Гоночные трассы России: расколдованные кольца

Для большой России один автодром – случайность. Пять профессиональных асфальтовых трасс – уже закономерность.

В последние два года автодромы сдавали в эксплуатацию один за другим. У каждого свои история, владельцы и специфика, которую мы собрались проверить, проехав по всем новым трассам европейской части страны. Две спроектированы отечественным бюро RaceTrack, три – инженерами компании Tilke GmbH. Одна из них, Moscow Raceway под Волоколамском, по документации может принимать Формулу-1; сейчас ее строительство перешло в завершающую стадию. А на всех остальных уже побывали команды национального первенства по кузовным гонкам – и наша тестовая бригада во главе с Олегом Петриковым. Его мнение не только взгляд гонщика: он руководитель автодрома «Смоленское кольцо», организатор и судья соревнований.

Автомобили для тестирования трасс выбрали с претензией на спорт, но совершенно разные по философии, мощности и цене. Переднеприводный «Форд-Фиеста Спорт Лимитед Эдишн» – подогретый хэтчбек малого класса с небольшим заводским тюнингом: отдача 1,6-литрового атмосферника доведена до 134 л.с., изменена настройка подвесок, добавлен аэродинамический обвес. Попутчиком стал классический «Ягуар-XKR» с 5-литровым компрессорным двигателем мощностью 510 л.с. Очевидно, что он должен быстрее пожирать асфальт новых трасс, – осталось выяснить, насколько и где именно.

«Смоленское кольцо». Наша оценка: 5 звезд

Первая гонка прошла в августе 2010-го. И не какая-нибудь, а этап чемпионата Европы по грузовому кольцу. Далее количество спортивных уик-эндов нарастало: два этапа RTCC, еще одна «грузовая Европа», этапы Кубков «Лады-Гранта», «Леджендс» и «Митджет», чемпионат MaxРowerСars, многочисленные трек-дни и финал Кубка Mazda Sport Cup.

Трасса «трехмерная», то есть с перепадами высот. Среди особенностей: слепые повороты, змейка с переменным шагом, единственный в России профилированный вираж – бенкинг. Инфраструктура этой трассы самая развитая на сегодняшний день. Есть пит-билдинг и 34 бокса для гоночной техники. Причем к каждому подведены вода и электричество. Полноценная канализация, в паддоке стационарные туалеты и душевые. В непосредственной близости от автодрома бензоколонка, автомойка, гостиница и турбаза. «Смоленское кольцо» подходит и для гонок, и для трек-дней, и для тестирования серийной техники. В нынешнем году трасса примет этапы чемпионатов России и Европы по кольцевым гонкам, любительские серии и, разумеется, тестовую бригаду «За рулем». Вот уже четвертый год большинство горячих автомобилей и суперкаров для рубрики «Драйв» мы испытываем на «Смоленском кольце».

Здесь удобно не только гоняться, но и тестировать автомобили в любую погоду. Инфраструктура «Смоленского кольца» это позволяет.

Привычная нашему тест-пилоту Олегу Петрикову дорожка легко далась даже в дождь – что на «Фиесте», что на XKR. Рекордных скоростей на этот раз не развили, но поведение автомобилей оценили как хорошо прогнозируемое и понятное.

«Ягуар» с учетом накопленного нами опыта доставил немного меньше удовольствия, чем во время первого теста на недостроенной трассе (ЗР, 2009, № 10). Даже цепкий новый слой асфальта не в состоянии удержать купе от скольжений, – причем больше концентрации требует вход в поворот, чтобы избежать сноса.

«Форд» на фоне более мощного соперника выглядит живчиком, на котором проще всего штудировать трассу: он лоялен к ошибкам на непростой дорожке, при этом позволяет почувствовать баланс автомобиля. И вовлекает в процесс пилотирования едва ли не сильнее, чем вдесятеро более дорогой XKR! Кстати, обратите внимание на разницу во времени прохождения круга: вне зависимости от длины трассы, ее конфигурации и погодных условий разрыв между машинами колеблется в районе 11 секунд.

«Санкт-Петербург». Наша оценка: 4 звезды

Единственная кольцевая трасса в Северо-Западном регионе. Подъезд – по основательно загруженному транспортом Московскому шоссе, но до черты города рукой подать. А это значит, что загрузка автодрома обеспечена: мотоциклисты, дрифтеры, поклонники дрэг-рейсинга, кольцевики, ученики контраварийных школ и др.

