Мозаика больших скоростей
Защитный комбинезон и шлем – неотъемлемые части экипировки гонщика. Но узнать человека, облаченного в амуницию без персональных отличительных знаков, трудно. Идеальный объект для нанесения именно личной, а не рекламной символики – шлем. В отличие от комбинезона, окружающие видят его даже на формульных пилотах, буквально завернутых в кокпит болида.
ИСКУССТВО КАМНЕМ НЕ ИСПОРТИШЬ
Дефицита мастеров аэрографии сегодня уже нет, но узкие специалисты по оформлению шлемов малочисленны. Настолько, что, разыскивая авторов лучших, на наш взгляд, образцов росписи, выяснили: большинство звезд отечественного «кольца» доверили эту работу одному человеку. Через руки москвича Алексея Валюшка, ныне реставратора Государственной Третьяковской галереи, прошли десятки гоночных шлемов.
Любопытно, что к редкой специализации художник пришел случайно. В середине 90-х закадычный друг уговорил сменить личный «Жигуленок» на подер-жанный «Порше». Вместе с культовым автомобилем появились и новые друзья – любители высоких скоростей. В кругу единомышленников способности художника не остались незамеченными, и его буквально заставили попробовать силы в новом жанре. Первый шлем с авторским рисунком Алексея в 2000 году продемонстрировал публике гонщик Сергей Злобин. С тех пор число заказов только увеличивается.
Алексей предпочитает работать с картинговыми и формульными шлемами. Рисунок не защищен ветровым стеклом автомобиля, а значит, подвергается регулярному обстрелу камнями из-под колес. Стойкий рисунок художник наносит по собственной технологии на стеклопластик, композит, углепластик, жирные пластмассы – все те материалы, из которых сделаны современные шлемы.
НАШИ И КУЛТАРД
Что можно изобразить на сферической поверхности? При кажущемся многообразии тем заказы пилотов редко отличаются неординарностью. Молнии, тигры, орлы, герои мультфильмов, цвета национального флага, фамилия пилота и т.д. В общем, желание выделиться укладывается в рамки мировых шаблонов. Просмотрев фотографии трех-четырех десятков шлемов, понимаешь, что они хоть и разные, но чем-то неуловимо похожи. Но встречаются оригиналы, готовые сражаться за победу в неформальной амуниции. Тогда, по словам Алексея, творческая составляющая перевешивает некий элемент ремесла, и работать становится вдвойне интересно.
Шлемы с росписью Валюшка сегодня защищают головы российской автоспортивной элиты. Виталий Петров, Алексей Дудукало, Кирилл Ладыгин, Владимир Лабазов, Дмитрий Певцов, Дэвид Маркозов, Александр Львов, Даниил Мове – далеко не полный список звезд, обращавшихся к художнику. Причем многие – не один раз.
Весной 2004 года команда F1 West McLaren Mercedes, пилотом которой тогда был Дэвид Култард, объявила конкурс на лучший дизайн шлема для шотландского гонщика. Менеджеры команды выбрали десять лучших эскизов, а воплощение дизайнерских идей поручили Алексею. В кратчайшие сроки он расписал семь из десяти шлемов-конкурсантов, в том числе и тот, что впоследствии выиграл. Именно с ним художнику пришлось основательно повозиться. Дизайнер из Воронежа предложил сложный рисунок с шотландскими мотивами, а исполнитель в итоге вырисовывал родовой тартан (характерный узор шерстяной клетчатой ткани) Култардов.
РЕСТАВРИРУЯ УДАЧУ
Сколько стоит аэрография? От пятнадцати тысяч рублей и выше, то есть зачастую дороже, чем сам шлем. Но прежде чем сетовать на дороговизну, оцените объем работ. Первый этап – полная разборка. Из скорлупы шлема удаляется все содержимое, а попутно, в случае необходимости, прочно фиксируются закладные элементы. Например, гайки крепления стекла. Второй этап – подготовка поверхности к нанесению изображения. Заводскую краску художник тщательно обрабатывает наждачной бумагой, иногда шпаклюет отдельные участки, чтобы выровнять трещинки или устранить заводской брак. Да-да, встречается и такое. От пузырей и пустот не застрахован ни один шлем, где бы он ни был сделан.
Далее утвержденный заказчиком рисунок с помощью аэрографа наносится автомобильными эмалями на подготовленный шлем. При этом художник зажат временным рамками в 72 часа – таков срок первичного «схватывания» используемой краски. За это время нужно успеть выполнить рисунок любой сложности. Следующий этап – нанесение нескольких слоев лака с промежуточными и окончательной сушками в специальной камере. И наконец, финальный штрих – сборка шлема.
За годы работы Алексей хорошо изучил особенности производителей гоночных доспехов. Хотите узнать правду о качестве шлемов? Самые толковые – «Араи» и «Шуберт», а вот итальянцы нередко халтурят при сборке, не все модели идеальны и у американцев. Владельцы, заказавшие аэрографию, с недостатками массового производства не столкнутся. В ходе росписи шлема художник устраняет недочеты, хоть эта работа далека от изобразительного искусства. Качество не имеет градаций – оно либо есть, либо нет. А мастер дорожит своей репутацией и предпочитает возвращать пилотам шлемы без изъянов.