Испытываем управляемость с нагрузкой и без

Вы едете на дачу или в путешествие всей семьей? Да вдобавок со скарбом? Мы оценили, как ведут себя автомобили с грузом и без оного.
Сергей Воскресенский

Каждый из нас время от времени превращает свой автомобиль в грузовик. Дача, путешествия, переезды, ремонты… А у некоторых и доставка товаров к небольшим торговым точкам. Конечно, большинство водителей чувствуют «потяжелевшие» реакции автомобиля, инертность тормозов или изменившуюся работу подвесок, не говоря о выросшем расходе топлива. Но интересно выразить некоторые из этих ощущений в числах. Как конкретно изменение массы влияет на поведение автомобиля? Откуда ждать подвоха, тормозя в пол со 100 км/ч или резко крутанув руль при объезде препятствия?

«Лада-Гранта» – типичный для своего класса массовый автомобиль, к тому же новинка. Ну а «Ситроен-С5» с гидроактивными подвесками последнего поколения (Hydroactive III+) был выбран как ее полный антипод.

СИЛА БЕЗ ТЯЖЕСТИ

Перед замерами продольной динамики придется добавить к снаряженной массе автомобилей примерно два центнера: это два человека (водитель и приборист) и измерительная аппаратура. Данную массу считаем базовой.

Правильно и четко «развесить» автомобиль – половина дела.

Очевидный минус «Гранты» – отсутствие антиблокировочной системы. А еще тяжелая и инертная педаль тормоза и перегрев механизмов уже на третьем торможении со 100 км/ч свели на нет изначально положительные эмоции. С трудом получили 47 м минимального тормозного пути. Большинство автомобилей обычно укладывается в 40–42 м.

Жаль, ведь в прочих дисциплинах «Лада-Гранта» весьма неплоха. Гибкий и легкий на подъем двигатель, упругие, энергоемкие подвески, надежная управляемость. Руль, правда, немного прикусывает около «нуля» (особенность электроусилителя), да и обратная связь так себе. Но в целом бюджетная машина оказалась заметно интереснее, чем ожидали вначале. Результат (см. табл.) очень неплох даже на фоне иномарок. Другое дело, что на переставке повседневная легкость общения с «Грантой» быстро исчезает. С ростом скорости растут и крены, реакции становятся тяжеловесными. Но предельная скорость выполнения маневра высока. И поведение вполне стабильное, без сюрпризов.

У «Ситроена-С5» его активные подвески постоянно ищут некий оптимальный уровень кузова над землей и никак не могут найти. От укачивания здесь спасает только режим «Спорт»: как ни странно, именно он позволяет наконец почувствовать весь комфорт умного шасси.

Автомобиль с почти двумя тоннами «зачетной» массы без труда укладывается в условную норму минимального тормозного пути (40 м). Причем делает это с первых трех-четырех попыток. «Гранте», которая легче почти вдвое, для «зачетных» 47 м понадобилось 12 торможений и ювелирная работа сидящего за рулем.

Это не дрэг-рейсинг. Перегруженный багажник разгрузил ведущие колеса, поэтому на педаль газа машина реагирует так.

Что же касается управляемости, немного повозиться пришлось и с «Ситроеном». При резких маневрах неотключаемая система стабилизации (ESP) вступает в действие очень рано, сбивая водителя с толку и самостоятельно корректируя траекторию. Но когда к особенностям этой системы наконец привыкаешь, то общий язык с машиной находишь быстро. На переставке С5 показывает достойный результат, оказываясь к тому же на редкость послушным и цельным в управлении.

ПОД ЗАВЯЗКУ

Загружаем автомобили до разрешенной полной массы. С появлением забулькавших водой манекенов на задних сиденьях и дополнительного балласта у нас в ногах поведение машин явно изменилось. «Лада-Гранта» тут же задрала нос, разом потеряв былую легкость. «Ситроен», напротив, даже улучшил и без того отличную плавность хода. При этом дорожный просвет остался на прежнем уровне. Вот оно, торжество науки и «Гидроактива»!

