Продажи автомобилей: золотая лихорадка

Автомобильные фирмы подвели итоги первого полугодия. На фоне падения продаж в Европе российский рынок демонстрирует уверенный рост. Но многих экспертов данная тенденция настораживает.

В Европе продолжается (или разворачивается новый?) кризис; вслед за Грецией в долговую яму затягивает Испанию, на очереди – Италия, Кипр… Поводов для оптимизма у европейцев немного. И рынки очень чутко на эти тенденции реагируют. Только две из пяти крупнейших автомобильных стран региона показали небольшой рост, но темпы продаж и там не сравнимы с прежними. По данным Немецкой ассоциации автопроизводителей (VDA), в Германии за первые шесть месяцев 2012 года продали 1,63 млн. новых машин – всего на 1% больше, чем в первой половине прошлого года. Британский рынок падал весь 2011 год, но сейчас вдруг показал рост в 2,7% (за полгода – 1,06 млн. автомобилей). На этом позитивные новости заканчиваются.

Рынок Франции сократился на 13,4% и составил 1,26 млн. машин. Испанские продажи упали на 8,2% – до 406 тысяч. Причем падение продолжается – в июне оно составило уже 14%. Но самая тяжелая ситуация складывается в Италии, где с января по июнь продали всего 128 тыс. машин, что на четверть (24,4%) ниже прошлогоднего результата. Это самый низкий показатель за последние 30 лет! Между тем аналитики считают, что до настоящего дна еще далеко.

В итоге в Евросоюзе, по предварительным данным Европейской ассоциации производителей автомобилей, в первом полугодии 2012-го продажи легковых и легких коммерческих авто упали на 8%. Многие эксперты предупреждают, что текущая ситуация напоминает кризис 2008 года. Все-таки товар дорогой, и потребители в ожидании неприятностей предпочитают отодвинуть покупку на потом. В России четыре года назад продажи, напомним, росли как на дрожжах – чтобы потом рухнуть в пропасть куда быстрее, чем в других странах Европы.

Пока же, как сообщает отчет Ассоциации европейского бизнеса, российский авторынок вырос в первом полугодии на 14%; продано 1,4 млн. легковых и легких коммерческих авто. Это несколько меньше итогов рекордного первого полугодия 2008-го, но результаты июня 2012-го (272,2 тыс. машин) превзошли-таки июнь 2008-го. Рубеж взят!

Могло быть еще лучше, но процесс тормозят объективные причины. АВТОВАЗ не первый месяц демонстрирует отрицательную динамику. За полгода продано 250,1 тыс. автомобилей: минус 14% по отношению к аналогичному периоду прошлого года; в июне падение составило и вовсе 18%. В какой-то степени обвал спроса связан с окончанием программ утилизации и льготного кредитования, но ведь их закрыли уже больше года назад! Главная причина, насколько понимаю, в другом – в торговой сети не хватает новых моделей, которые пользуются повышенным спросом. Речь прежде всего о «Гранте». С выходом производства на плановую мощность, а также с началом широких продаж «Ларгуса» положение выправится.

На АВТОВАЗе заверяют, что к падению продаж в первой половине 2012-го были готовы. По итогам года завод рассчитывает реализовать (с учетом экспорта) до 590 тыс. машин, а если считать и машинокомплекты, то все 700 тысяч. Хотелось бы верить…

Среди иностранных фирм по итогам полугодия на первом месте – «Рено» (рост 29%). Следом идут «Шевроле» (+ 17%), «Киа» (+ 25%) и «Хёндай» (+ 21%). Но вот что любопытно: общий рост продаж у этих компаний сопровождался падением реализации традиционных моделей-лидеров. По итогам июня в минус ушла вся первая пятерка бестселлеров! Одновременно с двумя самыми популярными «ладами» – «Калиной» и «Приорой» – просели продажи «Форда-Фокус» (– 3%) и «Хендай-Солярис» (– 12%). Но больше всех потерял «Рено-Логан» (– 32%). Что же происходит?

Ответ, как мне кажется, нужно искать в общей социально-экономической ситуации. Целый ряд исследований, которые проводили в последние месяцы как российские, так и иностранные компании, показал, что в ожидании нового кризиса (почти половина россиян уверена, что нас вскоре снова ждут серьезные потрясения) граждане предпочитают не нести накопленные средства в банк, как привыкли делать немцы или французы, не откладывать наличные доллары (так поступают греки или испанцы), а просто тратить их на серьезные покупки. Наряду со спросом на автомобили растут продажи дорогих телевизоров, смартфонов, холодильников... Ведь с деньгами абсолютная неопределенность. Как хранить, в чем – в рублях, долларах, евро? Ведь обвалиться может любая валюта! Положить деньги в банк? Проценты не слишком высокие (едва покрывают инфляцию), а доверие к банкам у нас очень низкое. Купить акции – но какие? Несколько лет назад государство уже устраивало «народные IPO»: продавали акции Сбербанка, «Роснефти» и т. д. Те, кто поверил в сладкие обещания, в лучшем случае сумели вернуть вложенные средства (естественно, без учета инфляции). Покупать недвижимость? Мало кто может себе позволить. Золото, бриллианты? То же самое. Да и куда их потом деть? Словом, куда ни кинь, всюду клин. Вот и получается, что в России у населения нет никаких надежных способов сбережения. В такой ситуации люди покупают автомобиль и бытовую технику. Но и тут возможности большинства россиян не безграничны. Потребительская лихорадка долго продолжаться не может. И быстрее всего кончаются запасы у тех, кто может позволить себе только бюджетную машину. Отсюда и падение спроса на популярные и недорогие иномарки.

Что будет дальше, предсказать трудно. «Падение по некоторым маркам связано с тем, что рынок достиг уровня насыщения, своего потолка. Условий для дальнейшего роста нет, возможно даже небольшое падение. Если кризисные явления не станут прогрессировать, продажи будут стабильны; в противном случае можно ожидать резкого падения», – считает гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Большинство аналитиков очень осторожно предсказывают, что за год будет продано около 2,8 млн. легковых и легких коммерческих автомобилей. И тут же прибавляют: если ничего не случится. Очень хотелось бы надеяться на лучшее.

Подпишитесь на «За рулем» в