Весна будет дружной: тест летних шин
Любые шины, даже самые хорошие, – результат компромисса между характеристиками. А в лидерах оказываются те, в которых удалось примирить такие параметры, как сцепные свойства на сухом покрытии и на мокром, сопротивление качению и эффективное торможение, большой ресурс и малый расход топлива...
Comfort не первый раз участвует в наших тестах, год от года улучшая результаты. И хотя марка пропустила вперед конкурентов, подчеркнем, что девятое место отделяют от первого всего 77 баллов. На высокой скорости хорошо держатся за дорогу, без промедления откликаются на руль. Из-за скромных сцепных свойств резкие маневры на сухом покрытии удаются лишь на относительно невысокой скорости, ограниченной прогрессирующим заносом. Досаждают большие углы поворота руля. На мокром покрытии скорость успешного выполнения переставки ожидаемо снижается. Впрочем, поведение «Приоры» при этом не меняется – тот же занос, требующий корректировки. Как и посуху, велики углы поворота руля. Тормоза на любом покрытии самые слабые: проигрывают лидерам теста 4,5 м на сухом асфальте и более 3,5 м на мокром. Комфортом не балуют – потряхивают машину на мелких и средних неровностях, хлопают на дорожных стыках и швах.Бензин понапрасну не транжирят, но и не особо экономят Грунтовка противопоказана.
Мы перестали ранжировать шины по ценовым сегментам – читатель сам определит, какие отнести к дорогим, а какие к дешевым. Авторитет марки, отраженный в цене изделия, хоть и тешит тщеславие обладателя, но еще не гарантирует бесспорно лучших показателей. Тот, кому интересны нюансы, кто хочет составить собственное мнение о покрышке исходя из своих предпочтений, найдет нужную информацию в наших таблицах и описании характеров. Отметим важную особенность: итоговые результаты в этот раз легли довольно кучно – разрыв между первыми и последними по принятой в нашем тесте системе ценностей составил только 77 баллов, то есть аутсайдер проиграл лидеру всего-то 8%. Получается, борьба шла почти на равных!
Асимметричный рисунок протектора не дал новинке явных преимуществ – уровень очень близок к «Каме Еuro-224» с симметричным протектором (872 балла; ЗР, 2009, № 3). На высокой скорости вынуждают «Приору» плавать из стороны в сторону, «ноль» на руле сильно размыт. Корректировку курса осложняют повышенные углы поворота руля и запаздывающие реакции. Экстремальные маневры на сухой дороге даются при более высокой скорости, чем с «Кордиантом», да и выполнять их проще. Мокрая дорога почти не заставляет снижать скорость, однако работа рулем требует от водителя скорее превентивных, нежели реактивных действий – из-за низкой информативности руля поведение машины желательно предугадывать. Торможение слабое на любом покрытии. Трясут машину на средних и крупных неровностях, мелкие скрадывают. Озвучивают стыки и швы дорожного покрытия, сочно фонят при скоростях от 50 до 80 км/ч. Расход топлива выше среднего уровня. Грунтовые дороги категорически противопоказаны.
В сегменте малых размеров практически все компании обзавелись новинками. «Бриджстоун», например, продает модель Turanza ER300, обещая отличную управляемость на мокрой дороге. Наш тест подтверждает – это действительно сильные шины, причем недорогие (цена/качество – 2,6), с акцентом на сцепные свойства и управляемость на мокром покрытии.
Новинка в наш тест подана производителем как шина с пониженным сопротивлением качению и увеличенным ресурсом. По курсовой устойчивости напоминают «Каму» –так же рыскают, требуя постоянной корректировки. Мешают запаздывающие реакции и большие углы поворота баранки. Выполнять резкие маневры посуху не советуем. Дело даже не в скромной скорости успешного руления (у «Кордианта» она еще ниже), а в сложном поведении автомобиля, который срывается в прогрессирующий занос. Бороться с ним водителю мешают все те же большие углы поворота баранки и нечеткий «ноль». На мокрой дороге поведение автомобиля понятно и прогнозируемо, но только до срыва в скольжение – неожиданного и резкого. Управлять машиной проще, чем на сухом покрытии, хотя руль остается малоинформативным. Тормоза среднего уровня и на сухом покрытии, и на мокром. Комфорт невысок – от мелких неровностей по кузову пробегает дрожь, слышно шуршание протектора, усиливающееся с ростом скорости. Умеренный расход топлива при 90 км/ч, но при 120 км/ч он возрастает. Грунтовых дорог не любят.
