Рекорд «За Рулем»: правильный ветер

Рекорд «За Рулем»: правильный ветер

ИЗ БОРТОВОГО ЖУРНАЛА

23 сентября, вторник, 05.40

Предстартовая подготовка и фотосессия. Пожелать нам доброго пути пришли родные, друзья и главы российских представительств компаний «Фольксваген» и «Мишлен» господа Виттеманн и Феди. Они волнуются не меньше нашего, ведь это их техника сдает экзамен, придуманный неугомонными зарулевскими журналистами.

06.00

Бой кремлевских курантов, последние напутствия. В 06.02 мы уже катим вдоль Кремлевской набережной – к Лиссабону. Увы, Манежной площади (места старта 20 лет назад) как таковой больше нет: на ее месте торговый центр. Поэтому стартовали от собора Василия Блаженного.

Торжественное вручение буханки черного хлеба от «За рулем» и послания Юрия Лужкова в мэрии Лиссабона.

06.12

Пересекаем границу Москвы – МКАД. В случае чего время можно считать формально от городской черты. Лишними 10 минут никогда не будут. В руле Богданов. Очередность решили не менять: именно Олег выводил «девятку» со старта 20 лет назад. За штурмана – Виктор Панярский, а я, настроив навигацию, – спать.

Но не спится: волнение слишком велико. Подумать только, мы снова той же командой мчимся в Лиссабон!

В Порту наш «Пассат» приняли в компанию раритетных авто.

07.40

Совсем рассвело. Пройдено 213 километров. Здесь нас поджидает фотограф, чтобы запечатлеть автомобиль в движении. Снижаем скорость, перестраиваемся.

Прямой выход в эфир на радио «Россия FM». Коллеги и слушатели с интересом следят за ходом пробега, поддерживают нас. Я осторожно прогнозирую, что 20 лет спустя мы сделаем дорогу из Москвы в Лиссабон короче.

Старт на Васильевском спуске. Надежды на рекорд есть: между Москвой и Лиссабоном теперь всего одна граница. Дорога стала короче: стараниями Европейского сообщества новая магистраль пересекла север Испании, соединившись в Португалии с трассой на Лиссабон.

09.05

Первая смена: отмахали 409 километров. Темп очень хороший. средний расход – 12,6 литра на сотню. На бензоколонке, пока 57 литров вливаются в бак, Олег, который был за рулем, и я бежим в туалет. Машину заправляет штурман. Потом Виктор отгоняет «Пассат» на стоянку, запирает и спешит по нашим стопам, а мы рассчитываемся за бензин. Через считанные минуты экипаж снова готов стартовать.

За рулем Виктор Панярский. Чтобы отработать маршрут максимально эффективно и безопасно, днем меняемся каждые три часа, ночью – каждые два.

09.30

Белорусская граница для машин с российскими номерами – формальность. Слегка притормаживаем на посту, но нам машут: проезжайте, мол.

12.05

Моя очередь вести «лиссабонский экспресс». Дорога пустынна, плоской широкой лентой она уходит к горизонту.

На ровном участке не грех прибавить! «Пассат», обутый в правильные шины, позволяет это. Средняя скорость на въезде в Польшу достигает 133 км/ч.

Польша, вошедшая в Шенгенскую зону в декабре прошлого года, впускать к себе не торопится. Почти час мы провели, зависнув на мосту через Буг, на нейтральной полосе, еще полчаса заняли формальности.

Главная трудность всего путешествия по матушке-Европе – возросшая плотность дорожного движения. В Польше, где дорожная сеть не отвечает современным требованиям и доминируют узкие дорожки, мы потеряли слишком много времени.

Когда граница единой Европы осталась позади, средняя скорость упала до 110 км/ч. Мы имеем пусть минимальный, но резерв, и он тает на глазах. К Варшаве из-за повсеместного дорожного ремонта приходим с двухчасовым опозданием против графика. Но это обстоятельство непреодолимой силы: ремонтные зоны на многих участках не имеют объездов, поток, регулируемый входными светофорами, поочередно движется по одной полосе, у каждого светофора задержка по 10–15 минут.

