Автогерой ХХ века
Про нашего героя, показанного на фото, известно, что он находился в составе одной из войсковых частей Советской армии во время боев за освобождение Карелии от фашистов. В 1950 г. был списан и приобретен военнослужащим, который приехал на нем два года спустя в село Судай Чухломского района Костромской области. Более 30 лет колесил Willys по сельским дорогам и бездорожью. В 1987 г. его разобрали на части сельские умельцы, приспособив детали сообразно потребностям. Капотом накрывали бочку с водой, а кое-что к действующим сельхозмеханизмам приладили…
В 2002 г. началась охота реставраторов по селам, огородам и свалкам за сохранившимися узлами и агрегатами. Собрав «добычу», реставраторы подумали о многих деталях: «иных уж нет, а те далече»… И параллельно с восстановлением имеющегося начался поиск и приобретение недостающего как в России, так и за рубежом. Теперь у джипа даже покрышки не отличаются от подлинных, правда, изготовлены уже в наше время. Так что снимайте шляпы, знатоки! Или найдите хоть одну неточность в облике. А мы пока напомним родословную фронтового трудяги.
Биография «Героя ХХ века»
Willys MB не зря титулован «Автомобильным героем ХХ века». Этот уникальный многоцелевой автомобиль совершил переворот в военном деле и автомобильной технике. Тем поразительнее история появления джипа.
Когда началось запоздалое перевооружение, в США всерьез задумались над требованием военных создать легкий разведывательный автомобиль, простой и надежный — нечто среднее между мотоциклом с коляской и обычной легковушкой. После разработки технического задания от промышленности конкретных предложений ждали к концу 1940 г.
Задача заинтересовала 3 фирмы из 135: маленькую American Bantam, среднюю Willys Overland и гиганта Ford Motors. Самая маленькая оказалась самой проворной — ее главному конструктору Карлу Пробсту понадобилось всего 5 дней для эскизного проекта, а через 6 недель, в сентябре 1940 г., первый армейский Bantam уже поехал. По рекомендации военных, сложные в производстве круглые передние крылья были заменены плоскими Г-образными, и American Bantam получил заказ на производство опытной партии в 70 штук Bantam МкII. Чуть замешкавшись, 13 ноября на испытания представила свой Quad фирма Willys, а 23 ноября Ford показал свой Pigmy. Сравнительные испытания выбор сделать нe позволили, фирмам было предложено доработать автомобили, а для стимула военные заказали каждой по 1500 штук.
Так родились Bantam BRC40, Willys МА, и Ford GP (почти все автомобили первого поколения по ленд-лизу оказались в Великобритании, а потом — в СССР). Начало серийного производства сразу выявило и недостатки конструкций, и возможности фирм. У автомобилей Bantam и Ford оказались слишком слабые двигатели (45 и 42 л.с. соответственно), к тому же Bantam пришлось собирать компании Checker из-за недостатка мощностей у American Bantam, а вот Willys с его четырехцилиндровым 60-сильным двигателем рабочим объемом 2,2 л оказался лучше всех. Конструкторам, которыми руководил Дельмар «Барни» Росс, пришлось лишь слегка видоизменить, сделав более технологичными, облицовку и капот, и классический легкий армейский вездеход со всеми ведущими колесами Willys МВ появился на свет. Было это в 1941 году. Его открытый прямоугольный кузов с вырезами вместо дверей и тентом вместо крыши официально считается четырехместным, но солдаты союзных армий хорошо знали, что вместимость его беспредельна…
Стандартизировав Willys, военные сразу «перекрыли воздух» конкурентам, поэтому фирме Ford пришлось под нажимом военных, которых очень привлекали ее производственные мощности, запустить МВ вместо своего GP. Маленькую American Motors вообще отодвинули от производства автомобилей, поручив ей всего-навсего изготовление одноосных прицепов. Оба автомобиля — Willys МВ и его двойник Ford GPW, были почти идентичны.
Одним из достоинств автомобиля Willys был кузов. Простой и технологичный, по-своему красивый, как красивы вещи, точно соответствующие своему назначению — ни убавить, ни прибавить. Широкий капот открывал отличный доступ к двигателю, мощная облицовка защищала радиатор и утопленные в нее фары. На кузове сбоку имелись кронштейны для крепления лопаты и топора, сзади — для запасной канистры и брезентового ведра, а на рамке ветрового стекла со стороны водителя под защитным кожухом крепилась винтовка.
По проходимости у нашего героя в своем классе не было конкурентов (разве, что советский ГАЗ-67Б, прозванный нашими солдатами «Иван-Виллис»). Автомобиль этот очень быстро завоевал популярность не только в войсках союзников, но и в войсках противника, что мы видим по историческим фото. В итальянской армии, захватив исправный Willys, солдат получал отпуск на три дня больше, чем за захват танка!
В 1942 г. на базе Willys MB создали небольшую амфибию, которая потом серийно выпускалась как Ford GPA и использовались во многих десантных операциях завершающего периода войны.
Всего было выпущено 639 245 джипов-близнецов, из них в Советский Cоюз были поставлены по ленд-лизу 43 728, плюс 3 510 амфибий.
Что в имени тебе моем?
Так как же возникло прозвище «Джип» (Jeep)? Ведь его не было в официальных названиях моделей. Обозначение «фордовского» автомобиля было сначала GP, затем GPW. Произношение букв GP — «Джи-Пи» и стало основой нового словообразования — джип. Значение же этих букв следующее:
G—Government, что означает «Правительственный [заказ]»;
Р — обозначение класса многоцелевых автомобилей с базой 81 дюйм;
W — обозначало происхождение данной модели фирмы Ford — Willys.
Расшифровка GP как Government purpose, пожалуй, является домысливанием; в большей степени домысел и General Purpose — «Многоцелевое (общее) назначение», хотя по сути они не далеки от смысла. Но, пожалуй, это тот же пример самодеятельной «расшифровки», как и с сигналом бедствия SOS — Save Our Souls — «Спасите наши души», а ведь это были просто буквы минимального набора точек и тире азбуки Морзе.
В 1950 г. слово Jeep было зарегистрировано как международная торговая марка.
Николай ЩЕРБАКОВ. Фото автора и из архива Люциюса Суславичюса