100 лет Chevrolet: всегда доступен

Блистательная марка Chevrolet отмечает 100-летний юбилей. Многие автомобильные бренды США, возникшие одновременно с ней или даже чуть позже, давно прекратили существование. А Chevrolet не просто выжила, но и укрепила свои позиции, став всемирной!

3 ноября 1911 года родилась одна из самых известных автомобильных марок, логотип которой в виде галстука-бабочки узнаваем во всем мире, – Chevrolet. Название компании являлось фамилией ее основателя – автогонщика Луи Шевроле. Но не только Шевроле стоял у истоков компании имени себя. Она бы и вовсе не появилась на свет, если бы не Уильям Крапо Дюрант – автомобильный магнат, биржевой игрок, оптимист и авантюрист, который будто сошел со страниц романов Драйзера и Фитцджеральда про жестокий капиталистический мир чистогана. «Местный Наполеон» – так называли Дюранта в мичиганском городке Флинт. Человек, который по воспоминаниям одного из современников «носил на стальной руке мягкую перчатку».

Луи-Жозеф Шевроле (1878–1941) родился в Швейцарии, эмигрировал в Америку, где прославился как гонщик заводской команды Buick. Неоднократно выигрывал Кубок Вандербильта – один из самых престижных призов США. В компании Chevrolet работал недолго, вернувшись обратно в автоспорт. Кризис 1929 года обанкротил его фирму по постройке гоночных машин, и Шевроле возвратился на завод Chevrolet, но уже в качестве обычного механика

В 1908 году Дюрант основал корпорацию General Motors, которая объединила дюжину автомобильных фирм, таких как Buick, Oldsmobile, Cadillac, Oakland, Elmore и других, и еще десяток производителей запчастей и аксессуаров, но спустя три года корпорация стала нести убытки, и группа акционеров отстранила Дюранта от руководства.

Уильям Крапо Дюрант (1861–1947) родился в Бостоне, с ранних лет пошел работать – сначала на лесопилку, а затем продавал сигары. В 1886 году основал фирму по производству повозок Flint Road Cart Company, которая быстро стала лидером в этой области. С 1904- го был сначала управляющим, а потом и совладельцем компании Buick. В 1908 году основал General Motors, после окончательного ухода из которой учредил Durant Motors – эта корпорация обанкротилась в 1936-м

ДЕНЬ ПЕРЕЕЗДА

Лишившись даже права голоса в совете директоров General Motors, Дюрант покинул им же основанную корпорацию, но только для того, чтобы вернуться туда спустя недолгий промежуток времени. Начало возвращения было впечатляющим – он основал сразу несколько автомобильных фирм: Mason Motor Car Company и Little Motor Car Company. А 3 ноября 1911 года появилась Chevrolet Motor Car Company. В 1913-м Дюрант собрал в единый концерн все три разрозненные фирмы, и теперь доходы стали расти с невероятной быстротой – это позволило ему начать скупку акций GM. Фантастически авантюрным трюком стало объявление о том, что Дюрант меняет пять акций сверхприбыльного Chevrolet на одну акцию General Motors, чьи держатели уже устали ждать дивидендов.

1911 г. Первенец марки – Chevrolet Series C Classic Six – получился не по-американски изысканным и внешне откровенно смахивал на дорогие европейские модели фирм Metallurgique и Austro-Daimler

16 сентября 1915 года Уильям Крапо Дюрант объявился на совещании акционеров GM. «Джентльмены, – он говорил тихо, – теперь эту компанию возглавляю я!» В тот день многим менеджерам GM пришлось расстаться с насиженными местами… Некоторые хотели уйти сами, например, Уолтер Перси Крайслер, но Дюрант, высоко ценивший его, предложил полумиллионный годовой оклад, если он согласится остаться еще на три года. Сам Дюрант к 1916-му преобразовал акционерную верхушку GM в орган верховной власти корпорации, а себя назначил его президентом.

1914 г. Модель с индексом 490, обозначавшим ее стоимость в долларах, открыла эпоху конкуренции Chevrolet и Ford – этот процесс с переменным успехом продолжается и по сегодняшний день

С возвращением Дюранта в семействе GM появились новые прибавления. В первую очередь, разумеется, Chevrolet – компания вошла в состав корпорации в 1918 году. Помимо поставщиков комплектующих, приобретается также Guardian Frigerator Company – производитель холодильного оборудования! «Не вижу никаких особых различий между автомобилем и холодильником, – заявил Дюрант членам совета директоров GM, – и то, и другое – всего лишь ящик с мотором».