«Гудьир», «Мишлен» и «Пирелли» делают ставку на популярное ныне «зеленое» направление – пониженный расход топлива и, как следствие, менее вредные выбросы в атмосферу. Самый опытный в этой теме производитель – «Мишлен» – представлен энергосберегающими Energy Saver с увеличенным ресурсом. У них отличная топливная экономичность при любых скоростях и умеренное соотношение цена/качество – 2,9.
По сравнению с прошлогодним тестом «сберегатель энергии» продвинулся ближе к заветному 900-балльному рубежу. Плотный руль позволяет хорошо держать дорогу на любой скорости и без труда корректировать направление. Экстремальные маневры на сухой дороге проходят на довольно высокой скорости. Но быстро сменить полосу движения можно лишь при плавной работе рулем – резких рывков эти шины не любят, поскальзываются, заставляя автомобиль распрямлять траекторию. На мокром покрытии скорость на пару километров ниже, но поведение машины и характер управления ею остаются неизменными. Тормоза на сухой дороге слабые, разница с лидером упражнения – более 3 м. На мокром уступают лидерам 2 м. По части комфорта «Мишлен» оказался на высоте: мы не нашли изъянов в плавности хода и отметили низкий уровень шума. Эти шины самые легкие в тесте – видимо, поэтому помогают экономить топливо при любой скорости. Впрочем, не так хорошо, как в прошлогоднем тесте. Грунтовка допустима в ограниченных количествах.
«Гудьир EfficientGrip» – попытка составить конкуренцию французским шинам в «зеленом» направлении. Шины довольно экономичны при умеренных скоростях, но на другой чаше весов – ослабленные сцепные свойства и сложная управляемость на сухом асфальте. В целом же EfficientGrip – шины хорошие, но недешевые (цена/качество – 3,1).
Читателям хорошо знакомы эти шины В прошлогоднем тесте выглядели чуть лучше, но и на этот раз перешагнули ступеньку в 900 баллов. На высокой скорости водителя слегка настораживают не совсем четкий «ноль» на рулевом колесе и небольшие запаздывания при подруливании. Однако при резкой смене полосы движения на сухой дороге эти шины оказались самыми быстрыми. Поведение «Лады» понятно и прогнозируемо, напрягают лишь повышенные углы поворота баранки. На мокром асфальте не блистали в «экстриме» – пятый результат. Но управление машиной стало четче, поскольку злосчастные углы уменьшились до оптимальной величины. Тормоза на сухой дороге – среднего уровня. На мокрой – выше среднего, наравне с «Пирелли». Впереди в этом упражнении лишь «первая тройка» – «Нокиан», «Континенталь» и «Бриджстоун». К комфорту есть небольшие претензии – шины жестко проходят стыки и швы. Шум не сильный, но раздражающий, отдаленно напоминает вертолетный рокот. Топливом не злоупотребляют, хотя и не экономят. Грунтовка допустима в ограниченных дозах.
Представитель новой для «Пирелли» экологической линейки Cinturato – модификация известной модели P6. Несмотря на заявление компании о снижении сопротивления качению, в нашем тесте автомобиль на этих шинах расходовал топливо полной мерой. Зато соотношение цена/качество, равное 2,5, – самое привлекательное в первой пятерке.
Второй год шины Cinturato показывают высокие результаты в наших тестах, практически не отличаясь от обычных P6. Ровно ведут автомобиль при любой скорости, без промедления откликаются на доворот руля. На сухом покрытии успешно осуществляют резкие маневры на высокой скорости. Плотный руль с хорошей информативностью и четкими реакциями помогает машине выполнять любые команды водителя. Мокрое покрытие немного меняет картину. Скорость несколько снижается, но остается на высоком уровне. Осложняет управление внезапный (как у «Гудиера») срыв в занос и столь же резкое восстановление. Хорошо тормозят на сухой дороге. На мокрой – очень хорошо (в прошлогоднем тесте были лидерами упражнения). Отнюдь не комфортны – крепко встряхивают машину на мелких и средних неровностях, передавая вибрацию на пол кузова и органы управления. Хлопают на стыках и швах. Бензин любят больше всех – самые прожорливые шины теста. Грунтовые дороги противопоказаны.
Лидер теста «Нокиан Hakka H» объединил в себе все достоинства: отличные по всем статьям и одновременно экономичные шины российского (!) производства, выгодное соотношение цена/качество – 2,5.