Особенности почвы не располагали к строительству дорожки с перепадами высот. На гоночном сленге подобные плоские трассы называют «сковородками». Для опытного пилота такое кольцо не самое сложное, зато для новичка, пожалуй, наиболее безопасное. Инфраструктура автодрома «Санкт-Петербург» весьма скромная: ни гостиницы, ни бензоколонки, ни мойки для транспорта в непосредственной близости нет. Туалеты – синие пластмассовые кабинки. Впрочем, совсем рядом Северная столица и магистраль М10, где можно переночевать, заправить и помыть автомобиль и т. п. Из крупных соревнований в нынешнем году трасса примет этапы трех чемпионатов России, дрифт-серию и чемпионат Санкт-Петербурга по кольцевым автогонкам.

Теперь и у питерских мотоциклистов есть площадка для легальных тренировок.

Для ознакомления с малоизвестной и к тому же мокрой дорожкой Олег Петриков выбрал «Фиесту». Не прогадал. Несмотря на длинные прямики (под обилие лошадиных сил), здесь на «Форде» сподручнее. Во всяком случае, на влажном покрытии. Умеренно мощный переднеприводный автомобиль позволял экспериментировать, искать новые траектории и точки торможения.

За рулем «Ягуара» пилоту пришлось попотеть, причем даже при неполностью отключенной электронике. И вовсе не из-за избыточной тяги на задней оси. С этим-то мастер спорта справлялся легко: на выходе из поворота подрулевым лепестком накидывал передачу повыше и смело жал газ, корректируя при необходимости небольшой занос. Но что делать с озерами на асфальте после дождя? Скорость у «Ягуара» выше, и проблем ему они доставляли больше. Автодром должен обзавестись ливневкой и нормальными зонами вылета. В противном случае рассчитывать на рекордные результаты сложно: одна ошибка – и всплывший автомобиль унесет в поле.

Автомобильный спортивный комплекс «Нижегородское кольцо». Наша оценка: 4,5 звезды

Нижегородцы приняли у себя большой автоспорт – этап чемпионата России по кольцевым гонкам – в июле 2010 года. С этого момента трасса постоянно загружена автомобильными и мотоциклетными соревнованиями, любительскими сериями, зимними гонками, состязаниями картингистов, тестами, трек-днями. Дорожка без перепада высот, но конфигурация интересная. Еще одна особенность: асфальт более скользкий, чем на других российских гоночных трассах (но во всех поворотах есть асфальтированные зоны вылета). Для тестирования серийных автомобилей это скорее плюс, чем минус. Покрышки предупреждают водителя пением задолго до срыва в занос. Изюмина инфраструктуры – крытые трибуны с удобными пластиковыми сиденьями. Туалеты – кабинки. Мойка непосредственно на автодроме. Бензоколонка в 600 метрах. В нынешнем году трасса примет чемпионаты страны по автомобильному и мотоциклетному кольцу, международную «Янтарную Волгу» и другие соревнования.

Владельцам подобных машин на нижегородской трассе предложат цикл уроков безопасного вождения под руководством опытного пилота.

На «Нижегородском кольце» рекорды выдал гендиректор автодрома Вадим Баханов. Здесь «Форд» подтвердил репутацию интересной и неплохо настроенной машины, но спортивности ему не хватало. Коробку, которая в обычных условиях казалась закороченной, на трассе хотелось закоротить еще больше: четвертую включаешь один раз – и мотора уже не хватает для заметного ускорения. Скользит в поворотах передняя ось: нет возможности упереться и пройти поворот на пределе, а на сброс газа корма не хочет идти в занос. Вадим утверждает, что это лечится настройкой эластокинематики. Хотя, может, дело и в скользком асфальте нижегородского автодрома? Еще одна особенность трассы: у «Фиесты» довольно быстро перегревались тормоза.

Впрочем, «Ягуар» вскипятил тормоза еще быстрее. Не самый лучший довесок к ватной педали с низкой информативностью. Зато мотор на этой дорожке проявил себя во всей красе. А вот автомату Баханов пожелал чуть большей расторопности. Мощное купе на нижегородском автодроме потребовало специфических приемов управления. Электронику лучше отключить. Вход во все крутые повороты поздний, с интенсивным торможением, поворот руля (ему бы побольше информативности!) на малой скорости и ранний разгон: так машина доворачивается подачей газа и быстрее набирает ход. Попытка ехать классическим вкатыванием приводила к заметному сносу тяжелого передка.

