60 часов «За рулем»: кольцо противоречий
Как некстати этот дождь! Чуть сбрасываю газ – вдруг какое зверье на дорогу выйдет. Ведь так уже было два года назад: косуля прыгнула под колеса Fiat Linea. Помню, тогда машина выглядела так, как будто по ней стреляли из чего-то крупнокалиберного. Поворотный кулак просто вырвало «с корнем» – cкорость-то была под 200 км/ч. Сейчас же егерь предупредил, что видел в лесу кабаньи следы. Двести килограмм живого мяса где-то ходят по своим кабаньим делам. И встретиться с ними – радости мало. Скорость ведь близка к такой же…
Вотум доверия
Эти мысли посетили меня в последний день марафона, когда я ехал на Lada Granta. Признаться, еще перед стартом относился к машине предвзято. Очередное изделие российского автопрома не внушало доверия. Пластик передней панели, сиденья, рукоять коробки передач – все буквально пропитано бюджетностью. Ну, не нравится мне эргономика, и все тут.
Однако на скоростном кольце автомобиль, казалось, изо всех сил стремился изменить отношение к себе. Granta стала самой экономичной и без труда преодолевала более чем 300 км между дозаправками. К тому же у нее оказался наиболее точный топливомер. Кстати, из-за ошибочных показаний уровня топлива Aveo и Largus встали с сухими баками уже в первый день.
По результатам замеров скорости на круге Granta заняла второе место после Aveo с результатом 199,5 км/ч. А поведение автомобиля при таком темпе для вазовской продукции просто отличное. Granta хорошо стоит на прямой. Рыскания появляются при резком ветре и прохождении неровностей. Тогда лучше лишний раз не дергать рулем. На булыжной дороге машина порадовала непробиваемой подвеской. К тому же она еще и комфортна.
Тише едешь...
Универсал Lada Largus – самый неторопливый из нашей тройки. Его максимальная скорость на кольце – 187,6 км/ч. Эта машина стала у нас ассоциироваться со спокойствием, и, глядя на размеры, в ней не хочется спешить. Большой «сарай» плывет по скоростному кольцу и будто играет в своей лиге. Здесь отдыхаю от быстрого и азартного Aveo. Энергоемкость подвески напомнила Logan – такая же плотная и предсказуемая. Никаких раскачек или виляний из стороны в сторону. Коробка передач «короткая», по ощущениям тоже «логановская». Неплохо бы сюда и шестую добавить.
Булыжником Logan не испугать. Непробиваемая ходовая и приличный дорожный просвет позволяют машине ехать быстрее 40 км/ч, заданных нами. Но к грамотно настроенной подвеске прибавить бы продуманную эргономику.
С виду автомобиль выглядит практичным и надежным. Впрочем, так и есть на самом деле. Largus прошел всю дистанцию без значительных поломок. Треснувшие противотуманка (видимо, камень или кто-то из водителей сбил птицу на трассе) и термощит экрана выпускной трубы не повлияли на итоговое первое место.
Уже после марафона понял, что по отношению к этой машине у меня возникло меньше всего эмоций. Вроде ехал, а выделить что-то особенное сложно. Нет характера, а для меня это минус. Но покупатели, которым важны большое полезное пространство салона, надежность и практичность, уверен, оценят автомобиль.
Сила характера
А вот у Chevrolet Aveo характера хоть отбавляй. Еще до марафона, когда поездил на машине по городу, мне понравились его яркий дизайн, эргономика, двигатель. С низов тянет не по-паровозному, конечно, но вполне приемлемо. А боевой нрав проявляется с 4000 об/мин. Granta и Largus здесь делать нечего. На полигоне максималка зашкалила за 200 км/ч (по замерам – 207,2 км/ч). Дальше одергивает электронный ограничитель оборотов, не давая перекрутить мотор. Руль чувствительный, машина резковата. На высокой скорости болтанка. Чисто «асфальтовые» подвески пробивает на крупных выбоинах. Но с Aveo не надо бороться. Просто чуть подстроиться, и тогда машине прощаешь многое.