1918 г. Появившийся в 1918 году Chevrolet с двигателем V8 стоил, как два с половиной экземпляра самой дешевой модели, – 1385 долларов. Автомобили с таким числом цилиндров в те годы производили немногие фирмы

Но, как и всем людям, Дюранту было свойственно ошибаться. Так, он считал, что послевоенный покупательский бум будет длиться вечно, поэтому и приобретал еще мелкие фирмы, расходуя на это огромные деньги. Через пару лет GM была продана в счет погашения долгов. 30 ноября 1920 года Дюрант уже навсегда покинул GM, сделав это без лишней суеты и шума – закрыл свой несессер, надел шляпу и с улыбкой на лице сказал: «Сегодня день переезда».

1926 г. От 510 до 765 долларов колебалась цена на модели Chevrolet в 1926 году. Цветной рекламный постер из журнала Country Life называл автомобили этой марки солидными, надежными и легкими в управлении

Эмблема в виде галстука-бабочки впервые появилась в 1914 году на четырехцилиндровой модели Series H – ее Дюрант считал главным конкурентом Ford T. По легенде, Дюрант впервые увидел этот рисунок на обоях в парижской гостинице, впечатлился его простотой и гениальностью настолько, что даже вырезал кусок себе на память. Но основным конкурентом Ford T стала серия 490, запущенная в производство в 1915 году, – в ее индексе была зашифрована стоимость в 490 долларов, что было на 5 долларов меньше, чем цена Ford.

1927 г. «Прекрасный внешний вид в сочетании с хорошей экономичностью». В 1927 году за 395 долларов продавали шасси, а за 755 – фургон грузоподъемностью в одну тонну

Затем с тем же самым Ford T конкурировали уже другие модели Chevrolet. И все же настоящим подарком для GM стало прекращение выпуска «фордика» в 1927 году и последующий спад производства, вызванный постановкой на конвейер Ford A. Продажи Chevrolet в это время взлетели в разы.

1928 г. Цифра 500 000 относится не ко всем автомобилям Chevrolet, изго- товленным за 17 лет (с 1911 года), а только к тем, которые были собраны на заводе в городке Джейнсвилл штата Висконсин

БОЛЬШЕ И ЛУЧШЕ

Но в 1928 году конкуренция обострилась еще сильнее – на американском рынке появился третий игрок в лице новообразованной марки Plymouth, принадлежащей Chrysler Corporation. В 1924-м бывший менеджер GM Уолтер Перси Крайслер основал свою собственную автомобильную компанию, а потом и целую корпорацию. Теперь Plymouth, Ford и Chevrolet стали именоваться «низкоценовой тройкой». Уже в 1929-м шестицилиндровая модель Chevrolet резко подешевела и рекламировалась как «шесть по цене четырех». В 1930 году Chevrolet продал семимиллионную машину. Тогда же в рекламе марки появился слоган «Великая ценность». В передней подвеске машин Chevrolet вместо рессор и балки появилась независимая подвеска – через каких-то пару лет это станет стандартом для всех американских машин, и только упрямый Генри Форд будет цепляться за свою поперечную рессору.

1935 г. Реклама Chevrolet Master Six De Luxe Sport Sedan 1935 года делает упор уже не на низкую цену, а на высочайшее качество
1936 г. Так Suburban выглядел в 1935 году – впервые американские семьи получили большой и вместительный автомобиль, популярность которого оказалась настолько высокой, что модель с таким именем выпускается и сегодня

Главный конкурент Chevrolet в 30-е годы решил сыграть на другом – появился не очень дорогой Ford V8 мощностью 87 л.с., но модель создавалась в спешке и не была лишена врожденных дефектов. «Шестерка» от Chevrolet, наоборот, отличалась простотой и надежностью – чугунный блок и ничего лишнего. Chevrolet вышел победителем – доверия фордовскому V8 у покупателей было мало. Годовой тираж моделей превышал полмиллиона машин – без Chevrolet не было бы GM, так как в силу огромного тиража это подразделение вытягивало остальные отделения концерна. Наконец, в послекризисные годы появился восьмиместный Suburban – новый класс универсальных легковых автомобилей. Модель с таким именем выпускается с 1935 года по сегодняшний день, побив все рекорды долгожительства.

