Cadillac: 110 лет тому назад
Автомобиль – это символ прогресса! И компании по производству самобеглых колясок возникают по всему миру как грибы… 110 лет назад, осенью 1902 года, механик и бизнесмен Генри Лиланд основал в Детройте фирму, которую назвал в честь основателя города и своего, как считал, дальнего предка – «Кадиллак». Хотя того легендарного француза звали еще более длинно и красиво - Антуан Ломе де Ла Мот де Кадиллак (Antoine Laumet de La Mothe, sieur de Cadillac). Сейчас, конечно, название американской марки известно всем, а вот ее история, корни, откуда пошло славное имя, – далеко не каждому…
В поисках этих самых корней мы отправились в небольшое путешествие по югу Франции. На автомобиле марки Cadillac, естественно. А как еще ехать в гости к прародителю марки? Начало путешествия – город Бордо. Не надо никому рассказывать, чем он знаменит; собственно, это просто отправная точка маршрута. В 30 км от него расположился знаменитый замок Кадиллак. Его начал строить в 1598 году всесильный фаворит короля Генриха III – герцог де Эперон. Построил (на это ушло каких-то 36 лет) и, недолго думая, назвал его в честь существовавшей рядом деревушки. Это потом слово «Кадиллак» (по-французски произносится мягко «кадийяк») стало символом роскоши, а тогда было поселением с несколькими сотнями пейзан…
Замок и сейчас производит впечатление, хотя история его не щадила – от бывшего величественного комплекса зданий осталась лишь четвертушка, а от огромного парка – скромный английский садик. Весь XIX и большую часть ХХ века здесь и вовсе размещалась женская тюрьма, так что удивительно, что хорошо сохранились потолки, камины и интерьеры XVII века!
Но, честно говоря, Антуан Ломе де Ля Мот де Кадиллак, похоже, ни коим образом не был связан с этим замком. Есть мнение, что он был изрядным авантюристом и прибавил себе благородную приставку «Де Кадиллак» уже в Америке – для солидности. Французский суд в XVIII веке запретил ему использовать эту фамилию. Но в историю он вошел именно с ней…
В реальной жизни Антуан Ломе родился в сотне километров южнее, в маленьком городке с длинным названием Сент-Николя де ла Грев (Saint-Nicolas-de-la-Grave). Произошло это в 1658 году. В 25 лет он отправился в поисках богатства и славы в Америку; торговал, воевал и, между прочим, в 1701 году основал город Детройт. Некоторые «знатоки» французского уверены, что название происходит от сочетания «de trios», что переводится как «на троих». На самом деле Антуан Ломе хоть и был французом, но все-таки имел в виду совсем другое: «detroit» по-французски – пролив. Но звучит так похоже…
Впрочем, это я в сторону очень уж ушел. Сейчас городок Сент-Николя де ла Грев – это глухая (по местным меркам) провинция, но местные жители чтят память своего знаменитого земляка и даже открыли небольшой его музей. Всего две маленькие комнатки, камин, заботливо воссозданный интерьер XVII века и даже люлька для младенца… Очень почему-то захотелось сделать «козу» младенцу (кукле, конечно же), лежащему в люльке: «Привет, Антуан! Я тут приехал к тебе на родину на автомобиле, который носит твое имя!».
…А дальше наш путь пролегал на юг, к главному французскому порту на Средиземноморье. Но сначала была Тулуза – город, где собирают «Аэрбасы» и выпускают духи. Весь городок буквально пропитан запахом фиалки; этот изящный цветок собирают и обрабатывают здесь уже не одно столетие. Духи из фиалки, краски из фиалки, мороженое из фиалки, варенье из фиалки и даже фиалковый сахар… В Тулузе аромат маленького цветка используют тысячей разных способов.
По дороге было еще одно чудо – теперь уже чудо техники. Когда за очередным поворотом взгляду открывается огромная пропасть с парящим над ней ажурным мостом, даже подготовленный путешественник невольно воскликнет: «Вот это да!». Кажется, кто-то взял Эйфелеву башню, положил ее на бок - и получился изящный виадук. Инженерно-архитектурные параллели здесь очевидны – автор моста Поль Бодин был оппонентом, соперником и (куда деваться!) подражателем Гюстава Эйфеля. Виадук, открытый в 1902 году, – не только одно из самых выдающихся инженерных сооружений Франции. Кстати, инженер Бодин выиграл право на проектирование и строительство моста в конкурсе, одним из участников которого был инженер Эйфель... Конструкция, собранная без применения сварки, была уникальной для того времени. Мост состоит из двух Т-образных консолей, которые соединены шарниром.
…И снова мы погружаемся в глубины истории – на пути Авиньон. Историки утверждают, что первые поселения здесь появились примерно пять тысяч лет назад. С тех пор страницы истории города заполнялись важными событиями с огромной скоростью – галльские племена, римское владычество, первые христиане, набеги варваров, один из первых европейских университетов… В XIV - начале XV века почти на сто лет Авиньон стал католической столицей мира – сюда по приказу французских королей перенесли резиденцию римского папы… И самое известное и внушительное сооружение в городе – Дворец Пап, построенный в середине XIV века. Кстати, двести лет назад его превратили частично в казарму, частично в тюрьму и лишь 110 лет тому, в 1902-м, отреставрировали и открыли как музей. Теперь здесь ежегодно проводится самый крупный в Европе театральный фестиваль.
Следующая остановка в пути – Руссильон. Город, который сам просится в объектив фотоаппарата. Он расположен в самом центре крупнейшего в Европе месторождения охры, которой окрашены стены городских домов: ярко-желтые, темно-желтые, коричневато-желтые, желтовато-коричневатые, оранжевые… Специалисты различают целых 17 оттенков местного песчаника – камня, сделавшего маленький городок богатым и знаменитым.
В начале ХХ века химическая промышленность нанесла страшный удар по Руссильону. Красители начали производиться промышленным способом в огромных количествах, сделав добычу и переработку охры абсолютно невыгодным занятием. Это, казалось бы, печальное событие в действительности превратило Руссильон в одну из самых привлекательных достопримечательностей Франции. Кто знает, что стало бы со здешними местами, если б добыча продолжалась до сих пор? Красная пустыня? Со временем законсервированные карьеры, превращенные в заповедник, снова стали приносить доход, теперь уже за счет туристов, которые приезжают посмотреть на невероятный цветной ландшафт.
…Cadillac выпуска 2012 года наматывал сотни километров по дорогам Жиронды и Прованса. Возможно, лет этак 350 назад по этому же маршруту шел в поисках приключений простой французский парень Антуан Ломе – с мечтами о богатстве и славе. Честно говоря, с первым у него получилось не очень, а вот со вторым – вполне. Он даже мечтать не мог, что его именем (не важно, что придуманным) назовут одну из самых престижных автомобильных марок в мире! Впрочем, до изобретения автомобиля еще оставалось больше двухсот лет…