Посмотрите в таблицы (открываются в полный размер по клику мышки):

Разгон

С ростом загрузки обе модели стали медлительнее примерно на 2 с в разгоне с места и при замерах эластичности. Правда, в последней номинации «Ситроен», оснащенный автоматом и дизелем, потерял меньше. Зато в максимальной скорости он сдал позиции, в отличие от «Гранты».

Но самое главное впереди: как они тормозят и управляются?

С тормозами груженой «Лады-Гранта» беда! Выросший на 4,5 м тормозной путь – серьезный недостаток. И это результат нескольких лучших попыток у нас, испытателей. А у обычного водителя все может оказаться куда хуже. У С5 «Гидроактив» грамотно перераспределяет нагрузку по колесам и осям. Лишь десятки миллиметров проигрыша самому себе, и это с полной нагрузкой! Впечатляет!

На переставке подвески груженого «Ситроена» заработали еще лучше, чем у полупустой машины. Особенно задняя, теперь активно помогающая водителю. Как следствие, мягче стала вмешиваться система стабилизации. И С5, что называется, поехал. С кренами, с визгом шин, но так цепко, будто и не получал довеска. Браво, «Гидроактив»!

Заметный крен на переставке вызван, скорее всего, сработавшей системой стабилизации, которая притормозила одно из колес.

С «Ладой-Гранта» чуда не произошло. Легким и менее четким стал руль – своеобразный индикатор разгруженности передней оси. Задумчивее сделались реакции. На переставке мешают запаздывания, связанные с кренами и с тем, что задняя ось перестала помогать водителю. У «Гранты» ощутимо усилилась недостаточная поворачиваемость: при резком повороте руля машина гораздо дольше «думает». Результат – проигрыш самой себе примерно 4 км/ч и заметно увеличившаяся нагрузка на водителя: баранку теперь приходится крутить о-го-го с какой быстротой и размахом! А это не только снижение предельной скорости, но и ошибки, приводящие к потере контроля. Помимо антиблокировочной системы «Гранте» не помешала бы… нет, не активная подвеска, а простенькая система стабилизации.

ИТОГИ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Итак, чем тяжелее автомобиль, тем сложнее его поведение, особенно в критических ситуациях. «Ситроен» с его умным «Гидроактивом» скорее исключение, чем правило. Самое коварное в том, что перегруженная машина, как правило, способна ехать быстро, а вот управляться и тормозить будет так себе.

Зато владельцы «ситроенов» с гидропневматикой могут радоваться. Потрясающе стабильная езда с нагрузкой и без – компенсация за нередкие случаи преждевременного отказа «Гидроактива» на наших дорогах. Видимо, идеальное решение находится где-то посередине. Не зря же в подвески современных легковых автомобилей все чаще встраивают пневмоэлементы…

И еще: езда с полной нагрузкой, особенно длительная, требует увеличить давление в шинах обеих осей. Если в авто есть соответствующая табличка, то согласно ей, если нет – прибавить 0,2–0,4 бар к базовому.

ЗАМЕРЫ ЗР: ВЕСОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЭХ, НАГРУЖУ!

По сути, ничего не изменилось, манекены остались на месте, но весомая часть балласта (200 кг) перекочевала в багажник «Гранты». Жизненный вариант: народу полный салон, вдобавок вещи надо захватить. Как разгрузилась передняя ось, видно даже невооруженным глазом. Как это ощущается за рулем? Если не делать им резких движений, то почувствуете разницу только по излишней пробуксовке ведущих колес. Зато на переставке машина сначала ни в какую не реагирует на поворот руля, но затем начинает так вилять задом, что только держись. Поэтому лучше распределить груз по салону как можно равномернее.

Нагруженная задняя ось.

Подпишитесь на «За рулем» в