В этом году выступили гораздо успешнее, чем в прошлом: взяли реванш у «Тойо», опередив земляков в общем зачете более чем на 10 баллов! Видимо, производитель поработал над составом смеси, чтобы улучшить сцепные свойства на мокрой дороге. На высокой скорости несут «Приору» ровно, четко откликаются на подруливания. Сложные кренделя на сухой дороге успешны, но чуть медленнее, чем у ближайших конкурентов. Выполнение переставки без неожиданностей и сюрпризов – снос, плавно переходящий в занос. Немного великоваты углы поворота рулевого колеса. Удивительно, но на мокром покрытии скорость при резкой смене полосы остается такой же, как на сухом. Поведение машины становится даже более четким, а углы поворота баранки приходят в норму. Тормоза на сухой дороге выше среднего уровня, а на мокрой – в тройке лучших. Катятся тихо, но не идеально плавно – швы и стыки смягчают, но рельеф дороги отслеживают. Расход топлива повышен при любой скорости – видимо, потому, что шины самые тяжелые в тесте. Грунтовка допустима ограниченно.
С «молодежью» довольно успешно соревнуются два опытных «старичка-бодрячка» – ContiPremiumContact2 из первой пятерки и представитель второй линии «Тойо Proxes CF-1». Обе модели на рынке более пяти лет, однако благодаря своевременному апгрейду, у них еще достаточно пороха, чтобы оставаться на высоте.
В наших тестах модель присутствует не первый раз, занимая лидирующие позиции. Хорошо держат дорогу на высокой скорости, без задержек реагируют на действия рулем. Успешно выполнить экстремальный маневр на высокой скорости непросто. Сцепные свойства резины на сухой дороге очень высоки, а боковины податливы, отчего у шин передней оси возникают значительные уводы, не позволяющие четко прописать желаемую траекторию без тренировки. Иначе машина либо скользит передними колесам либо пугает водителя отстреливающим заносом. На мокром покрытии баланс сцепных свойств и уводных характеристик идеален для резких маневров. Помогает налитый тяжестью руль с хорошей информативность. Посему успешная скорость резкой смены полосы почти на километр выше, чем на сухой дороге. Лучшие по тормозным качествам. Посуху тормозной почти на метр короче, чем у ближайшего в этом упражнении соперника. На мокром асфальте тоже лучшие, наравне с «Нокиан». Катятся тихо, но не идеально плавно – заставляют «Приору» подрагивать на дорожных стыках и швах. Расход топлива повышенный, точно такой, как у «Бридж стоуна». Грунтовку не любят.
Медленно, но верно улучшая свои результаты в наших тестах, эти шины, наконец, выбрались на первое место. Не во всех упражнениях они самые лучшие, но и замечаний к ним практически нет. Отменно держат дорогу на любой скорости, не давая машине отклоняться от заданного направления, и в то же время чутко, уверенно и прогнозируемо реагируют и откликаются на любые управляющие действия. Не боятся экстремальных маневров как на сухом, так и на мокром асфальте. При этом готовы к высокой скорости и показывают примерное, стабильное поведение. Отлично тормозят на сухой дороге (лучше – только «Конти»). На мокрой – наравне с «Конти» показывают лучший результат теста. Комфортны так же, как «Мишлен», – катятся мягко и тихо. Удивительно, но при высоких сцепных свойствах на мокром покрытии бензин расходуют довольно экономно. Финским химикам удалось найти нужные присадки для резиновой смеси, примирившие давних шинных антагонистов – малое сопротивление качению и надежное сцепление с мокрой дорогой. Грунтовку не любят.
Конек ContiPremiumContact2 – короткий тормозной путь на сухом и мокром покрытиях. А повышенное сопротивление качению – скорее плата за это. Общий уровень покрышек высок, хотя соотношение цена/качество, равное 2,9, великовато для модели далеко не новой.
«Тойо Proxes CF-1» рекордов не ставит – берет свое ровным характером. И весьма привлекательным соотношением цена/качество – 2,3.
В отечественном секторе представлены два крупных игрока – «Сибур» и Нижнекамский шинный завод. Первый пока ставит на наиболее успешную из последних разработок – Cordiant Comfort. Нижекамцы долгие годы ориентировались на вазовский конвейер, однако сейчас посматривают и на вторичный рынок – не менее плодородное поле. И выкатили на него новинку «Кама Euro-129» с современным асимметричным рисунком протектора, нацеленную на сибуровского конкурента. Оба соперника примерно равны и борются не за господство в отдельных показателях, а за выравнивание характеристик. Вполне достойные шины при соотношении цена/качество, равном 1,8.
Шины тестировали Антон АНАНЬЕВ, Вадим КОРАБЛЕВ, Юрий КУРОЧКИН, Евгений ЛАРИН, Антон МИШИН, Андрей ОБРАЗУМОВ, Валерий ПАВЛОВ и Дмитрий ТЕСТОВ.
Благодарим за техническую поддержку сотрудников автополигона ДТР АВТОВАЗа, тольяттинские компании «Волгашинторг» и «Премьера», а также компании-производители шин, предоставившие на тест свою продукцию.