Автомобили глав государств: борт номер один
США
Классический пример супердержавы прошлого – когда автомобиль для главы государства строится практически с нуля (в штучном количестве), но при этом символизирует силу и мощь отечественной промышленности. «Кадиллак» Барака Обамы собственно «Кадиллаком» не является, даже обозначения модели как такового у него нет. На самом деле факт создания этой уникальной машины, которая только снаружи напоминает текущие модели СTS или «Эскелейд», показывает не мощь, а, напротив, слабость американского автопрома. Что бы ни говорили высшие чины из руководства компании «Кадиллак» про специфические запросы спецслужб, в подавляющем большинстве стран все же умудряются обходиться лимузинами, созданными не с чистого листа, а на базе серийных моделей.
Предыдущие президентские «кадиллаки» строили как раз на базе обычных седанов, но вот беда: в конце 2000-х после пережитого кризиса в линейке фирмы просто не осталось больших моделей, пригодных для создания подобного транспорта.
Брать CTS – смешно, обожаемый рэперами «Эскелейд» – глупо. Поэтому барак-обамовский лимузин построили на шасси грузовика «GMC-Топкик» (это что-то вроде ЗИЛ-130), прикрыв его грубую начинку оболочкой с мотивами кадиллаковского дизайна.
Вольфганг Шуберт, управляющий директор «Кадиллак Европа»:
«Президенту великой страны, конечно, следует ездить на машине национальной марки. Пусть это будет спецмодель, но под общедоступным брендом. Вам, например, можно было бы сделать президентскую «Волгу», возродив производство таких машин.
Наш автомобиль на 100% отличается от серийного. Он слишком тяжел, и очень высокие требования предъявляет заказчик (секретная служба США). Раньше на серийном шасси строили бронированные машины сторонние фирмы, теперь мы от такой практики отказались. Всю машину целиком проектирует и производит специальное подразделение «Джи-Эм».
Ныне каждому хозяину Белого дома строят новый лимузин. Старые же машины отправляются на работу в наши посольства, занимают места в разных структурах, например в Президентской библиотеке Рейгана или Центре Клинтона.
«Кадиллаки» несут службу в президентском гараже с 1919 года (и с той же поры участвуют в парадах). У компании много знатных клиентов – не так давно мы, к слову, продали машины бельгийской королевской семье».
КНР
Во времена председателя Мао высшие официальные лица страны передвигались на лимузинах «Хунци», созданных в конце 1950-х, в эпоху «большого скачка». Мало кто знает, что разработка модели для предводителей коммунистической партии шла сразу на нескольких предприятиях, как тогда было принято говорить, «по личной инициативе снизу». В итоге выбор пал на «Хунци», созданный FAW – «Первым автомобильным заводом», самым современным на тот момент предприятием, построенным с советской помощью.
В 1990-е годы старые китайские лимузины заменили на «Ауди», что вполне логично: именно эта немецкая фирма первой организовала совместное производство автомобилей в КНР, причем с участием того же FAW. А самые престижные версии китайских «ауди» даже унаследовали легендарную марку «Хунци», сохранив номинальное статус-кво.
Но рост экономической и политической мощи Китая вновь заставил задуматься об оригинальной модели для руководства. За дело опять взялся FAW. Первая попытка вышла не совсем удачной – опытный образец, в котором были использованы агрегаты «Тойоты-Ленд Крузер Прадо», почти полностью копировал монументальную внешность «Роллс-Ройса Фантом». Развития этот проект не получил. Видимо, на самом верху успели сообразить, что плевать на авторские права с уровня правительственного лимузина будет ох как некрасиво. Поэтому 1 октября 2009 года на военном параде в Пекине дебютировал совсем иной «Хунци», на этот раз безопасно повторявший стилистические мотивы своего предшественника родом из 1950-х. У этой машины 12-цилиндровый мотор, как утверждается, полностью оригинальной разработки. FAW все еще очень надеется на госзаказ, чтобы окупить затраты на разработку. Но при всей экономической мощи государства в китайском правительстве все же сомневаются, стоит ли тратить казенные деньги на автомобиль стоимостью 1,2 млн. долларов.
ЯПОНИЯ
Премьер-министр Японии использует два автомобиля. Гибридный «Лексус-LS 600h L» демонстрирует передовое мышление правительства и, разумеется, высокие технологии своей страны. Кстати, благодаря нейтральному бензоэлектрическому имиджу данная модель нашла дорогу и в главные гаражи других стран, прежде всего тех, где не любят пафос и заботятся об экологии (среди них, например, Гонконг и Исландия).
