Евгений вертунов: «хочу попробовать все!»
- Евгений, как началась Ваша гоночная карьера?
- Посещать автомобильные соревнования стал с 12 лет. Отец Александр Анатольевич Вертунов частенько брал меня с собой на трековые гонки и ралли поболеть за своего хорошего товарища Сергея Успенского. Гоночная атмосфера мне, конечно же, нравилась. Но горячее желание хоть когда-нибудь попробовать свои силы за рулем спортивного автомобиля считал несбыточной мечтой. Однако в 2003 году Успенский - организатор раллийного монокубка «Ситроен» - внезапно предложил отцу заявить меня на ралли… штурманом. Понравилось. Но, признаюсь, с нетерпением ждал того момента, когда смогу пересесть с правого сиденья в левое. И однажды это случилось!
- Пилотом раллийного автомобиля Вы стали в 19 лет?
- Совершенно верно. По российским возрастным меркам, наверное, рано, но по зарубежным – едва ли не слишком поздно. К счастью, с дальнейшей гоночной карьерой мне повезло. Уже в следующем сезоне вместе со штурманом Мариной Даниловой завоевали «бронзу» в Кубке «Ситроен».
- Очень быстро Вы прошли путь от дебютанта монокубка до чемпиона страны и участника мирового первенства. Как такое стало возможным?
- Вокруг было много людей, которые помогали. В первую очередь, отец и Сергей Вадимович Успенский. Однажды он предложил проехать на своем «Субару Импреза» традиционную гонку «Трофей Пено». Это событие стало обучением плаванию с забросом за буйки. Короткий инструктаж и вперед. Получилось. Так, шаг за шагом, попал в команду «Успенский ралли техника» и в 2006 выиграл первую гонку чемпионата страны на полноприводном «Субару» - ралли "Новороссийск". В 2007 году очередной сюрприз – строго по плану на сезон стартовал за рубежом в многоэтапном «Трофее «Форд Фиеста», а тут подвернулся вакантный автомобиль «Субару», подготовленный для выступлений на чемпионате мира. Так состоялось знакомство с этапами WRC.
- Кого считаете своим первым учителем, кто тренирует сейчас?
- Первым, кто мне объяснил, что такое спортивный автомобиль и как им управлять, стала Светлана Муравейникова - инструктор контраварийной подготовки. Сейчас как такового тренера нет, скорее наставник – Сергей Успенский.
- Ваш дебют на трековых гонках состоялся в 2005 году. Потом перерыв. И вот в нынешнем феврале возвращение на ледовую дорожку. Да какое! После «Гонки звезд «За рулем» довелось слышать в Ваш адрес похвалы от специалистов, весьма скупых на лестные отзывы. Откуда появился ипподромный опыт?
- Поначалу была возможность попробовать силы на зимнем треке, и я ей воспользовался. А потом, пару лет спустя, пришло понимание, как надо ехать правильно. Если хотите – некий внутренний скачок. То есть количество часов, проведенных за рулем, переросло в качество. Было это на тестах перед ралли «Новороссийск». Внезапно осознал - пилотировать надо иначе и на ралли, и на ипподроме. Судя по результатам – не ошибся.
- Евгений, в ходе сезона-2007 довелось выступать и на «Субару» 4х4, и на «Форд Фиеста» с одной ведущей осью. Какой тип привода вам по душе?
- Мне больше нравится полный привод. Мощная машина со всеми ведущими позволяет компенсировать небольшие ошибки. Автомобиль с передним приводом строже, мощность его двигателя меньше, а значит, требуется более четкая езда по траектории. При пересадке с «Субару» на «Форд» даже понадобилось внести коррективы в принцип записи скоростной стенограммы, которую мне читает штурман на спецучастке.
- Сильно ли отличается новая модель «Субару» с кузовом хэтчбек от седана прошлого поколения?
- Старая «Субару» была сложнее в пилотировании, но позволяла ехать жестче – лучше переносила скачки по ямам и прыжки с трамплинов. Новый автомобиль объективно лучше по управляемости, однако требует более деликатного обращения.
- Сколько этапов чемпионата мира по ралли планируете проехать в этом году?
- Намечен старт на шести этапах, включая уже прошедшее ралли Швеции. Очень хотел бы проехать асфальтовую гонку. Возможно, это будет не этап чемпионата мира, а какая-нибудь традиционная гонка. Во всяком случае в планах отработка асфальтовых навыков есть.
- Кто, по мнению пилота, который сам участвует в чемпионате мира по ралли, выиграет в этом году в зачете WRC?
- Сейчас на титул реально претендуют три пилота: Себастьен Лоэб, Микко Хирвонен, Яри-Матти Латвала. И хотя последний очень быстр, думаю, ему все же не хватит опыта, чтобы опередить более опытных конкурентов.
-Любимая трасса, гонка?
В чемпионате России – ралли «Новороссийск». Из зарубежных больше других понравилась «Новая Зеландия».
- Кого из гонщиков считаете своим кумиром?
-Таких людей несколько. В российском автоспорте симпатии определились еще в детстве – примером для подражания считаю Сергея Успенского. Из пилотов WRC симпатизирую Петеру Сольбергу, а в формуле 1 болею за Фернандо Алонсо с того момента, как он пришел в команду «Рено».
-Ваш тип темперамента?
- Сложно сказать. Наверное, единственного ярко выраженного типа нет. Думаю, есть черты и холерика, и сангвиника, и флегматика. Но уж точно, не меланхолика!
- Азартный ли Вы человек?
- Да, безусловно.
- На каком автомобиле хотелось бы ездить ежедневно, если бы была полная свобода выбора, позволяли обстоятельства и финансовые возможности?
- Выбрать один очень тяжело. Поэтому сейчас в поисках идеала достаточно часто их меняю. А вообще-то, очень люблю автомобили и, признаюсь, с детства мечтаю их коллекционировать. Надеюсь, когда-нибудь такая коллекция будет. Пусть маленькая, но с самыми близкими сердцу моделями.
- Ваши музыкальные пристрастия?
- Четких предпочтений того или иного стиля нет. На отдыхе с друзьями слушаю клубную, в автомобиле – «Радио релакс». В общем, разную, лишь бы действительно хорошую и без крайностей.
- Евгений, вы охотно идете на контакт и внешне легко общаетесь с представителями прессы. В чем секрет?
Конечно же, умение контактировать с СМИ для современного пилота необходимость. Лично мне это дается без усилий. Если хотите – врожденная коммуникабельность.
-Предпочтения в кухне?
-На самом деле я, как говорится, всеяден, но когда есть возможность выбирать - предпочитаю итальянскую кухню.
-А любимый сорт вина?
- Пробовал разные сорта, но пока этот напиток для меня загадка. Наверное, к пониманию оттенков вкуса марочного вина люди приходят с возрастом.
- Если представится возможность, Вы согласитесь попробовать свои силы в какой-либо другой дисциплине автоспорта?
- Да, конечно. Есть большое желание попробовать… все. Причем не только в автогонках. Были, например, мечты прыгнуть с парашютом, выполнить несколько фигур высшего пилотажа на спортивном самолете. Их я уже осуществил. Что касается автоспорта, с удовольствием стартовал бы на кольце, в 24-часовой гонке «Ле-Ман» или «Нюрбургринг», а может быть, и в легендарном марафоне «Дакар».