100 лет Chevrolet: всегда доступен
3 ноября 1911 года родилась одна из самых известных автомобильных марок, логотип которой в виде галстука-бабочки узнаваем во всем мире, – Chevrolet. Название компании являлось фамилией ее основателя – автогонщика Луи Шевроле. Но не только Шевроле стоял у истоков компании имени себя. Она бы и вовсе не появилась на свет, если бы не Уильям Крапо Дюрант – автомобильный магнат, биржевой игрок, оптимист и авантюрист, который будто сошел со страниц романов Драйзера и Фитцджеральда про жестокий капиталистический мир чистогана. «Местный Наполеон» – так называли Дюранта в мичиганском городке Флинт. Человек, который по воспоминаниям одного из современников «носил на стальной руке мягкую перчатку».
В 1908 году Дюрант основал корпорацию General Motors, которая объединила дюжину автомобильных фирм, таких как Buick, Oldsmobile, Cadillac, Oakland, Elmore и других, и еще десяток производителей запчастей и аксессуаров, но спустя три года корпорация стала нести убытки, и группа акционеров отстранила Дюранта от руководства.
ДЕНЬ ПЕРЕЕЗДА
Лишившись даже права голоса в совете директоров General Motors, Дюрант покинул им же основанную корпорацию, но только для того, чтобы вернуться туда спустя недолгий промежуток времени. Начало возвращения было впечатляющим – он основал сразу несколько автомобильных фирм: Mason Motor Car Company и Little Motor Car Company. А 3 ноября 1911 года появилась Chevrolet Motor Car Company. В 1913-м Дюрант собрал в единый концерн все три разрозненные фирмы, и теперь доходы стали расти с невероятной быстротой – это позволило ему начать скупку акций GM. Фантастически авантюрным трюком стало объявление о том, что Дюрант меняет пять акций сверхприбыльного Chevrolet на одну акцию General Motors, чьи держатели уже устали ждать дивидендов.
16 сентября 1915 года Уильям Крапо Дюрант объявился на совещании акционеров GM. «Джентльмены, – он говорил тихо, – теперь эту компанию возглавляю я!» В тот день многим менеджерам GM пришлось расстаться с насиженными местами… Некоторые хотели уйти сами, например, Уолтер Перси Крайслер, но Дюрант, высоко ценивший его, предложил полумиллионный годовой оклад, если он согласится остаться еще на три года. Сам Дюрант к 1916-му преобразовал акционерную верхушку GM в орган верховной власти корпорации, а себя назначил его президентом.
С возвращением Дюранта в семействе GM появились новые прибавления. В первую очередь, разумеется, Chevrolet – компания вошла в состав корпорации в 1918 году. Помимо поставщиков комплектующих, приобретается также Guardian Frigerator Company – производитель холодильного оборудования! «Не вижу никаких особых различий между автомобилем и холодильником, – заявил Дюрант членам совета директоров GM, – и то, и другое – всего лишь ящик с мотором».
Но, как и всем людям, Дюранту было свойственно ошибаться. Так, он считал, что послевоенный покупательский бум будет длиться вечно, поэтому и приобретал еще мелкие фирмы, расходуя на это огромные деньги. Через пару лет GM была продана в счет погашения долгов. 30 ноября 1920 года Дюрант уже навсегда покинул GM, сделав это без лишней суеты и шума – закрыл свой несессер, надел шляпу и с улыбкой на лице сказал: «Сегодня день переезда».
Эмблема в виде галстука-бабочки впервые появилась в 1914 году на четырехцилиндровой модели Series H – ее Дюрант считал главным конкурентом Ford T. По легенде, Дюрант впервые увидел этот рисунок на обоях в парижской гостинице, впечатлился его простотой и гениальностью настолько, что даже вырезал кусок себе на память. Но основным конкурентом Ford T стала серия 490, запущенная в производство в 1915 году, – в ее индексе была зашифрована стоимость в 490 долларов, что было на 5 долларов меньше, чем цена Ford.
Затем с тем же самым Ford T конкурировали уже другие модели Chevrolet. И все же настоящим подарком для GM стало прекращение выпуска «фордика» в 1927 году и последующий спад производства, вызванный постановкой на конвейер Ford A. Продажи Chevrolet в это время взлетели в разы.
БОЛЬШЕ И ЛУЧШЕ
Но в 1928 году конкуренция обострилась еще сильнее – на американском рынке появился третий игрок в лице новообразованной марки Plymouth, принадлежащей Chrysler Corporation. В 1924-м бывший менеджер GM Уолтер Перси Крайслер основал свою собственную автомобильную компанию, а потом и целую корпорацию. Теперь Plymouth, Ford и Chevrolet стали именоваться «низкоценовой тройкой». Уже в 1929-м шестицилиндровая модель Chevrolet резко подешевела и рекламировалась как «шесть по цене четырех». В 1930 году Chevrolet продал семимиллионную машину. Тогда же в рекламе марки появился слоган «Великая ценность». В передней подвеске машин Chevrolet вместо рессор и балки появилась независимая подвеска – через каких-то пару лет это станет стандартом для всех американских машин, и только упрямый Генри Форд будет цепляться за свою поперечную рессору.
Главный конкурент Chevrolet в 30-е годы решил сыграть на другом – появился не очень дорогой Ford V8 мощностью 87 л.с., но модель создавалась в спешке и не была лишена врожденных дефектов. «Шестерка» от Chevrolet, наоборот, отличалась простотой и надежностью – чугунный блок и ничего лишнего. Chevrolet вышел победителем – доверия фордовскому V8 у покупателей было мало. Годовой тираж моделей превышал полмиллиона машин – без Chevrolet не было бы GM, так как в силу огромного тиража это подразделение вытягивало остальные отделения концерна. Наконец, в послекризисные годы появился восьмиместный Suburban – новый класс универсальных легковых автомобилей. Модель с таким именем выпускается с 1935 года по сегодняшний день, побив все рекорды долгожительства.
В 1941-м Chevrolet выпустил рекордное число легковых и грузовых автомобилей – 1,6 млн. С началом войны производство моделей для гражданского населения прекратили. Мощности были брошены на военные нужны – гильзы для снарядов, зенитные орудия, авиадвигатели и, конечно же, автомобили. Грузовики Chevrolet воевали на всех фронтах, включая Советский Союз, куда они поставлялись по ленд-лизу.
В первые послевоенные годы с конвейера сходили модели 1942 года, но уже в 1950-м отделение представило новинку – модель Bel Air с кузовом хардтоп. Одновременно появилась и автоматическая КП – двухступенчатая Powerglide. В 1953 году был выпущен Chevrolet Corvette – первый в Америке серийный спортивный автомобиль. 1958-й ознаменовался рождением модели Impala, соединившей в себе размеры роскошного Cadillac с доступной ценой Chevrolet. На следующий год появился первый пикап El Camino. Тогда же, в 50-х, доля корпорации GM на рынке впервые и единожды за свою историю превысила 50% – вряд ли бы такое достижение оказалось возможно без отделения Chevrolet.
Всемирное будущее
Свое столетие Chevrolet встречает вовсе не как американская марка, а с грузом ответственности и почестями огромного всемирного бренда. Модели с так знакомой землянам эмблемой разрабатывают и продают на всех континентах. Свежайшая новинка – пикап Colorado, спроектированный в Бразилии и поставленный на конвейер в Таиланде. Наконец, экология. Следующие 100 лет под этим брендом мы увидим множество электромобилей – от уже выпускающегося Volt до серийной версии экспериментального «яичка» EN-V.