Джонатан Фрэр: «Mazda не помешал бы маленький кроссовер»
ЗР: Джонатан, с 2009 года вы работаете в европейской дизайн-студии Mazda, которая находится во Франкфурте. Нет ли планов по примеру соседей из Kia разработать автомобиль специально для европейского рынка?
Джонатан Фрэр: Европейская студия не очень большая – работает всего 10 дизайнеров, поэтому все проекты мы делаем совместно с дизайн-студиями в Калифорнии и Йокогаме. Но основные решения принимает штаб-квартира в Японии. Так что это вопрос скорее к ним.
ЗР: Mazda, как и большинство японских производителей, выпускает некоторые модели только для местного рынка. В основном это небольшие городские автомобили, которые популярны и в Европе. Стоит ли, на ваш взгляд, адаптировать какой-то из японских компактов для европейского рынка?
Джонатан Фрэр: Модели, сделанные для японского рынка, не обязательно будут востребованы на мировом. К тому же большинство из тех машин, о которых вы говорите, это «кей-кары», построенные специально с учетом требования японского законодательства. И потом, те модели, что Mazda продает по всему миру (Mazda2, Mazda3, Mazda6), прекрасно продаются и в Японии. Но мы всегда работаем над тем, чего раньше не было.
ЗР: Какого автомобиля, на ваш взгляд, не хватает в глобальной линейке Mazda?
Джонатан Фрэр: Я думаю, что нам бы не помешал кроссовер размером меньше, чем CX-5.
ЗР: Что-то вроде Nissan Juke?
Джонатан Фрэр: Да, примерно.
ЗР: Скажите, какими проектами вы лично занимались в последние годы?
Джонатан Фрэр: Так или иначе, я работал над всеми моделями Mazda: предыдущим поколением Mazda3, последней Mazda5, нынешним поколением Mazda6. Но особенно плотно участвовал в проекте Mazda6 MPS: разрабатывал дизайн-концепт.
ЗР: Кстати, почему заряженной «шестерки» (Mazda6 MPS) больше нет?
Джонатан Фрэр: Это не машина на каждый день. Спрос на нее упал, а выпускать модель только ради имиджа вряд ли стоит. Тем более что у Mazda есть «трешка» MPS и, конечно, MX-5.
ЗР: MX-5 – заслуженный старожил в линейке. Выпускается с конца 80-х, но внешне изменился не очень сильно.
Джонатан Фрэр: Да, MX-5 для Mazda что-то вроде 911-й модели для Porsche. Первое поколение оказалось очень успешным – и мы решили не отходить далеко от успешного дизайна.
ЗР: А какие модели Mazda прошлых лет ваши любимые? И нет ли идеи использовать что-то из прошлого дизайна Mazda в будущих моделях?
Джонатан Фрэр: Мне очень нравятся два спорткара Mazda – Cosmo Sport из 60-х и RX-7 начала 80-х. У них очень четкие, скульптурные формы.
ЗР: А как насчет современных моделей Mazda? Есть фавориты?
Джонатан Фрэр: Вы знаете, для меня чем новее модель, тем лучше. Ведь в актуальные модели ты вкладываешь то, чем сейчас живешь. Само собой, что предыдущие работы отходят на второй план.
ЗР: Как вы относитесь к рестайлингу? Всегда ли он нужен модели? Не кажется ли вам, что иногда рестайлинг только портит совершенный дизайн?
Джонатан Фрэр: Выпускать одну модель без изменений или с незначительными изменениями – непозволительная роскошь для автопроизводителя. Ведь если вы делаете слишком маленькие шаги, люди устают и переключаются на продукцию конкурентов.
ЗР: Что вы можете сказать по поводу дизайн-конкурса, жюри которого вы возглавляете?
Джонатан Фрэр: Меня поразило единение мнений двух жюри: профессионального и зрительского. Выбрав победителей, мы получили результаты голосования зрителей. Распределение первых трех мест полностью совпало! Русские люди удивительно точно знают, чего они хотят в дизайне, а владельцы Mazda точно знают, за рулем какого MX-5 им бы хотелось оказаться.
Справка ЗР: Джонатан Фрэр родился в Великобритании, учился в Университете Ковентри на кафедре транспортного дизайна. Начинал работу в Ford (дизайн-студия в Турине), стажировался в Land Rover. Работал в дизайн-студиях Mazda в США и Японии. С 2009 года – старший дизайнер европейской штаб-квартиры Mazda. Увлекается футболом, марафонским бегом и автоспортом.