Интрига с контроллером
Казалось бы, свечам все равно – впрысковый мотор или карбюраторный: те же бензин да воздух! Все это так, вот только в карбюраторном моторе свеча работает сама по себе, а движок смиренно терпит ее капризы. А во впрысковом моторе – все не совсем так: у него есть мозги контроллера. Поэтому через обратную связь он пытается отреагировать на чудачества искрообразования изменением подачи топлива. Выяснить, какие свечи милее контроллеру – первая цель нашей экспертизы.
Вторая задача возникла из «разбора полетов» по нашим предыдущим экспертизам. Представители фирм, не нашедших себя на пьедестале, неизменно кивают на фактор случайности. Хорошо – в этот раз специально возьмем по нескольку комплектов свечей и оценим стабильность их качества по каждому производителю. А испытывать будем одноэлектродные свечи для впрысковых ВАЗов.
Что сразу поразило – так это более чем десятикратный разбег в ценах – от 120 рублей у APS Приоритет от «Группы Бош» до 1310 рублей за Denso Iridium! Неужели оно того стоит? Вот и выясним.
ВЕСОМОСТЬ И СУБЪЕКТИВНОСТЬ
Базовый вариант методики мы отработали еще пару лет назад со свечами на вазовский восьмиклапанник. Теперь понимаем – в целом получилось хорошо. Не случайно многие из фирм–производителей свечей впоследствии доводили свои изделия именно подобным образом – хотя, конечно, кое-что в методике пришлось скорректировать. Подробности – в нашей справке.
Результаты всех тестов получены, обработаны и сведены в итоговую таблицу. Там приведены промежуточные оценки каждого теста по пятибалльной шкале. Высший балл – 5, низший – 1. Эти данные объективны, поскольку в их основе лежат результаты прямых измерений – без влияния человеческого фактора. А вот итоговый балл подсчитан с учетом весовых коэффициентов, предложенных нами. Не согласны с ними? Тогда расставьте свои коэффициенты и получите свой, индивидуальный рейтинг свечей!
СВЕЧА И КОНТРОЛЛЕР – НЕ ПАРА?
Сразу бросается в глаза довольно большой разброс полученных параметров двигателя на разных свечах. Даже на базовом цикле испытаний, в штатном режиме, разброс по расходу топлива и мощности доходил до 3–4%, а по токсичности – еще больше, до 12–15%. На аварийном же цикле испытаний все усугубилось – на одних комплектах мотор вообще не реагировал на «вольтовую диету», а на других «ломался» уже при половине нагрузки!
Конечно, нечто подобное мы видели и на карбюраторном моторе, но не до такой же степени! Налицо любовь и нелюбовь контроллера к определенным свечам. На некоторых режимах, когда условия воспламенения смеси в цилиндре достаточно затруднены, отдельные свечи начинают «сачковать», давая пропуски вспышек. В отработавших газах возрастает количество несработанного кислорода, и система управления, через лямбда-зонд, получает команду на его обогащение. Топлива добавили, кислорода стало меньше – проходит команда: на обеднение! Это фиксировал компьютер, но и без него все было видно по измерителю крутящего момента. На одних комплектах стрелка стояла как влитая, а на других – металась вверх-вниз. Причем либо вблизи холостого хода, где вентиляция цилиндров плохая и воспламенение смеси затруднено, либо с определенной нагрузки, где свеча начинала не справляться с давлением. На таких непредсказуемых комплектах будет нехорошо не только с мощностью, но и с остальными параметрами мотора. И пониженное напряжение усугубляло ситуацию!
Здесь-то и проявилась степень неравномерности зазоров и сопротивлений! Чем она выше, тем, в большинстве случаев, ниже место комплекта в моторном рейтинге. Аккуратность побеждает!
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ
На безмоторном этапе мы измерили искровые зазоры и сопротивления, оценили качество изготовления свечей. Это позволяет оценить уровень производства и технологии изготовления свечей – кроме того, можно уже на начальной стадии выявить заведомый брак. Отсеяли те свечи, которые выбивались из общего ряда собратьев по зазору и по сопротивлению. Сформировали для каждого испытания усредненный комплект свечей, наиболее близких к средним значениям по выборке. А сам разброс параметров по всей выборке взяли в качестве одного из критериев оценки: чем этот разброс меньше, тем лучше. И дальнейшие моторные тесты это лишь подтвердили!
