Рекорд «За Рулем»: правильный ветер
ИЗ БОРТОВОГО ЖУРНАЛА
23 сентября, вторник, 05.40
Предстартовая подготовка и фотосессия. Пожелать нам доброго пути пришли родные, друзья и главы российских представительств компаний «Фольксваген» и «Мишлен» господа Виттеманн и Феди. Они волнуются не меньше нашего, ведь это их техника сдает экзамен, придуманный неугомонными зарулевскими журналистами.
06.00
Бой кремлевских курантов, последние напутствия. В 06.02 мы уже катим вдоль Кремлевской набережной – к Лиссабону. Увы, Манежной площади (места старта 20 лет назад) как таковой больше нет: на ее месте торговый центр. Поэтому стартовали от собора Василия Блаженного.
06.12
Пересекаем границу Москвы – МКАД. В случае чего время можно считать формально от городской черты. Лишними 10 минут никогда не будут. В руле Богданов. Очередность решили не менять: именно Олег выводил «девятку» со старта 20 лет назад. За штурмана – Виктор Панярский, а я, настроив навигацию, – спать.
Но не спится: волнение слишком велико. Подумать только, мы снова той же командой мчимся в Лиссабон!
07.40
Совсем рассвело. Пройдено 213 километров. Здесь нас поджидает фотограф, чтобы запечатлеть автомобиль в движении. Снижаем скорость, перестраиваемся.
Прямой выход в эфир на радио «Россия FM». Коллеги и слушатели с интересом следят за ходом пробега, поддерживают нас. Я осторожно прогнозирую, что 20 лет спустя мы сделаем дорогу из Москвы в Лиссабон короче.
09.05
Первая смена: отмахали 409 километров. Темп очень хороший. средний расход – 12,6 литра на сотню. На бензоколонке, пока 57 литров вливаются в бак, Олег, который был за рулем, и я бежим в туалет. Машину заправляет штурман. Потом Виктор отгоняет «Пассат» на стоянку, запирает и спешит по нашим стопам, а мы рассчитываемся за бензин. Через считанные минуты экипаж снова готов стартовать.
09.30
Белорусская граница для машин с российскими номерами – формальность. Слегка притормаживаем на посту, но нам машут: проезжайте, мол.
12.05
Моя очередь вести «лиссабонский экспресс». Дорога пустынна, плоской широкой лентой она уходит к горизонту.
На ровном участке не грех прибавить! «Пассат», обутый в правильные шины, позволяет это. Средняя скорость на въезде в Польшу достигает 133 км/ч.
Польша, вошедшая в Шенгенскую зону в декабре прошлого года, впускать к себе не торопится. Почти час мы провели, зависнув на мосту через Буг, на нейтральной полосе, еще полчаса заняли формальности.
Когда граница единой Европы осталась позади, средняя скорость упала до 110 км/ч. Мы имеем пусть минимальный, но резерв, и он тает на глазах. К Варшаве из-за повсеместного дорожного ремонта приходим с двухчасовым опозданием против графика. Но это обстоятельство непреодолимой силы: ремонтные зоны на многих участках не имеют объездов, поток, регулируемый входными светофорами, поочередно движется по одной полосе, у каждого светофора задержка по 10–15 минут.
Варшаву помог пройти электронный навигатор. Не знаю, сколько пришлось бы поплутать без него по польской столице. А в первом лиссабонском пробеге роль проводников по незнакомому для нас городу взяли на себя сотрудники «Автоэкспорта». К выезду из Варшавы средняя падает до 96 км/ч. Мрачное настроение усугубляет противный мелкий дождь.
24 сентября, среда, 00.40
Въезд в Германию. После польского котла, в котором мы варились 10 часов 40 минут, германские дороги показались раем небесным. Поэтому засыпаю решительно и бесповоротно: уверен, что отставание мы наверстаем. Олег держал стрелку спидометра за 200.
06.01
Бельгия. Среднюю скорость подняли до 101, нас снова переполняет надежда на успех.
07.25
Франция. С нарушителями скоростного режима здесь очень строги. Скорость на автостраде ограничена 130 км/ч, но все едут немного быстрее, этак 145–149. За превышение разрешенного максимума на 20 км/ч можно поплатиться штрафом в 45 евро. Превышение на 20–40 км /ч наказывают отъемом 90 евро. Штраф за 40–50 км/ч сверх установленного предела – 135 евро, вдобавок можно лишиться водительских прав. Поэтому все так и едут, деликатно превышая лимит на 15 км/ч. Нас такой режим устраивает, главное – стабильность и ритмичность хода, в этом залог успеха. Так мы подняли среднюю до 104 км/ч.
11.05
Из-за пробки средняя скорость падает до отметки 99 км/ч. Неужели не уложимся в наши 45 часов? От этой мысли становится не по себе.
Хмурые тучи постепенно рассеиваются, проглядывает солнышко, выезжаем на дорогу А10 – берем курс на юго-запад. Именно в этом направлении дуют пассаты в Северном полушарии. Нам по пути! Это добрый знак для нас.
К Бордо среднюю скорость удалось поднять до 103 км/ч.