Варшаву помог пройти электронный навигатор. Не знаю, сколько пришлось бы поплутать без него по польской столице. А в первом лиссабонском пробеге роль проводников по незнакомому для нас городу взяли на себя сотрудники «Авто­экспорта». К выезду из Варшавы средняя падает до 96 км/ч. Мрачное настроение усугубляет противный мелкий дождь.

24 сентября, среда, 00.40

Въезд в Германию. После польского котла, в котором мы варились 10 часов 40 минут, германские дороги показались раем небесным. Поэтому засыпаю решительно и бесповоротно: уверен, что отставание мы наверстаем. Олег держал стрелку спидометра за 200.

06.01

Бельгия. Среднюю скорость подняли до 101, нас снова переполняет надежда на успех.

Как и двадцать лет назад, на обратном пути об автомобиле-рекордсмене говорили на Парижском автосалоне. Экипаж и главный редактор «За рулем» встречаются с главой концерна «Фольксваген» д-ром Винтеркорном (на фото слева).

07.25

Франция. С нарушителями скоростного режима здесь очень строги. Скорость на автостраде ограничена 130 км/ч, но все едут немного быстрее, этак 145–149. За превышение разрешенного максимума на 20 км/ч можно поплатиться штрафом в 45 евро. Превышение на 20–40 км /ч наказывают отъемом 90 евро. Штраф за 40–50 км/ч сверх установленного предела – 135 евро, вдобавок можно лишиться водительских прав. Поэтому все так и едут, деликатно превышая лимит на 15 км/ч. Нас такой режим устраивает, главное – стабильность и ритмичность хода, в этом залог успеха. Так мы подняли среднюю до 104 км/ч.

Олег Богданов отдыхает после выезда из Парижа. Сон на заднем сиденье – трудная работа, которую нужно выполнить в отведенное время. В голове постоянно крутятся пройденные километры. Да еще спать днем мешает естественный ритм человека.

11.05

Из-за пробки средняя скорость падает до отметки 99 км/ч. Неужели не уложимся в наши 45 часов? От этой мысли становится не по себе.

Хмурые тучи постепенно рассеиваются, проглядывает солнышко, выезжаем на дорогу А10 – берем курс на юго-запад. Именно в этом направлении дуют пассаты в Северном полушарии. Нам по пути! Это добрый знак для нас.

К Бордо среднюю скорость удалось поднять до 103 км/ч.

ИЗ БОРТОВОГО ЖУРНАЛА

17.15

Испания. Как водится, над ней безоблачное небо. Прекрасная, слегка петляющая в горах дорога. Ограничение в 120 км/ч, похоже, никто из испанских водителей всерьез не воспринимает, все едут за 150. Мы тоже стараемся держаться в потоке, не создавая помех другим участникам движения. К португальской границе, на 4209-м километре пути, наш «Пассат» выходит на среднюю 106 км/ч.

Любопытно, но на финише в Лиссабоне мы чувствовали меньше усталости, чем двадцать лет назад. Современные автомобили стали комфортабельнее плюс правильный график путешествия. Из 43 часов у нас была только одна ночь.

25 сентября среда, 01.00

Въезд в Лиссабон, платные турникеты. Двадцать лет назад у нас не было с собой португальских денег. Были марки, франки, доллары, а обменник ночью не работал – пришлось терпеливо ждать, пока приедут из посольства. А теперь, кажется, можно расслабиться. Но мы еще не осознаем, что побили собственный рекорд! Новое достижение – 43 часа от старта в Москве до финиша в Лиссабоне.

К башне Белем в центре города подкатили через 15 минут с эскортом португальской полиции на мотоциклах с мигалками. Этот сюрприз приготовило российское посольство.

* * *

Что помогло успеху? Маршрут стал чуть короче, границ меньше. Да и накопленный опыт: представьте себе, за весь путь мы не создали ни одного повода для вмешательства полиции. Слаженная команда трех повзрослевших «мушкетеров» работала как единый организм, нацеленный стать лучшим на перегоне Москва – Лиссабон.