Вновь сформированные комплекты отправили на стендовые моторные испытания. Они проходили в несколько стадий. Сначала – цикл измерения мощности, расхода топлива и токсичности на заданных двадцати точках при различных оборотах и нагрузках на мотор. Затем – то же самое, но при пониженном напряжении в бортовой сети: так имитировали ситуацию с усложненными условиями искрообразования (собственно падение напряжения, а также износ, загрязнение свечи и т.п.). Определяли, насколько равномерно работают свечи методом отключения подачи топлива в отдельные цилиндры. Измеряли минимальное напряжение в бортовой сети, при котором свечи на заданном режиме работы перестают работать и мотор глохнет.
15-е место
ENKER SFE 65 CPR 11
Босния и Герцеговина, Черногория
Ориентировочная цена
(за 4 свечи) – 140 руб.
Указанная применяемость –
ВАЗ-2112
Зазор рекомендовано проверить – для ВАЗ указано 1,1 мм
Стабильность параметров низкая, понижения питающего напряжения боится – в общем, до лучших образцов еще далеко. Впрочем, цена приемлемая, так что свою нишу получит!
+ Невысокая цена, красивая полиграфия.
- Нестабильность параметров, невысокие моторные показатели.
14-е место
APS ПРИОРИТЕТ АУ17 ДВРМ 1.0
Россия
Ориентировочная цена
(за 4 свечи) – 120 руб.
Указанная применяемость – ВАЗ
Зазор – 1,0 мм
Кто-то должен остаться в конце – с этим комплектом так и произошло. Особых нареканий его работа не вызвала, но в моторной серии оказался последним, да и разброс по сопротивлениям значительный. Зато – рекордсмен по низкой цене.
+ Самая низкая цена.
- Невысокие моторные показатели.
13-е место
WEEN 372
Ориентировочная цена
(за 4 свечи) – 135 руб.
Указанная применяемость –
ВАЗ-2112
Зазор – 1,1 мм
В «подвал» испытаний свечи попали отчасти «за одежку»! Визуальное изучение электродов показывает, что кое-где боковые – перекошены. А при первых же испытаниях на одной из свечей лопнул изолятор! Но остальные – работают, да и цена не раздражает.
+ Доступная цена.
- По всем позициям троечник.
Непонятен изготовитель: Бельгия?
12-е место
АУ-17ДВРМ «ПЕРЕСВЕТ-3»,
Люберцы
Ориентировочная цена
(за 4 свечи) – 205 руб.
Указанная применяемость –
ВАЗ-2112
Зазор – не указан
Никаких двух искр, конечно же, здесь нет и быть не может! Да, открытый разряд чуть-чуть поднял мощность, но какой у пиленых электродов будет ресурс? Впрочем, качество хромает во всем.
+ Прирост мощности двигателя на 2–3%.
- Низкое качество изготовления, нестабильность параметров, низкие моторные показатели.
11-е место
FINWHALE F516
Ориентировочная цена
(за 4 свечи) – 170 руб.
Указанная применяемость –
ВАЗ-2110
Зазор – 1,1 мм. Рекомендовано проверить зазор согласно требованиям завода–изготовителя автомобиля.
Результаты средненькие, без особого блеска, но и без явных провалов. Существенный разброс по зазорам.
+ Невысокая цена соответствует качеству.
- Необходимость обязательной регулировки зазоров. Неявно указана страна-изготовитель: Германия?
10-е место
BOSCH FR7 DCX, Германия
Ориентировочная цена
(за 4 свечи) – 240 руб.
Указанная применяемость –
ВАЗ-2112
Зазор – 1,1 мм
Откровенно говоря, удивили своими скромными результатами. Качество изготовления – высокое, идентичность параметров – такая же, а вот по моторному циклу – все достаточно средне. Впрочем, может, за этим и таится немецкая надежность?
+ Высокое качество изготовления, сравнительно небольшая для этого бренда цена.
- Невысокие параметры работы при усложненных условиях.
9-е место
CHAMPION RC9YCC4
Ориентировочная цена
(за 4 свечи) – 410 руб.
Указанная применяемость –
ВАЗ-2112
Зазор – не указан
Весьма средний комплект. Почему-то сопротивление резистора помехоподавления в несколько раз выше, чем у всех остальных. Специально для автомеломанов? На высоких нагрузках мотор работает не очень стабильно. Да и цена кажется завышенной.
