Автофорум принял вызовы нового времени
Форум собрал лучших представителей дилерского рынка авторитейла Москвы, поставщиков оборудования и инструментов, ведущие консалтинговые и аналитические агентства. Генеральным партнером Автофорума выступила финская компания MIRKA, поставщик уникальных шлифовальных и полировальных инструментов, а также расходных материалов высочайшего качества для малярно-кузовного ремонта.
Первую, аналитическую сессию открыл Алексей Иванов из компании Ernst&Young, представивший свое видение развития автомобильного рынка России на ближайшие три года. Его позицию большинство участников Автофорума охарактеризовали как чересчур оптимистичную. По прогнозам E&Y, в 2012–2015 гг. совокупные среднегодовые темпы роста составят 8%. Следующее выступление – Светланы Целиковой из агентства «Автостат» – сузило обзор рынка до Центрального Федерального округа, его тенденций и особенностей. Ведь известно, что Москва – не Россия, а Россия – не Москва. Даже структура рынка новых автомобилей в столице и других регионах существенно различается. Если в России лидирующее положение пока удерживает Lada, то в Москве продукция АВТОВАЗа перестала быть популярной еще в 2007 году. Прогноз «Автостата» на 2012 год – 2,5 млн автомобилей.
Александр Груздев, директор GIPA России, рассказал о тенденциях на рынке послепродажного обслуживания. Яркий прошлогодний показатель: почти половину всех визитов автовладельцев с целью ремонта и ТО получил независимый сервис. Это свидетельствует о том, уверен Александр, что лояльность к дилеру падает.
Вторая сессия XVI Автофорума была посвящена вопросам взаимодействия участников авторынка: дилеров и автопроизводителей, дилеров и органов власти. Доклад президента Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Андрея Петренко стал отличным поводом для живой и интересной дискуссии, так как обозначил основные проблемы отрасли такими, какими их видит дилерское сообщество. Одна из основных проблем – отсутствие эффективной системы коммуникации между дилерами. Кроме того, Андрей Петренко рассказал о планах Ассоциации проводить Конвенции – специальные мультиформатные бизнес-мероприятия для автодилеров, подобные тем, что проводят американские коллеги в своей ассоциации NADA. Основной тезис выступления президента РОАД: правила, установленные для растущего рынка, перестали быть эффективными на рынке зрелом, их пора менять! Об этом говорил и Максим Овчинников, представлявший на Форуме Федеральную антимонопольную службу России. Понятно, что докладчика от государства больше волновала тема развития конкуренции на автомобильном рынке, а не вопрос о том, как сделать жизнь автодилеров легче и приятнее. Но, как оказалось, позиции дилеров и ФАС во многом схожи и совершенно точно они совпадают в требованиях к работе дистрибьюторов с дилерскими сетями. В своем докладе Максим Овчинников много внимания уделил европейскому опыту антимонопольного регулирования рынка и подходам Еврокомиссии к организации продаж и обслуживанию автомобилей.
Алексей Лещенко, директор ГК «Модус», отталкиваясь от обозначенных ранее проблем отрасли и добавив к ним сложную ситуацию на европейских рынках, обозначил возможные пути для роста дилерского бизнеса в сегодняшних довольно непростых условиях. По его мнению, самый вероятный прогноз для автомобильного рынка: слияния крупных игроков из ТОП-5 и поглощения сильными столичными компаниями региональных дилеров; IPO и появление стратегических инвесторов в ближайшие два-три года маловероятны.
Третья сессия Форума была посвящена лучшим дилерским практикам в различных областях бизнеса: сервисе, работе с персоналом, взаимодействии с клиентами и других. Ее ведущим стал Олег Мосеев, вице-президент РОАД, председатель совета директоров PSB Сonsulting Group, – человек, за плечами которого огромный опыт работы в сфере дилерского авторитейла.
Компания «АвтоСпецЦентр», которая приняла участие в XVI Автофоруме, по праву гордится созданной у себя системой работы с обращениями клиентов: ни одно из них не остается без внимания; все жалобы фиксируются в электронной системе и оперативно решаются уже непосредственно в дилерских центрах. Таким образом, рассказывает Андрей Фролов, специалист Департамента маркетинга и рекламы, компания смогла достичь отличного результата: 35% ее клиентов – постоянные, они совершают не менее двух сделок за три года и не реже одной сделки в течение полутора лет.