1942 г. Последний «мирный» модельный год Chevrolet – в 1942-м предлагались и консервативного вида седан Fleetline Sportmaster, и более обтекаемый с ниспадающей назад крышей Fleetline Aerosedan

В 1941-м Chevrolet выпустил рекордное число легковых и грузовых автомобилей – 1,6 млн. С началом войны производство моделей для гражданского населения прекратили. Мощности были брошены на военные нужны – гильзы для снарядов, зенитные орудия, авиадвигатели и, конечно же, автомобили. Грузовики Chevrolet воевали на всех фронтах, включая Советский Союз, куда они поставлялись по ленд-лизу.

1944 г. В годы войны Chevrolet работал исключительно на оборонку, выпуская грузовики с колесной формулой 4х2, 4х4 и 6х6, которые поставлялись в армии всех стран антигитлеровской коалиции

В первые послевоенные годы с конвейера сходили модели 1942 года, но уже в 1950-м отделение представило новинку – модель Bel Air с кузовом хардтоп. Одновременно появилась и автоматическая КП – двухступенчатая Powerglide. В 1953 году был выпущен Chevrolet Corvette – первый в Америке серийный спортивный автомобиль. 1958-й ознаменовался рождением модели Impala, соединившей в себе размеры роскошного Cadillac с доступной ценой Chevrolet. На следующий год появился первый пикап El Camino. Тогда же, в 50-х, доля корпорации GM на рынке впервые и единожды за свою историю превысила 50% – вряд ли бы такое достижение оказалось возможно без отделения Chevrolet.

1953 г. Chevrolet Corvette – первый американский спорткар, который своим появлением открыл новый класс автомобилей. Начиная с 1953 года Corvette пережил несколько поколений, нынешнее – уже шестое
1955 г. В середине 50-х Bel Air получил новую платформу с пониженной рамой, что позволило создать низкий и широкий кузов с панорамными стеклами, не имеющий ничего общего с прежними моделями Chevrolet
1957 г. С 1950 по 1952 год имя Bel Air использовалось для обозначения хардтопов модели Styleline Deluxe, а с 1953-го стало названием самостоятельной модели – самой дорогой и хорошо укомплектованной
В 1958 году появляется комплектация Bel Air Impala, которая с 1959-го стала отдельной моделью Impala – на ступеньку выше Bel Air. До 1965 года это был самый дорогой легковой Chevrolet
1959 г. El Camino – ют, представленный к началу 60-х. Ютом называют пикап в стиле Coupé utility – легковой автомобиль с открытой грузовной платформой
1962 г. Компактная модель Nova производилась с 1962 по 1979 год. На протяжении своего выпуска она неоднократно модернизировалась, несколько раз менялся кузов, но все выпущенные серии объединяла технологическая преемственность
1963 г. Sting Ray – «электрический скат». Над созданием модели трудились Уильям Митчелл и Ларри Шинода, работавший до этого над Ford Mustang Boss – конкурентом Camaro и Corvette
1965 г. В середине 60-х предлагалась люксовая комплектация Impala Caprice – четырехдверный хардтоп, нацеленный против Ford Galaxie
1966 г. Camaro появился как ответ на Ford Mustang. Название стало сленговой интерпретацией слова camarade – друг или товарищ. Менеджеры шутили, что камаро – это маленькое злое животное, которое питается мустангами
1971 г. Модель Monte Carlo появилась в 1970-м и производилась до 2007 года – за это время сменилось шесть поколений. Сначала купе было заднеприводным с двигателем V8, но с 1995-го обрело платформу Lumina с мотором V6 и передним ведущим мостом
1982 г. Chevrolet Cavalier – представитель среднего класса, выпускавшийся с 1982 до 2005 года и ставший одним из наиболее популярных автомобилей в США в течение всего производства модели
1983 г. был отмечен началом выпуска лидера полноприводных авто – модели Chevrolet Blazer S-10, сочетавшей в себе качества внедорожника и городского автомобиля
1995 г. Полноразмерный внедорожник Tahoe вырос из четырехдверного Blazer, появившегося в 1994-м, и получил свое новое имя спустя год
2002 г. Компактный внедорожник Chevrolet Niva – плод СП GM-АвтоВАЗ. Модель стала началом экспансии GM на российский рынок

Всемирное будущее

Свое столетие Chevrolet встречает вовсе не как американская марка, а с грузом ответственности и почестями огромного всемирного бренда. Модели с так знакомой землянам эмблемой разрабатывают и продают на всех континентах. Свежайшая новинка – пикап Colorado, спроектированный в Бразилии и поставленный на конвейер в Таиланде. Наконец, экология. Следующие 100 лет под этим брендом мы увидим множество электромобилей – от уже выпускающегося Volt до серийной версии экспериментального «яичка» EN-V.

Подпишитесь на «За рулем» в