Классический сдержанный стиль в гараже японского премьера-министра олицетворяет «Тойота-Сенчури». В почти неизменном виде эта модель выпускается с 1967 года, тем не менее ее не собираются ни заменять, ни снимать с мелкосерийного производства. Во время самой серьезной модернизации, проведенной в 1990-е годы, «Сенчури» приобрела уникальный 5-литровый мотор V12 взамен прежней «восьмерки», уж слишком банальной. С явно устаревшей внешностью контрастируют такие опции, как задние сиденья с массажем и электрическое управление задними дверьми: для закрытия или открытия нужно лишь дотронуться до ручки.
Эта же модель, но в удлиненном исполнении «Ройял» (на фото) используется членами императорской фамилии. Причем из-за того, что автомобили вышли слишком дорогими (500 тысяч долларов – в пять раз дороже стандартной модели), императорский двор решил заказать четыре машины взамен первоначально планировавшихся пяти.
Йо Хируто, глава отдела дизайна «Лексус»:
«Вы ведь наверняка в курсе, что первый в мире гибридный представительский седан сделал именно «Лексус»? Уверяю, в ближайшем будущем мы сможем удивить новыми разработками. Водить машину станет проще и при этом интереснее!
Наши автомобили рассчитаны в первую очередь на тех, кто любит сам сидеть за рулем. Вот почему в модельном ряду нет лимузина, хотя на некоторых рынках такой «Лексус» наверняка будет востребован. Кроме того, мы не выпускаем бронированные машины и у нас нет планов их делать. Я знаю, что «лексусы» бронируют сторонние компании, но за такую защиту мы не ручаемся.
Есть ли вероятность, чтобы император или кто-либо из членов правительства ездил на неяпонском автомобиле? Я не могу себе это представить! Для семьи императора производят специальные машины на основе «Тойоты-Сенчури». Это по-настоящему эксклюзивный автомобиль, который уже очень много лет используется для официальных выездов верховной власти. И я не особо расстроен, что для этих целей не выбрали «Лексус», – мы в Японии чтим традиции».
ЮЖНАЯ КОРЕЯ
Удивительно, но до 2009 года президент Республики Корея при жестком государственном протекционизме отечественного автопрома передвигался на импортных автомобилях. Странно, да? Рядового корейца за покупку иномарки могут уволить с работы, а президента это правило не касается?
На самом деле поначалу представительский «Экус» для ответственной госслужбы мало годился, хотя и присутствовал в линейке «Хёндай» с 1999 года. Его первое поколение, спроектированное японцами из «Мицубиси», представляло собой довольно хлипкую переднеприводную конструкцию, мало подходящую для бронирования. Другое дело новое поколение: оно построено по классическим канонам представительской машины и, главное, сразу проектировалось под возможность бронирования. Когда служба охраны президента убедилась, что ни по качеству сборки, ни по уровню защиты «Экус» не уступает использовавшемуся ранее БМВ 7-й серии, она сразу дала добро на поставку трех машин в главный гараж республики.
БРАЗИЛИЯ
Весьма интересен выбор президента другой быстроразвивающейся страны – Бразилии. Машины здесь используют не отечественные, но и не общепринятые «мерседесы» с БМВ. Выбор главной машины государства может показаться странным: это седан семейного класса «Форд-Фьюжн Гибрид». Модель американская, собрана в Мексике. Но в политико-экономическую ситуацию Бразилии она вписывается идеально. Скромная внешность не раздражает большую массу избирателей-бедняков. Гибридный бензоэлектрический привод демонстрирует заботу об окружающей среде. А за безопасность высших чинов отвечает скрытое бронирование.
Прежде роль главного автомобиля страны играла модель, хоть как-то родственная местному автопрому, – «Шевроле-Омега». На самом деле это перелицованная версия австралийского «Холдена-Коммодер». А когда импорт этой модели прекратился, пришлось искать замену. Но почему взяли «Форд»? Ну, во-первых, его заводы давно работают в Бразилии, а во-вторых, вряд ли политика можно упрекать за выбор такого автомобиля.
Любопытно, что страны-соседи Бразилии, в основном гораздо более бедные, менее щепетильны в выборе главного автомобиля государства: в Боливии это БМВ 7-й серии, в Аргентине – «Ауди-А8», в Чили – «Лексус-LS 600h L».
АВСТРАЛИЯ
В Австралии местный автопром также представлен филиалами компаний «Дженерал моторс» и «Форд». Поэтому глава правительства логично склоняется именно к своим маркам – как правило, к «Холдену». Благодаря оригинальному бренду он считается более австралийским, чем общемировой «Форд». К тому же последний в 2008 году снял с производства свои большие австралийские модели. Так что единственным выбором премьер-министра остался «Холден-Каприс». В настоящее время это самая крупная заднеприводная модель концерна «Дженерал моторс» в общемировом масштабе. Между прочим, точно такая же у премьер-министра Новой Зеландии – сказывается давняя экономическая и политическая близость двух стран.