Булыжная дорога – серьезное испытание для ходовой корейско-американского седана. Соперники здесь на голову выше. Лязгание ограничителей, грохот, и постоянно преследует мысль, что вот сейчас я задену днищем брусчатку. Chevrolet отыгрывается на эргономике. Комбинация приборов компактна, но это не помешало сделать тахометр и цифровой спидометр хорошо читаемыми, причем на любых скоростях. Сиденье грамотно спрофилировано, спина не устает. Пластики панелей не отталкивают жесткостью. Такие бы на вазовские машины...
Причина проигрыша фаворита марафона – ошибка датчика антиблокировочной системы. За пять дней она возникала девять раз, из них в пятницу – семь. Но ошибку можно сбросить, если заглушить мотор секунд на тридцать. Так «лечили» неисправность в пятницу, когда уже устали от капризов автомобиля. Aveo терял время (во второй день марафона, когда появилась ошибка, машина уже была в минусе на 11 мин), а безотказная работа Largus и Granta снизила вероятность победы Chevrolet до нуля.
И все же лично для меня Aveo остался лидером. Прежде всего благодаря хорошей эргономике и резвому мотору. В нем есть то, чего недостает вазовской продукции, – характер. А это немало.
Регламент марафона «60 часов «За рулем»-2012»
Задачи марафона вот уже который год неизменны: испытать машины на выносливость и надежность за фиксированное время – 60 часов. В течение пяти дней, примерно по 12 часов, автомобили колесят по скоростному кольцу автополигона НИИЦИАМТ ФГУП «НАМИ». Их заправляют товарным 95-м бензином одного производителя, а на заднем диване у каждого размещены три водоналивных манекена общей массой около 210 кг.
Основное время (примерно 54 часа) машины идут с максимальной скоростью по кольцу длиной 14,1 км. Оставшаяся часть отведена испытаниям на булыжной дороге длиной 8 км.
Заезд на базу – только для дозаправки, смены водителя и ремонта. Последний не должен занимать больше 60 минут, иначе машину снимают с марафона, дальше она может продолжать испытания лишь вне зачета. Запчастей для замены минимум: приводные ремни, свечи, лампы, шины.
После заездов обязательна проверка уровней рабочих жидкостей (масло двигателя, охлаждающая жидкость).
Каждый день фиксируют время в пути и на остановках, пройденный километраж, среднюю скорость и расход топлива. Оценивается поведение машин на скоростном кольце и «булыге». Эти параметры и помогают определить победителя – самый надежный и безотказный автомобиль.
Наша Granta
Редакционная «Гранта» в марафоне «60 часов «За рулем» – 2012» не участвовала. Она проходит длительный тест в обычных дорожных условиях: за полгода – чуть более 10 тыс. км по дорогам общего пользования. В целом автомобилем мы довольны: средний расход топлива более чем вменяемый – порядка 7–8 л/100 км. Серьезных отказов пока не было. Тем не менее мелкие «тараканы» водятся. Среди «непобежденных» – периодическое зажигание лампочки Check Engine. Связано оно скорее всего с реакцией на качество топлива. Другой причины ни специалисты на станции техобслуживания, ни мы пока не обнаружили. Эта неприятность возникала раз пять-шесть и пропадала, как не было. В общем, на скорость не влияет…
Об этих и других событиях в жизни редакционной Granta читайте в уже вышедших в этом году номерах (4, 8, 9, 14) нашей газеты, а также в будущих. Она у нас надолго, и мы будем рады делиться с читателями опытом эксплуатации этого автомобиля.
Вердикт
Виктор Фомин, главный редактор:
– Если честно, то я готов порадоваться за отечественного производителя. Причем главным образом не за Largus, который, по сути, является продуктом бэдж-инжиниринга, а за родную до мозга костей «Гранту». Конечно, по мелочам этот автомобиль еще заставляет своих хозяев понервничать, о чем свидетельствует опыт эксплуатации редакционной машины, но в глобальном смысле уже наметились перемены к лучшему. Главное, чтобы эта тенденция нашла свое отражение в будущем и новые вазовские модели не только щеголяли прогрессивным дизайном от Стивена Маттина, но и убеждали непревзойденной надежностью.