ИЗ БОРТОВОГО ЖУРНАЛА
17.15
Испания. Как водится, над ней безоблачное небо. Прекрасная, слегка петляющая в горах дорога. Ограничение в 120 км/ч, похоже, никто из испанских водителей всерьез не воспринимает, все едут за 150. Мы тоже стараемся держаться в потоке, не создавая помех другим участникам движения. К португальской границе, на 4209-м километре пути, наш «Пассат» выходит на среднюю 106 км/ч.
25 сентября среда, 01.00
Въезд в Лиссабон, платные турникеты. Двадцать лет назад у нас не было с собой португальских денег. Были марки, франки, доллары, а обменник ночью не работал – пришлось терпеливо ждать, пока приедут из посольства. А теперь, кажется, можно расслабиться. Но мы еще не осознаем, что побили собственный рекорд! Новое достижение – 43 часа от старта в Москве до финиша в Лиссабоне.
К башне Белем в центре города подкатили через 15 минут с эскортом португальской полиции на мотоциклах с мигалками. Этот сюрприз приготовило российское посольство.
* * *
Что помогло успеху? Маршрут стал чуть короче, границ меньше. Да и накопленный опыт: представьте себе, за весь путь мы не создали ни одного повода для вмешательства полиции. Слаженная команда трех повзрослевших «мушкетеров» работала как единый организм, нацеленный стать лучшим на перегоне Москва – Лиссабон.
И потом, правильный автомобиль – «Пассат». Вместе с ним мы всегда шли по ветру.
20 ЛЕТ НАЗАД
Португальцы первыми начали! Воодушевившись ветром перемен, который гулял тогда по шестой части суши, они примчались из Лиссабона на автомобиле в Москву. Путешествие между двумя «крайними» европейскими столицами заняло – неслыханное дело! – всего 51 час 30 минут. Так быстро попасть за «железный занавес» прежде едва ли удалось бы. Наши, как обычно, решили поддержать. Проектов было несколько, даже неуклюжий «По ленинским местам в Европе» – на «москвичах-2141» с неизбежной для этих машин техничкой и непременной партийной делегацией в автобусе сопровождения. И в качестве ответа португальцам – заезд в тот самый Лиссабон, где Ильич, правда, не бывал. Не состоялось: смета превзошла все мыслимые пределы и ее попросту не утвердили.
Перчатку, брошенную португальцами, поднял журнал «За рулем». Идею скоростного пробега на одном автомобиле поддержали в Минавтопроме СССР и отделе промышленности ЦК КПСС. И через 45 часов после старта на площади 50-летия Октября (ныне она снова стала Манежной) зарулевский ВАЗ-2109 финишировал в португальской столице.
Потом эта машина выставлялась на Парижском автосалоне, еще позже португальцы неоднократно пытались превзойти рекорд – и всякий раз безуспешно. Однажды они даже повернули восвояси из-под Варшавы, поняв, что и в этот раз русский график движения им не по зубам. И вот в год 80-летия «За рулем» решил повторить лиссабонский бросок тем же экипажем. Ведь только мы, проделавшие этот путь 20 лет тому назад, могли по-настоящему оценить, как изменилась Европа, понять, насколько вырос технический уровень автомобиля, наконец, узнать, каким он окажется для нас, маршрут Москва – Лиссабон третьего тысячелетия?
ТЕХНИКА РЕКОРДА
Двадцать лет тому назад самым технически совершенным автомобилем, выпускавшимся в СССР, был ВАЗ-2109 с 5-ступенчатой коробкой и 1,5-литровым двигателем. Конкурентов переднеприводному ВАЗу в стране в то время не существовало. Он понравился и за рубежом – после пробега Португалия даже рассматривала возможность строительства сборочного завода.
Сегодня выбор авто уже не так политизирован. В России развернуто производство десятка зарубежных марок, они стали доступны российским автомобилистам. И никого уже не удивляет, что любой современный автомобиль, наш или нет, способен выдержать несколько десятков часов движения на скорости, близкой к максимальной. Мы остановили свой выбор на «Пассате», собранном в Калуге, – ехать на машине, выпущенной в России, стало традицией.
Шины были ахиллесовой пятой «девятки», готовившейся стартовать в 1988-м. Ни одни отечественные не выдерживали и трех часов езды на скоростях под 170 км/ч. Спасательным кругом оказался комплект «Мишлен-Спорт», который чудом удалось пробить через «Автоэкспорт» незадолго до старта. На сей раз мы тоже остановились на продукции «Мишлен» – выбрали Primacy HP. Они прекрасно держат влажную дорогу (осень!), к тому же рекомендованы производителем автомобиля.
Взяли в машину и навигационную систему «Кларион» – залог того, что случайный заезд в Нидерланды, как в 1988-м, нам не грозит. Она пригодилась! Когда при въезде в Португалию исчез указатель «Лиссабон», электронный путеводитель выручил с выбором направлений.
Перед масштабной операцией провели разведку боем: доехали на «Пассате» до Бреста и обратно.
Новый рекорд «За рулем» – 43 часа от самой восточной до самой западной столицы континентальной Европы. Мы живем совсем рядом... если быстро ехать на автомобиле.
Редакция и экипаж благодарит спонсоров пробега – фирмы Michelin и Clarion за помощь и поддержку. Спасибо поклонникам «За рулем» на пограничном переходе в Бресте и в посольстве России в Лиссабоне.