Когда остывает асфальт: выбираем резину для холодов
Не обязательно ездить до белых мух, чтоб почувствовать, как теряет «держак» мотоцикл при похолодании градусов этак до семи. (Хорошо, если начало заноса кончиками пальцев, а не лоусайд всей тушкой.) Причина – именно таков нижний предел расчетных температур большинства мотошин, что подтверждают данные и независимых тестов, и самих производителей. У кого-то (например, Bridgestone) он чуть ниже, а, например, некоторые модели Pirelli «сдаются» уже при плюс 10. (К слову, «плыть» на раскаленном асфальте «бриджи» тоже начинают раньше других, а «итальянцы», соответственно, позже). В результате до закрытия сезона еще месяц-другой, а поворачивать уже неприятно, как будто ты «переобулся» в китайщину. Выход – или ездить шепотом, или… Или сменить шины на соответствующие сезону: «зимние» или, если быть точным, «демисезонные», обозначаемые, как правило, значком M+S (Mud + Snow - «Грязь + Снег»). Когда именно «переобуваться»? Тревожным звоночком я считаю ночную температуру около +5°С. А весной лучше поездить лишние пару недель после прекращения ночных заморозков.
Хотя есть и чисто зимняя «обувка». Завзятые мотоотморозки, от туристов-колясочников до эндуристов, чтут кроссовую «Петрошину», чей сверхмягкий (читай: почти лишенный сажи) компаунд позволяет худо-бедно ездить и в лютые морозы. А у скутеристов, желающих ездить круглый год, в почете японские IRC модели SN-23 Urban Snow, выпускаемые в 28 (!) типоразмерах. Компаунд не «дубеет» градусов до 12 мороза, а разреженный эндуристый протектор, к тому же насыщенный ламелями, позволяет лучше цепляться за смерзшийся асфальт. В результате ехать по зимней улице страшно, но можно, особенно, если она очищена ото льда. Обратная сторона медали – в теплый осенний денек ехать столь же страшно: создается впечатление, что едешь на полуспущенных покрышках или на кроссовой резине.
Обратным путем пошли разработчики Metzeler, создавая «всесезонку» Wintec на основе не слишком удачной макси-скутерной шины Feelfree. Протектор почти не тронули, лишь слегка сдобрив небольшими ламельками, а вот компаунд переработали заново. Но, не тупо смягчив его, а сделав его свойства более независимыми от температуры. В диапазоне от 10 до 40°С «держак» ухудшился ненамного, зато при наступлении критически низкой температуры он не падает обвально, а остается тем же вплоть до околонулевых температур, и лишь потом плавненько так снижается вплоть до -20.
Результат меня потряс. Переобув в конце позапрошлого сентября Yamaha Tmax в Feelfree Wintec, на следующий же день попал в холодный (+2–3 градуса) осенний дождь, сквозь который я… безбоязненно дубасил 160 приборных, как в летний ливень на Michelin Pilot Sport! Более того, вплоть до окончания сезона в конце ноября предпочитал именно дождливую погоду, когда с дороги смывалась и грязь, и едкая смесь, прозванная в народе лужковскими соплями; в сухую же погоду приходилось быть поосторожнее (120–140 км/ч), примерно как летом в самом начале дождя.
Долгое время основным недостатком Feelfree Wintec была узкая гамма типоразмеров, предназначенных исключительно для 500–850-кубовых «супермакси». Однако уже прошлой осенью в продаже появились шины и для «нормальных» скутеров с 10–13-дюймовыми колесами. Утверждается, что они сделаны по тем же технологиям, что и 14–16-дюймовые (за исключением силового каркаса – «малыши» не радиальные, а диагональные).
«Паркетные» Metzeler и откровенно внедорожные IRC выглядят крайностями на фоне первооткрывателя сегмента, немецкой Heidenau. Наибольшую известность получили ее шины, внешне неотличимые от универсальных К58 и -62 (а в последнее время еще и -66 и -77). Причем известность не только у «снежных человеков»: благодаря сверхмягкому компаунду эти шины полюбили… в скутерном драгрейсинге. Немецкие спортсмены утверждают, что зацеп К62 Snowtex ничуть не хуже, чем у сликов, зато они не нуждаются в прогреве. Оценили это обстоятельство и в скутерном «кольце»: говорят, эта резина намного эффективнее скутерных «дождевых сликов», особенно когда дождь не капает, а льет. Обратная сторона столь лобового решения проблемы всесезонности – в 3–5 раз повышенный износ при «летних» температурах. А вот «зимняя» версия более «продвинутой» модели, К66 LT, подобно Feelfree Wintec, отличается от «базы» не столько более мягким компаундом, сколько более продвинутыми второстепенными его компонентами (в частности, повышенным содержанием силики), а также наличием ламелей. Увы, пока эта шина выпускается только в двух размерностях (оба для 12 дюймов), хоть и самых распространенных: 120/70 и 130/70.
А что же извечные конкуренты и земляки Heidenau? Schwalbe Renfenwerk по-прежнему выпускают модель Iceman – прямого конкурента IRC Urban Snow, только с направленным рисунком протектора и… с меньшим выбором типоразмеров. Зато у Iceman есть версия «на гвоздях» – с шипами автомобильного типа. Недавно у Iceman появился прямой конкурент – словенская Sava выпустила «зимнюю» версию шины МС32 и ее «шипастую» модификацию. А для особо экономных подсуетилась Kenda. Не ездил, не знаю (боюсь я этих покрышек – есть неоднократный невеселый опыт), но европейские импортеры утверждают, что К701 M+S тоже способна работать по холодному асфальту.
Конкуренция обостряется. В том числе искусственно: с 10 декабря прошлого года в Германии обязательно (под угрозой штрафа в 40–80 евро) использование зимней или всесезонной резины в снежную или морозную погоду для всех механических ТС. Так что ассортимент подобных покрышек должен существенно разрастись уже этой осенью – и, что еще важнее, пополниться сугубо мотоциклетными типоразмерами, которые (и то в сильно ограниченном количестве) пока что водятся только у Heidenau.