Фотокамера пришлет штраф

Фотокамера пришлет штраф

АВТОМАТИЧЕСКИЙ ИНСПЕКТОР

Камеры будут использовать передвижные и стационарные. Последние пока смонтированы в Москве и области, а также в Краснодарском крае. Конкретные места установки камер не раскрывают. Однако мы знаем, что в Москве это пересечение улицы Каретный ряд и Садового кольца, участок Третьего транспортного кольца в районе Сущевского вала и Лефортовский тоннель. В Подмосковье они есть на Ленинградском, Дмитровском и Горьковском шоссе. Возможно, в скором времени появятся знаки, предупреждающие водителей, что на этом участке ведется видеосъемка (как за границей). Но, полагаем, карту дислокации быстро соорудят сами автомобилисты в Интернете.

Камеры автоматической фиксации будут отслеживать превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на полосу встречного движения. Пока, правда, фиксировать все перечисленные нарушения камеры могут только в Краснодарском крае; в Москве и Подмосковье приборы способны замерять лишь скорость.

УЛЫБНИТЕСЬ, ВАС СНИМАЮТ!

Как же будут выявлять и наказывать виновных? Допустим, водитель нарушил скоростной режим и попал в объектив видеорегистратора. Камера фиксирует скорость и идентифицирует регистрационные знаки машины, после чего информация передается в сеть. Компьютер сохраняет данные, обрабатывает информацию и распечатывает стандартное постановление по делу об административном правонарушении вместе с «доказательством нарушения» – фотографией автомобиля и показаниями радара. В качестве нарушителя там будет указан собственник авто, статья, по которой его привлекают к ответственности, сумма штрафа и реквизиты для уплаты. Подтверждением вины послужит документ с указанием того, каким прибором произведена съемка, и данных, подтверждающих его сертификацию.

Так выглядит постановление и доказательство к нему.

После чего (вот тут пока нельзя обойтись без «человеческого фактора»!) сотрудник ГИБДД отправляет бумаги в адрес собственника заказным письмом с уведомлением о вручении. Кроме того, сотрудник ГИБДД будет вмешиваться в процесс в трех случаях: если зафиксированный автомобиль в розыске, если камера не смогла распознать регистрационные знаки либо если автомобиль зарегистрирован на организацию (об этом чуть позже). Получив «письмо счастья», собственник-нарушитель обязан заплатить штраф в течение 30 дней. Насколько законно направлять постановление именно собственнику – ведь машиной мог управлять водитель по доверенности? Тут с точки зрения закона все правильно. Статья 2.6.1 КоАП РФ говорит, что «за нарушения, зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств».

Первые «шпионские» камеры установлены в Москве – на пересечении внешней и внутренней сторон Садового кольца с улицей Каретный ряд.

БЕЗ ПРОБЛЕМ НЕ ОБОЙТИСЬ

Как же сумеют сотрудники ГИБДД отследить, уплачен ли штраф? Пока, смею предположить, никак. Напомню, что с 1 января 2008 года отпала необходимость отправлять оплаченную квитанцию в ГАИ. В отсутствие развитой информационной базы, которая позволяла бы подразделениям ГИБДД контролировать поступление денежных средств, никто не сможет отслеживать поступление штрафов. Но это отнюдь не означает, что не надо платить штраф; просто у нас, как всегда, запускают систему с существенными недоделками.

Итак, если вы не оспариваете нарушение, тут все понятно: заплатили штраф, запомнили, где вас сфотографировали, и постараетесь впредь ПДД не нарушать (хотя бы в этом месте). А если за рулем был кто-то другой? Тогда придется доказывать, что вы ни при чем. Презумпция невиновности в этом случае отменяется! Увы, это так – согласно примечанию к статье 1.5 КоАП РФ, «лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность; это не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи». Но если собственник уверен, что не нарушал, выход у него один: в течение 10 дней с момента получения постановления по почте обжаловать постановление либо в вышестоящем органе ГИБДД, либо в суде. В жалобе обязательно привести доказательства того, что вы в этот момент не управляли автомобилем (например, были в отъезде). Но этого мало – надо указать, кому именно вы доверили в это время управление автомобилем. Если ваша информация в ходе рассмотрения жалобы подтвердится, вас освободят от уплаты штрафа, а к ответственности привлекут реального нарушителя (правда, если к этому моменту не истечет двухмесячный срок). Кроме того, «уважительной причиной», чтобы не платить штраф, послужит справка о том, что автомобиль в угоне.

«ЮРИКАМ» ДО ПОРЫ ВЕЗЕТ

Пока не совсем понятно, как «отреагирует» компьютер, если машиной-нарушителем окажется транспортное средство, принадлежащее юридическому лицу. Итак, регистратор автоматически зафиксировал нарушение и установил собственника (допустим, некое ООО). По схеме компьютер должен выдать постановление о привлечении этого собственника к ответственности. Однако за превышение скорости (статья 12.9 КоАП РФ), выезд на полосу встречного движения в нарушение ПДД (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ), проезд на запрещающий сигнал светофора (статья 12.12 КоАП РФ), нарушение правил проезда железнодорожного переезда (статья 12.10 КоАП РФ) к ответственности привлекается нарушитель, то есть водитель. Ну не может никакое ООО управлять автомобилем! В этом случае «автоматику» переведут в «ручной режим», и сотрудники ГИБДД в рамках административного расследования направят в организацию запрос с просьбой о том, кто именно в момент нарушения был допущен к управлению. Если ООО такую информацию предоставит, то водителя накажут рублем. А если руководители организации не ответят? Или, как это часто бывает, юридический адрес не совпадает с фактическим, и письмо просто «не найдет адресата»? По мнению руководства ДОБДД МВД РФ, в этом случае организации придется отвечать за непредоставление информации! Искренне сомневаюсь: ведь организация теоретически может быть привлечена к делу… только в качестве свидетеля. Действительно, согласно части 1 статьи 25.6 КоАП РФ в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении «может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению». Конечно, в организации есть сотрудники, которым следует знать, кто именно управлял автомобилем. Однако если руководитель фирмы заявит, что конкретный автомобиль в это время из гаража не выезжал, то и опровергнуть такую информацию в ГИБДД не смогут. А привлечь к ответственности за нарушение ПДД юридическое лицо, повторюсь, невозможно! Думаю, впрочем, наши милиционеры и законодатели найдут способ, как разрешить сей юридический казус.

ПРИНЦИП НЕОТВРАТИМОСТИ

Помимо затруднений с привлечением к ответственности водителей, управляющих транспортом юридических лиц, будут и другие «нестыковочки». Например, с обжалованием постановлений в случаях, когда за рулем машины находился не собственник. Похоже, в ближайшее время в регистрационных подразделениях ГИБДД в Москве и Краснодаре прибавится владельцев, жаждущих избавиться от автомобилей, некогда «проданных» по доверенности. А суды в этих регионах окажутся завалены жалобами собственников, что они – не нарушители. Остается надеяться, что система все-таки заработает так, как это предполагалось, и нарушителей на дорогах поубавится. Только при правильной организации дела будет исполнен важнейший принцип закона: главное – не строгость наказания, а его неотвратимость! 

ГИБДД рассчитывает навести порядок на дорогах с помощью средств автоматической видеофиксации нарушений.

Подпишитесь на «За рулем» в