину в хорошо проветриваемом помещении. Вентиль ориентирован в нижнее положение (5 или 7 часов). Старт! По прозрачной трубке побежала белая, пузырящаяся пена, и вскоре покрышка начала медленно подниматься. Отлично!
Но лишь на первый взгляд. По мере того как баллон пустеет, очевидно: полностью колесо не накачать, в нем от силы 0,8–1,0 атм. Да и пена почему-то лихо выливается через отверстие. Что же, пора на маршрут. Ведь по инструкции надо сразу аккуратно проехать пару километров.
Увы, прокол так и не загерметизировался. Деньги потратили зря.
УБЫТОК – 226 РУБЛЕЙ
Следующая шина… Исходные условия те же: гвоздь, наезд и - шина лежит на ободе. Реклама старается: «… современные технологии, углеволокно, полимеры, ингибиторы коррозии. Продление срока службы на 20–25%, гарантированное устранение 8–10(!) проколов диаметром до 6 миллиметров».
Золотник выкручен, колесо ориентировано отверстием вниз, в него залито 320 мл «Антипрокола». Надо же было забыть компрессор! Нога гудит, а до 2 атм еще работать и работать. Суспензия потихоньку течет на асфальт – пора в очередной пробег.
На 80–90 км/ч руль завибрировал в руках, но через несколько минут успокоился: значит, суспензия равномерно распределилась внутри шины. Интересно, так будет после каждой продолжительной стоянки?
Но… Поиск «заделанного» отверстия не занимает много времени: громко шипит воздух, по-прежнему сочится герметик. Чуда вновь не произошло – еще две с половиной сотни рублей вылетели на весенний ветер.
180 РУБЛЕЙ НА ПОЛЬЗУ ДЕЛА
То, что этот способ – утеха настоящих мужчин, понятно почти сразу. Надо не только найти штатный домкрат, но, изрядно почертыхавшись (ну очень не-удобно!), вывесить проколотое колесо. Обработать отверстие специальным напильником – тоже задача не для хлюпиков. Будьте готовы и к тому, что перед установкой жгута инструкция издевательски посоветует накачать шину до 1,5–2,0 атм. Отсутствие компрессора позволило вычеркнуть из памяти подобные бредни. Смазанный клеем и ведомый крепкой рукой, фитиль легко внедрился в шину, словно заранее подготовился к несложной процедуре. Собственно, дело почти сделано. Колесо можно качать, отрезав от жгута лишнее.
По мере того как стрелка манометра приближается к заветной отметке, становится ясно – работа удалась. Пробег, повторный контроль давления и… Кажется, эту шину можно прокалывать вновь и вновь – благо жгутов и болтов у нас в избытке.
НАШИ ВЫВОДЫ
Как и погода, выбор шинных аптечек случаен, поэтому сознательно не называю их производителей. Констатирую лишь, что два из трех экспериментов оказались неудачными. Возможно, отчасти виноваты не очень комфортные для жидкостей температуры? Может, попалась откровенная халтура?
Зато положительный результат оказался всепогодным. А значит, в гараже и даже в дороге всегда можно устранить небольшой (до 8 мм) прокол, не прибегая к помощи профессионалов. Конечно, придется немного потрудиться и даже, скорее всего, испачкаться. Зато имея в багажнике несколько жгутов и прилагаемый к ним компактный набор нехитрого инструмента, можно смело удаляться от очагов цивилизации. Счастливого пути!