Фарида Уряшева из ГК «Автомир» подробно рассказала о стратегическом долгосрочном проекте под названием «Кадровый резерв», который позволяет своими силами удовлетворять спрос компании на управленцев разного уровня. Фарида Уряшева уверена: инвестиции в персонал сегодня – это 250% прибыли завтра!
Настоящим откровением, которого ждали многие участники Форума, стало выступление Дмитрия Фомина, технического директора «Рольф Химки». Все потому, что он согласился поделиться данными о гостехосмотре – новой услуге дилерского центра, которая стала предлагаться клиентам компании в апреле этого года. В своем докладе он попытался ответить на главный вопрос, волнующий всех без исключения дилеров: в чем же выгода от услуги ГТО для дилера? По мнению докладчика, сила новой услуги – в способности удержать клиентов и привлечь новых: ведь 90% из них совмещают прохождение техосмотра с регулярным ТО или ремонтом.
Заключительным этапом XVI Автофорума стали не менее интересные, чем основная часть, круглые столы. Первый из них продолжил тему техосмотра, однако был больше посвящен организационным моментам процесса и законодательным инициативам в этой области. Его блестяще провел исполнительный директор Ассоциации НАПТО Борис Ласкин. Второй круглый стол касался вопросов взаимоотношений дилера и его клиентов, по большому счету был посвящен проблеме, которая, возможно, еще не достигла своего апогея, – потребительскому экстремизму. Старший юрист компании PSB Consulting Group Владимир Юзефович на реальных примерах показал, что это за явление, и дал советы, как с ним бороться. В зале возник резонный вопрос: почему же страховые компании до сих пор не додумались предлагать дилерам продукты по страхованию их ответственности перед клиентами? Наверное, это случится тогда, когда потребительский экстремизм станет огромным бизнесом, как это уже случилось в США. Будем надеяться, что до этого пока далеко! Большой круглый стол был посвящен рассмотрению вопросов организации и оптимизации работы малярно-кузовного производства на автодилерском предприятии. Его провели эксперты лидирующих компаний сферы кузовного ремонта – Наиль Исхаков, региональный руководитель продаж ООО «Мирка Рус», и Владислав Жаринов, руководитель отдела консалтинга ГК «Интерколор».
В целом можно сказать, что XVI Всероссийский автофорум прошел успешно. Его поддержали такие известные СМИ, как г азета «За рулем - Регион», «Купи Авто», медиахолдинг «Эксперт», отраслевые издания «Автокомпоненты», «Новости автобизнеса», «Рынок автозапчастей», «Управление автобизнесом»; интернет-порталы Авто.Mail.Ru, 110km.ru, AutoMarketolog.Ru, Bankir.Ru, Quto.Ru; PushCar.Ru; PMoney.Ru, блог Motopapa; информационные агентства «РИА Новости», «Россия Сегодня» (RuToday.Com), РБК, а также РБК ТВ.
До встречи на XVII Всероссийском автофоруме!
Для справки
Издательский дом «Новости автобизнеса» образован в 2010 году, объединив журналы «Новости Автобизнеса» (ранее «Новости авторемонта») и «Правильный автосервис». Совокупный ежемесячный тираж изданий – более 20 000 экземпляров, что делает ИД лидером рынка B2B-прессы в своей отрасли. Издательский дом возглавляет Роман Гуляев, обладатель премии «Автомобильный журналист года», президент Российской ассоциации автомобильных журналистов.
Автофорум − старейшая конференция по авторитейлу, проводится с 2004 года. За это время состоялось 15 всероссийских автофорумов, в которых приняло участие более 1000 делегатов. В феврале 2012 года в Москве впервые прошла конференция «Автофорум − Авторемонтный бизнес», которая собрала рекордное количество участников, а в апреле 2012 г. состоялся Первый Санкт-Петербургский автофорум. Объединяя бизнес-элиту отрасли на одной открытой площадке, Автофорум дает возможность участникам рынка поделиться опытом, а СМИ стать свидетелями решения главных вопросов дилерского сообщества.