Доверенность и доверие
ПРИВЕТ ОТ ГАГИКА
…Ранний телефонный звонок в воскресенье немало позабавил меня и отнял драгоценное время.
– Здравствуйте, это Гагик из Тамбова!
– Здравствуйте, но я…
– Только не ругайтесь, пожалуйста: могли бы вы еще раз выписать доверенность на вашу «семерку»?
Пытаюсь понять, при чем здесь «семерка» – у меня давно уже корейская машина, а перед ней была «девятка», еще раньше – «четверка»…
– Какая «семерка»? В чем дело?
– Сейчас объясню. Я купил ваш автомобиль по доверенности, но не успел переоформить на себя – теперь беда, – в голосе неизвестного зазвучало отчаяние.
Экстренно проснувшись, вспоминаю: действительно, больше десяти лет назад был у меня и ВАЗ-2107, но я его быстро продал школьному приятелю Мишке, а тот живет теперь в Сибири.
– Все правильно, – тихо продолжает неизвестный мне Гагик, и во всех деталях начинает живописать путь моей бывшей «семерки». В чьих только руках она не побывала, прежде чем очутилась у некого дяди Сурена из Тамбова. Именно на нем мне удалось прервать собеседника:
– Послушайте, а я-то здесь при чем?
– Я же вам говорю: дядя Сурен подарил «семерку» внучке, Ануш, а я ее муж, Гагик. Она ездить не умеет, буду ездить я, но сейчас не могу. Доверенность кончилась. Ой хорошо, что вы живы; здоровья вашим детям. Так вы мне дадите доверенность еще раз?
Вот так некогда мои «Жигули», вдоволь попутешествовав, попали в Тамбов к молодоженам с хорошо известной любителям юмора фамилией Петросян, но все это время числились за мной!
ЧЕМ ОБЕРНУЛСЯ ХИТРЫЙ ХОД
Продажа автомобилей «по доверенности» – это советское ноу-хау начала 90-х. Автопарк рос бурными темпами, регистрационные органы ГАИ не справлялись: чтобы поставить машину на учет или снять с учета, убивали по нескольку дней (впрочем, и сейчас во многих регионах страны не меньше), вот и придумали хитрый ход, не имевший аналогов в мире – продажу «по доверенности».
Вообще доверенность существует в Праве с незапамятных времен, чуть ли не с Римской империи. Ее суть определена и в Гражданском кодексе РФ – это письменное полномочие одного лица, выдаваемое другому лицу на совершение от его имени определенных действий. Тот, кто выдает доверенность – доверитель, а ее получатель – поверенный. Действия, которые он имеет право совершать, должны быть четко определены в тексте этого документа. В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ, собственник «по своему усмотрению вправе передавать права владения, пользования и распоряжения своим имуществом другим лицам», оставаясь при этом собственником. Иными словами, нет такой доверенности, которая сделала бы поверенного собственником. Для этого как минимум требуется акт купли-продажи или дарения.
В принципе, «купить автомобиль по генеральной доверенности» – не что иное, как сделка по купле-продаже имущества, прикрытая другой сделкой – выдачей доверенности. Доверитель по-прежнему может эту машину продать, подарить, заложить или вернуть себе, отменив доверенность в одностороннем порядке. И это законно. Более того, купленную по доверенности машину у вас может отнять суд, наложив арест на имущество собственника, или наследники умершего собственника. Немало здесь случаев и криминального свойства. Купленный таким образом автомобиль может оказаться в розыске, вплоть до Интерпола, или выданные на него документы окажутся поддельными.
Конкретный пример из практики правового отдела «За рулем». К судебным приставам города Одинцово Московской области поступил исполнительный лист о взыскании с гражданина Н. долга в размере 51 тыс. рублей. Работники службы судебных приставов по базе ГАИ обнаружили имущество у должника – автомобиль ГАЗ-24–10. Машину вскоре остановили сотрудники ГИБДД, но за рулем оказался другой человек: «Новый хозяин, – представился он, – купил «Волгу» по доверенности». Далее – все было по букве закона: автомобиль отправили на спецстоянку, а оттуда на продажу с торгов. Теперь новый «хозяин» пытается через суд предъявить претензии к продавцу.
Даже если обойдется без крайностей, не просто избежать подводных камней, «покупая по доверенности». Не дай бог ее потерять или забыть о сроке действия (он – не более трех лет, а если не указан, то только в течение года). Ну а теперь главное: восстановить потерянную доверенность и, соответственно, право пользованием автомобилем может только ее настоящий собственник.
Гагику и Ануш действительно подфартило – я жив и здоров, а вот моей старинной приятельнице не повезло: хозяин «их» «Вольво», мало того, что сразу после сделки уехал на ПМЖ за рубеж, так еще и сразу там умер! Достаточно «свежую» иномарку пришлось продать на запчасти…
Беды, связанные с приобретением машины по доверенности, посещают не только покупателей. Страдают и продавцы. Если поверенный совершил ДТП и скрылся – искать будут собственника, официально зарегистрированного хозяина автомобиля, да и налоги на проданную таким образом машину все равно платит доверитель. Это еще не все. Недавно введена видеофиксация нарушений ПДД, так что фото со штрафной квитанцией придут именно к хозяину (если уже не пришли!). Чтобы избежать этого, делайте копии доверенности – поможет в дальнейшем. В крайнем случае, обратитесь в ГАИ с заявлением о снятии автомобиля с учета для утилизации.
Об отмене практики «продажи по доверенности» жалеть никому не придется, разве что нотариусам: на оформление этой бумаги уходит от силы 5 минут, а клиент оставляет в кассе 900 рублей (400 руб. пошлины и 500 – «за работу»). Неплохой бизнес!