И потом, правильный автомобиль – «Пассат». Вместе с ним мы всегда шли по ветру.

20 ЛЕТ НАЗАД

Португальцы первыми начали! Воодушевившись ветром перемен, который гулял тогда по шестой части суши, они примчались из Лиссабона на автомобиле в Москву. Путешествие между двумя «крайними» европейскими столицами заняло – неслыханное дело! – всего 51 час 30 минут. Так быстро попасть за «железный занавес» прежде едва ли удалось бы. Наши, как обычно, решили поддержать. Проектов было несколько, даже неуклюжий «По ленинским местам в Европе» – на «москвичах-2141» с неизбежной для этих машин техничкой и непременной партийной делегацией в автобусе сопровождения. И в качестве ответа португальцам – заезд в тот самый Лиссабон, где Ильич, правда, не бывал. Не состоялось: смета превзошла все мыслимые пределы и ее попросту не утвердили.

Перчатку, брошенную португальцами, поднял журнал «За рулем». Идею скоростного пробега на одном автомобиле поддержали в Минавтопроме СССР и отделе промышленности ЦК КПСС. И через 45 часов после старта на площади 50-летия Октября (ныне она снова стала Манежной) зарулевский ВАЗ-2109 финишировал в португальской столице.

Потом эта машина выставлялась на Парижском автосалоне, еще позже португальцы неоднократно пытались превзойти рекорд – и всякий раз безуспешно. Однажды они даже повернули восвояси из-под Варшавы, поняв, что и в этот раз русский график движения им не по зубам. И вот в год 80-летия «За рулем» решил повторить лиссабонский бросок тем же экипажем. Ведь только мы, проделавшие этот путь 20 лет тому назад, могли по-настоящему оценить, как изменилась Европа, понять, насколько вырос технический уровень автомобиля, наконец, узнать, каким он окажется для нас, маршрут Москва – Лиссабон третьего тысячелетия?

ТЕХНИКА РЕКОРДА

Двадцать лет тому назад самым технически совершенным автомобилем, выпускавшимся в СССР, был ВАЗ-2109 с 5-ступенчатой коробкой и 1,5-литровым двигателем. Конкурентов переднеприводному ВАЗу в стране в то время не существовало. Он понравился и за рубежом – после пробега Португалия даже рассматривала возможность строительства сборочного завода.

Сегодня выбор авто уже не так политизирован. В России развернуто производство десятка зарубежных марок, они стали доступны российским автомобилистам. И никого уже не удивляет, что любой современный автомобиль, наш или нет, способен выдержать несколько десятков часов движения на скорости, близкой к максимальной. Мы остановили свой выбор на «Пассате», собранном в Калуге, – ехать на машине, выпущенной в России, стало традицией.

Шины были ахиллесовой пятой «девятки», готовившейся стартовать в 1988-м. Ни одни отечественные не выдерживали и трех часов езды на скоростях под 170 км/ч. Спасательным кругом оказался комплект «Мишлен-Спорт», который чудом удалось пробить через «Автоэкспорт» незадолго до старта. На сей раз мы тоже остановились на продукции «Мишлен» – выбрали Primacy HP. Они прекрасно держат влажную дорогу (осень!), к тому же рекомендованы производителем автомобиля.

Взяли в машину и навигационную систему «Кларион» – залог того, что случайный заезд в Нидерланды, как в 1988-м, нам не грозит. Она пригодилась! Когда при въезде в Португалию исчез указатель «Лиссабон», электронный путеводитель выручил с выбором направлений.

Перед масштабной операцией провели разведку боем: доехали на «Пассате» до Бреста и обратно.

Новый рекорд «За рулем» – 43 часа от самой восточной до самой западной столицы континентальной Европы. Мы живем совсем рядом... если быстро ехать на автомобиле.

Редакция и экипаж благодарит спонсоров пробега – фирмы Michelin и Clarion за помощь и поддержку. Спасибо поклонникам «За рулем» на пограничном переходе в Бресте и в посольстве России в Лиссабоне.

Подпишитесь на «За рулем» в