Автодром «Казань-Ринг». Наша оценка: 5 звезд

В Татарстане отношение к автоспорту особое. Если уж построили кольцевую трассу, то пустовать она не будет. В минувшем сезоне здесь провели этап чемпионата страны по «турингу», Кубок России в зачетных группах «Лада-Гранта», «Леджендс» и «Митджет», этап чемпионата России по кольцевым мотогонкам, фестиваль ретроавтомобилей, любительские соревнования, тесты. Дорожка с перепадом высот, несколькими слепыми поворотами и ходовой прямой протяженностью 832 м. Интересная и профессиональная трасса. В большей степени ориентирована на гонщиков и хорошо подготовленных любителей. На автодроме построен стационарный пит-билдинг, боксы для гоночной техники, трибуны. Судейские посты на виражах – крытые будки. В непосредственной близости есть бензоколонка, гостиничный комплекс «Дубай», стоянка.

Широкие гравийные ловушки, связанные покрышки, барьеры, ограждения – необходимый набор атрибутов безопасности гоночной трассы.

В нынешнем году здесь должно пройти шесть официальных соревнований по автомотоспорту. В том числе чемпионат Татарстана по кольцевым автогонкам. «Мерной ногой» на казанском автодроме выступил Джаудат Миннахметов. Именитого гонщика 510-сильный «Ягуар» не поразил: он регулярно тренируется на форсированном «Ниссане GT-R»! Наша «кошка» – разумеется, машина другого назначения: это купе в стиле «гран туризмо». Поэтому Миннахметов готов был простить и задержки при переключениях, и сопротивление коробки при торможении двигателем. Зато отметил хороший держак и на прямых, и в пологих виражах. А при атаке шпилек посетовал на тот же снос. По его мнению, чтобы раскрыть характер автомобиля, нужно обуть его в гоночные покрышки и намотать минимум 20 кругов. Иначе, разогнавшись на дальней прямой до 220 «истинных» километров в час, едва попадаешь в поворот: подводят шины и тормоза.

Узнав о стоимости «Фиесты», пилот вынес вердикт: отличный автомобиль! Вот только мотор бы помощнее – «Казань-Ринг» с его ходовыми секторами недвусмысленно на это намекает. Цифры подтверждают: на быстрой трассе отрыв «Ягуара» заметнее.

Автодром Moscow Raceway. Наша оценка: не выставлялась

Пока «Московское кольцо» – это стройка, финал которой намечен на лето. Не вдаваясь в подробности лицензирования трасс, отметим, что данная дорожка – из другой лиги. Высшей. Огромный гоночный комплекс с 17 (!) возможными конфигурациями сможет принять состязания любого уровня, вплоть до тренировочных заездов Формулы-1. К комплексу можно подъехать по двум разным шоссе, что дает возможность разделить потоки зрительских и служебных автомобилей.

Первое мероприятие намечено на 14–15 июля. Им станет Мировая серия «Рено» с двумя классами формул и легковыми «меганами». Далее этап мотоциклетного чемпионата мира в классе «Супербайк», GT1 и этап RTCC. Кстати, трасса набирает маршалов (спортивных судей) для работы на соревнованиях, – желающие быть поближе к автогонкам могут попробовать себя на этом поприще.

Дорожка почти готова. По ней мы проехали в режиме неспешной экскурсии – гонять здесь еще нельзя.

ХОЛМЫ ИЛИ РАВНИНА

Почему при оценке автодромов столько внимания уделили инфраструктуре? Да потому, что автодром живет не только гоночными машинами. Их-то отмывают рядом с боксами и заправляют специальным топливом из привезенных бочек. А многочисленные технички, служебные машины, автомобили зрителей, техника, прибывшая на тестирование или любительские гонки? Их приходится обслуживать вне трассы. Близость парковки, бензоколонки, мойки, недорогого жилья – в данном случае фактор немаловажный. Какой бы привлекательной ни была сама дорожка, если она расположена в чистом поле, то проиграет трассе, не столь, быть может, замысловатой, но удобной для большинства гостей. С позиций удобства сегодня лидируют «Смоленское кольцо» и «Казань-Ринг».

Конфигурация дорожки? Здесь нет первого и нет последнего, ведь многое зависит от уровня подготовки пилотов, техники и поставленных задач. Каждая трасса имеет свой набор привлекательных элементов. Питер – закрученный поворот-улитку и скоростные прямые. Казань – связки с перепадом высот. Смоленск – змейку и бенкинг. Нижний Новгород – несколько медленных поворотов, перед которыми надо основательно тормозить, и чуть более скользкое покрытие.

На наш взгляд, плоские трассы лучше подходят для контраварийной подготовки, тестирования серийных машин и любительских заездов: меньше риск повредить автомобиль. Подобные трассы, в принципе, легче готовить для зимнего использования. Автодромы с перепадом высот требуют более квалифицированных водителей и более продвинутой техники. Они спортивнее, здесь быстрее освоишь «высший пилотаж». Неспроста за рубежом так мало плоских гоночных трасс.

Фото Александр Батыру, Константин Якубов.

Подпишитесь на «За рулем» в