Система Цыганкова
В прошлом номере мы подняли тему уровня преподавания вождения в воронежских автошколах. Опрос курсантов показал, что очень многие недовольны практической составляющей учебного процесса. Наиболее частые нарекания: указанные в договоре часы откатываются не полностью, инструкторы мало внимания уделяют разъяснению дорожных ситуаций, систематически опаздывают на занятия, а в ответ на требования курсантов относиться к делу более серьезно (деньгито заплачены немалые!) откровенно хамят. Как быть человеку, который помимо получения водительских прав действительно хочет научиться нормально водить машину? В последнее время в Воронеже становится популярным посещение курсов контраварийной подготовки. Получить дополнительные навыки вождения приходят на эти курсы как начинающие водители, только что получившие права, так и люди с большим стажем. Рассказывает директор Центра высшего водительского мастерства Николай Селезнев:
– К нам часто приходят бывшие курсанты автошкол c просьбой научить, показать то, чему не учат в автошколах. Однако доучивать кого-либо, начинать с азов – это не совсем наша задача. Мы ставим цель научить автомобилистов справляться с любой экстремальной ситуацией на дороге. То, чем мы занимаемся, – это курсы контраварийной подготовки по методике профессора Эрнеста Цыганкова. Это интенсивный 10-дневный курс, включающий 25 часов теоретической, тренажерной и автодромной подготовки. Первые пять дней учебной программы отведены на рулевые тренажерные занятия. Здесь идет отработка правильной посадки, правильного положения рук на рулевом колесе и правильного вращения руля. Курсант учится скоростному рулению, выполняя определенный комплекс упражнений за ограниченное время. Навык скоростного руления очень важен в экстремальных ситуациях. Зачастую человек не может объехать препятствие именно из-за того, что у него недостаточно скорости руления. Большое внимание мы уделяем приемам торможения – служебного, стояночного, аварийного, экстренного (всего 145 приемов), приемам разгона, безопасного прохождения поворотов. Программа автодромной подготовки составлена в двух вариантах – для зимних и летних условий. Существует также отдельный курс габаритной подготовки, езды в городских условиях. Помимо тренажерной и автодромной мы стараемся дать подготовку психологическую. Человек должен познать возможности своего автомобиля и самого себя – как он сможет справиться с экстремальной ситуацией на дороге. Экстремальное вождение – это не лихачество, как думают многие, а грамотное поведение в критической ситуации. Мы ориентируем своих курсантов на соблюдение правил дорожного движения.
От редакции
Эрнест Сергеевич Цыганков – профессор кафедры автомотоспорта Российской государственной академии физической культуры (РГАФК), действительный член Академии педагогических наук, кандидат технических и доктор педагогических наук, заслуженный тренер России по спидвею и авторалли. Автор уникальной методики контраварийной подготовки, руководитель Центра высшего водительского мастерства, в прошлом тренер сборной СССР по авторалли; он подготовил 18 мастеров международного класса. Автор семи монографий, учебника по автоспорту, большого количества методических разработок. Ученики Э.С. Цыганкова – победители и призеры этапов чемпионатов мира и Европы по ралли, чемпионы и призеры СССР и России по мотоспорту и спидвею. Сборная команда СССР под руководством Э.С. Цыганкова шесть раз выигрывала Кубок соцстран по ралли, 14 раз побеждала на этапах чемпионатов Европы по авторалли и спидвею. Центр высшего водительского мастерства под управлением профессора Цыганкова более 20 лет готовит водителей к действиям в экстремальных условиях. Обучение основано на уникальной методике интенсивной контраварийной подготовки, которая была создана для спортсменов и спецслужб. С середины 90-х пройти различные курсы профессиональной контраварийной подготовки могут все, кто с мозолями на руках и при пульсе 180 готов крутить «полицейские развороты», «контрсмещения» и «импульсные торможения».