+ Лучше всех переносит падение напряжения в бортсети.
- Высокая цена, не лучшие моторные показатели. Непонятно происхождение товара.
8-е место
CHAMPION 702 EON 2
Ориентировочная цена
(за 4 свечи) – 675 руб.
Применяемость – не указана
Зазор – не указан
Скромные показатели за нескромную цену. Абсолютно гладкий изолятор, без канавок для удержания колпачка высоковольтного провода. При испытаниях один провод периодически хотел спрыгнуть со свечи. Но работают в целом без особых замечаний.
+ Высокая идентичность зазоров, неплохие моторные показатели.
- Высокая цена, неудачная форма изолятора. Не указана страна-изготовитель.
7-е место
DENSO Q20PR-U11,
Япония
Ориентировочная цена
(за 4 свечи) – 250 руб.
Указанная применяемость –
ВАЗ-2112
Зазор – предлагается «отрегулировать согласно характеристикам мотора».
Зазоры и сопротивления почти не имеют разброса. Моторные показатели – уступающие лидерам, но при этом вполне достойные. В общем – неплохо.
+ Высокая стабильность параметров, приемлемые показатели.
- Непонятная инструкция по регулировке зазоров.
6-е место
BOSCH PLATIN FR 7 DPX,
Германия
Ориентировочная цена
(за 4 свечи) – 320 руб.
Указанная применяемость –
ВАЗ-2112
Зазор – не указан
Этот комплект прогнозировался в лидеры, но – не свершилось. При очень высокой стабильности качества и неплохих показателях на основном моторном цикле малость сдал на аварийных режимах испытаний.
+ Образцовая стабильность качества.
- Не любит усложненных условий работы, особенно пониженного напряжения питания.
5-е место
BERU ULTRA 14FR-7DUX,
Франция
Ориентировочная цена
(за 4 свечи) – 160 руб.
Указанная применяемость –
ВАЗ-2112
Зазор – 1,1 мм
Крепкий «хорошист», стабильно набирающий «четверки» по большинству тестов. С учетом невысокой цены – неплохой выбор для любого вазовского шестнадцатиклапанника. Лучшим нигде не стал, но в среднем – очень хорошо.
+ Качество – достойное, цена – невысокая.
- Не любит пониженного напряжения питания.
4-е место
FINWHALE ProSeries FS11
Ориентировочная цена
(за 4 свечи) – 240 руб.
Указанная применяемость – ВАЗ-2112
Зазор – 1,0 мм
Достаточно высокие показатели по всем тестам – особо отметим стабильность искровых промежутков и невысокий разброс параметров.
+ Невысокая цена, неплохое качество работы.
- Ухудшение моторных показателей при усложненных условиях эксплуатации. Неявно указана страна-изготовитель: Германия?
3-е место
EYQUEM RFC58LS5,
Франция
Ориентировочная цена
(за 4 свечи) – 190 руб.
Указанная применяемость –
ВАЗ-2112
Зазор – 1,1 мм
Очень неплохой комплект, честно замкнувший тройку лидеров. Высокое качество изготовления, хорошие моторные параметры – и все за крайне привлекательную цену. Откровенно неожиданный результат – молодцы, французы!
+ Высокое качество изготовления, хорошие параметры работы, доступная цена.
- Несколько недолюбливают низкое напряжение питания.
2-е место
DENSO IRIDIUM POWER 0.4 mm,
Япония
Ориентировочная цена
(за 4 свечи) – 1310 руб.
Указанная применяемость –
ВАЗ-2112
Зазор – не указан
Абсолютный рекордсмен по цене проявил себя лучшим образом – очень высокие баллы во всех тестах. Тонкий центральный электрод справляется с любыми условиями работы, свеча «гаснет» при напряжении, существенно меньшем порогового для контроллера.
+ Высокие показатели работы и качества изготовления.
- Заоблачная цена.
1-е место
NGK BCPR 6 E
Ориентировочная цена
(за 4 свечи) – 240 руб.
Применяемость – не указана
Зазор – не указан
Явный лидер во всех номинациях. Мотор на всех режимах и при любых условиях работает абсолютно устойчиво, а пониженного напряжения вообще не замечает. Что это – следствие качества или самого малого искрового зазора из всех испытанных?
+ Уверенная работа на всех режимах, высокие показатели при реальной цене.
- Не указаны применяемость и страна-производитель: дана некая ссылка на Японию.