БЕЗ БУМАЖКИ
Кроме «генеральной доверенности» (а это, между прочим, юридический нонсенс), существует и просто доверенность на право управления автомобилем. Она тоже досталась нам в наследство от прошлого, когда жили по принципу «Без бумажки ты никто». Сесть за руль чужого автомобиля без доверенности, заверенной нотариусом? Да такое лет десять назад представить было невозможно.
Давно уже нет СССР, автопарк России растет как на дрожжах – машина перестала быть роскошью. Сегодня обычным стало попросить на время у друга или знакомого автомобиль. Нерушимым остается одно – доказать государству в лице сотрудника ГИБДД, что ты в данный момент владеешь автомобилем на законных основаниях, иначе – немалый штраф и штрафстоянка. Презумпция невиновности в отношении ряда статей Гражданского кодекса РФ не действует! В глазах служителей закона любой из нас – априори преступник, если не сможет доказать, что управляет машиной «по закону». Правда, доказательство для этого предъявляет более чем странное. Объединенными усилиями правозащитников и журналистов (мы бились за это много лет!) была разрешена рукописная доверенность. Владелец может от руки, на листочке бумаги в произвольной форме кому-то доверить свой автомобиль; главное требование – указать дату оформления. Без нее доверенность – простая бумажка, ни к чему не обязывающая. Понятно, функции этого документа чисто ритуальные: проверить, написал доверенность сам хозяин или кто-то другой, инспектор ДПС не может. Бывший глава ГАИ России, а ныне сенатор В.Федоров вспоминал как-то по этому поводу. Несколько лет назад в Калуге остановили автомобиль; водитель управлял им по рукописной доверенности. Инспектор решил проверить машину и открыл багажник. Там лежал труп владельца, который якобы добровольно написал доверенность…
Некоторые чиновники из силовых ведомств сделали свои выводы – стали ратовать за очередной пересмотр статей ГК РФ, чтобы признать законными только нотариально заверенные бумаги. Но это, на наш взгляд, – шаг назад. Преступникам не составит труда «организовать» такую бумагу, а для честных людей оформить право на управление автомобилем станет еще более долгим и мучительным. Так что же делать?
Ответ легко найти за пределами родного Отечества. Во Франции или США владелец автомобиля может спокойно передать его знакомому, и, если хозяин не числится в базе данных дорожной полиции как правонарушитель, машина не значится в угоне, а водитель не нарушает ПДД, никого не задержат. Во многих странах, скажем в Великобритании, не нужны даже документы на машину – их полиция рекомендует хранить дома, чтобы не потерять! А зачем они? Вот автомобиль, вот человек за рулем – их подробные данные, включая сведения о неуплаченных штрафах за парковку, в секунды можно извлечь из компьютера!
Вот тут-то мы опять упираемся в очередную российскую проблему. Ну не могут у нас никак создать единую компьютерную сеть и оснастить выходом в нее все экипажи ДПС и стационарные посты! Хотя деньги на это в бюджете давно заложены. Может, не очень надо? Инспектор ГАИ, как представитель власти, не доверяющий рядовому автомобилисту, надежнее компьютера? От этой старой порочной практики власть никак не может отрешиться. А население давно готово к «устной доверенности». Так живут во всем мире.
КОМПЕТЕНТНЫЕ МНЕНИЯ
Владимир Кузин, заместитель начальника ДОБДД МВД РФ, полковник милиции:
«Доверенность на право управления транспортным средством – анахронизм. Замечу попутно, что Гражданский кодекс предусматривает доверенность на совершение сделки, но никак не на управление автомобилем. Временное пользование чужим транспортным средством – никакая не сделка, что следовало бы прописать в законе. А пока можно подумать вот над чем. В Гражданском кодексе предусмотрено несколько видов доверенности, и каждый может выбрать для себя любой из них: рукописную или нотариально заверенную форму. Но не только. Допускается доверенность и в самом простом виде – устном. Так что даже в рамках нынешнего законодательства можно отказаться от письменной доверенности на право управления автомобилем».
Виктор Похмелкин, глава Движения автомобилистов России:
«С правовой точки зрения доверенность необходима только для совершения сделки с автомобилем. Это я говорю как доктор юридических наук. Доверенность на управление автомобилем – это пережиток советской системы, пустой документ. Движение, которое я возглавляю, не раз выступало за его отмену. Главный аргумент против этого у чиновников из МВД – нет федеральной базы данных по автотранспорту. Вот, говорят, если бы она была – тогда и мы бы выступили за отмену. Но, позвольте, в Федеральной целевой программе по повышению безопасности дорожного движения заложены деньги на создание такой базы. Почему этого не произошло до сих пор?»
Владимир Федоров, член Совета Федерации РФ, в течение ряда лет – руководитель ГАИ России, генерал-лейтенант милиции:
«Мое мнение – пора от такой практики отказаться, надо доверять людям. Правда, юридически вопрос не так прост, поскольку при этом потребуется решать, что делать со связкой «доверенность – полис ОСАГО». У нас, если у тебя доверенность, но ты не вписан в полис, будешь наказан. В большинстве стран полис ОСАГО предполагает неограниченное количество лиц, допущенных к управлению. Пора и нам этому следовать. А понятия «письменная доверенность на право управления» – не существует».
Прочитав этот материал под новой рубрикой «Стоп-линия», кто-то, наверное, подумает и о других статьях законов, постановлениях, приказах – устаревших, изживших себя, но по инерции функционирующих. Они порой мешают навести порядок на дорогах, создают нам проблемы, неудобства. Будем признательны тем, кто выскажется по этому поводу. Отклики и предложения мы хотим публиковать на страницах и на сайте «За рулем». В качестве пароля для них – название рубрики «Стоп-линия». С нее просим начинать ваши сообщения.
Редакция