Экономия пахнет нафталином
Надпись на баночке - что надо: «Экономим до 30% топлива». Или даже до 40%, если дизель. Запах дивный - натуральный нафталин. Но это не средство от моли, а «катализатор органического происхождения... способный влиять на молекулярные свойства органических жидких топлив путем изменения их структуры и высвобождения содержащейся в них полной энергии». Вот так, и не иначе. Цена банки - 2600 руб., ее должно хватить на обработку 1200 л горючего. Испытаем?
На выбор у нас две баночки. Внешне похожи, но в одной продолговатые таблетки зеленоватого цвета, а во второй такого же цвета порошок. Предлагается использовать на 30 галлонов (113 л) бензина либо три таблетки, либо три чайные ложки порошка. Причем на первые 15 галлонов - две таблетки или чайные ложки, на следующие - дозу уменьшить вдвое.
Конечно, точность дозировки в чайных ложках вызывает невольную улыбку ну да ладно... Таблетки попробуем на впрысковом двигателе, а порошок - на карбюраторном. Для обеспечения точности эксперимента взяли чистую чайную ложку и не менее чистый 92-й бензин -безо всяких октаноповышающих и моющих присадок. В канистрах подготовили нужное количество топлива -по 45 галлонов на каждую серию испытаний, для ровного счета по 180 л. Половину топлива зарядили двойной дозой препарата, другую половину - одинарной.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОТМЫТЬ, НАДО ИСПАЧКАТЬ!
Судя по описанию, препарат BPI должен мыть мотор: часть эффекта объясняется этим. А у нас в лаборатории они и так чистые. Но мы технологию «эталонного загрязнения» освоили давно. Пожертвовали еще 40 л бензина, заранее испортив его определенным количеством солярки и моторного масла. Выжигая такую бодягу в режимах малых нагрузок, получили замечательные отложения и на клапанах, и в камере сгорания, и в топливной системе. Предварительно на чистом бензине сняли базовые характеристики.
Теперь пробуем бензин с BPI. В базовых режимах 30% снижения расхода топлива не зафиксировали, но 7-8% было. Это на впрысковом моторе. На карбюраторном - чуть поменьше, но тоже неплохо: в среднем 5-6%.
А вот с экологией все не так однозначно. Остаточные углеводороды и там и там упали на 15-20% по сравнению с базой, а вот показатель СО даже подрос немного. Почему? Да все ясно: сравнивали-то с грязными моторами, а там отложения в дозирующих элементах системы пусть немного, но обедняют смесь. А после мытья смесь приходит к начальному уровню обогащения. Что до окиси углерода, то ее содержание зависит практически только от состава смеси, это аксиома! СО не растет, а восстанавливается. Кстати, об этом же свидетельствует и рост мощности двигателей. А вот оксиды азота практически не поменялись - разница в пределах измерения.
А если залить теперь чистый бензин? По сравнению с «грязным» мотором эффект тоже проявился, правда, существенно меньший, чем от BPI. Но то, что загрязнения добавили 3-4% к расходу и настолько же убавили мощность, несомненно. Вычтем эффекты, полученные на чистом бензине, из результатов, которые достигнуты на топливе с BPI, - вот реально то, что получится на двигателе, который любит «умываться по утрам и вечерам». Хоть путем потребления качественного топлива, хоть любым другим способом.
ПАНАЦЕЯ
Так, а при чем тут нафталин? Bio Petro Improver -это же круто и современно! И все-таки запах препарата ну очень на нафталиновый смахивает. А тут еще ветераны бубнят, что когда-то, в конце прошлого века, возили с собой таблетки нафталина - чтобы заправиться 76-м, если на заправке не найдется 92-го... И ведь помогало!
А что, попробуем! Подготовили еще один бак топлива, бухнули в него ложку чистого технического нафталина и прогнали еще один цикл испытаний на карбюраторном моторе. Результаты сравнили - эффект практически тот же, что после применения BPI! Причем если ло расходу топлива заморское средство дало на 1,5% экономии больше, то по СН нафталин отыграл свое. Правда, по окислам азота ухудшение работы мотора на бензине с нафталином было заметнее. Кроме того, передозировка нафталина, как говорят, может вызвать проблемы при длительном бездействии мотора: белый пахучий порошок способен кристаллизоваться в жиклерах и других местах топливной системы.
«УЛЬТИМЕЙТ» ПРОТИВ BPI
А если взять самое модное нынче топливо? Ведь не так давно мы провели экспертизу современных бензинов с моющими присадками (ЗР, 2008, № 6). Работая по аналогичной программе, получили тогда на двух топливах -«ВР-Улътимейт» и «ЛУКОЙЛ-Экто» - практически такой же результат! Иначе и быть не могло: современные бензины класса Евро III и выше содержат эффективные моющие присадки. И стоят они ненамного дороже, чем обычные. А потому, имея возможность заправиться хорошим топливом, от применения снадобий и нафталина можно смело отказаться.
Однако вдали от фирменных заправок с «Экто» и «Ультимейтом», очищающими топливную систему, подобные средства могут быть полезными. Что конкретно изменяется и как - указано в таблицах. Возможно, в ряде случаев это оправдает немалую цену препарата. И сбережет нейроны водителя, гибнущие во множестве, когда загорается лампочка Check Engine.
Примечание: Зеленым цветом выделены положительные эффекты, красным - отрицательные, синим - не превышающие погрешности измерения.