ГЕРМАНИЯ
В стране сразу четыре марки производят авто высшего класса, и все они сдают свои изделия на правах аренды в правительственный гараж. По идее, глава государства должен уделять равное внимание всем автомобилям, чтобы его не обвинили в покровительстве тому или иному производителю. Правила правилами, но дают себя знать личные чувства. Поэтому выбор той или иной модели действующий канцлер часто делает исходя из собственных предпочтений. Скажем, Герхард Шрёдер чаще всего появлялся на «Ауди-А8», так как и до занятия высшего государственного поста он предпочитал машины именно этой марки.
А вот Ангела Меркель вышла из восточных земель и не имела тесных связей с тем или иным производителем, поэтому она старается поровну распределять внимание между «Мерседес-Бенцем» S-класса, БМВ 7-й серии, «Ауди-А8» и «Фольксвагеном-Фаэтон».
Карим Хабиб, шеф-дизайнер БМВ:
«Могу ли я представить, чтобы члены германского правительства ездили, например, на английских авто? Нет! У них слишком хороший выбор из отечественных моделей. Что касается транспорта российского президента… У него БМВ? Нет? Тогда это действительно проблема!
(Смеется.)
Технически и стилистически автомобили для VIP-клиентов далеко не всегда отличаются от обычных. Наши покупатели, как правило, просят поработать лишь над нюансами отделки. Иногда нужно заменить хромированные детали более спокойными, чтобы не было бликов. Или, наоборот, добавить яркости, окрасить кузов в цвет «хамелеон». Для этого в БМВ есть подразделение «Индивидуал».
Некоторые заказчики хотят получить хорошо защищенный автомобиль – вот что действительно требует огромной работы. Но бронирование – это уже не ко мне, у них там столько секретов!..».
ФРАНЦИЯ
Примерно такая же практика во Франции. Глава страны имеет выбор из трех автомобилей, до последнего времени это были «Ситроен-С6», «Рено-Вель Сатис» и «Пежо-607». И здесь основную роль играют личные предпочтения: Жак Ширак чаще ездил на «Рено», в то время как Николя Саркози (а может, его супруга?) остановил взгляд на «Ситроене».
Гораздо оригинальнее происходит выбор инаугурационного экипажа – так, при возведении в должность Саркози фирма «Пежо» вытащила из запасников сделанный в единственном экземпляре открытый концепт-кар «607 Паладин» 2000 года. Говорят, настоял на этом сам будущий президент: дескать, сколько можно использовать для парадов старинные кабриолеты на базе «Ситроена-SM», построенные еще в 1970-х! Надо смотреть в будущее.
Нынешний президент Франсуа Олланд последовал примеру предшественника и тоже отличился при выборе машины для инаугурации – он дефилировал в гибридном дизель-электрическом «Ситроене-DS5».
Дэни Уиль, руководитель центра истории «Ситроен»:
«В преддверии выборов люди из Елисейского дворца поинтересовались автомобилем для церемонии инаугурации. На тот момент нам, в отличие от конкурентов, было что предложить, и с января мы стали готовить для торжественной церемонии открытый DS5. Знаю, что его утверждали оба кандидата. Франсуа Олланд, впрочем, еще раньше посещал завод и выбрал для себя DS5. На нем (в варианте с жесткой крышей) сейчас и ездит – самом обычном, без брони, зато с серийной гибридной установкой. Тем самым подчеркивает высокий уровень французского автопрома. И свою демократичность!
С середины прошлого века «ситроены» возят президентов – «Траксьон Аван», DS (выдержал покушение на своего пассажира де Голля), бронированный СХ, открытые парадные SM. Большая ответственность!
А машину с последней инаугурации вы можете увидеть на автосалоне, она в экспозиции гибридов и электромобилей. Ей, кстати, пришлось такой дождь выдержать во время торжеств! Салон, даром что кожаный, промок насквозь. Даже ушлые французские журналисты не заметили, что машину мы заменили – ровно такой же, но с сухим салоном и другими номерами».
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Премьер-министр Маргарет Тэтчер не только проводила радикальную политику, чтобы вытянуть Великобританию из глубокого кризиса, – она продемонстрировала отрыв от прежних традиций, пересев с устаревшего «Ровера» на более шикарный и передовой «Ягуар-XJ».
С той поры на Даунинг-стрит паркуются только автомобили этой модели. Были и аналогичные им «дэймлеры», пока эту марку не устранила компания «Ягуар». Причем не всегда эти автомобили официально-черного цвета. Тони Блэр предпочитал серебристый «Ягуар», а Гордону Брауну приглянулся зеленый – традиционный «бритиш рэйсинг грин». Все автомобили премьер-министров начиная с 1975 года получали скрытую броню; нынешний «XJ Сентинел» Дэвида Кэмерона не исключение. Говорят, стоимость такого «Ягуара» приближается к 300 тысячам фунтов. Но внешне он почти неотличим от серийных.
О королевских «бентли» такого не скажешь. В 2002-м, в год золотого юбилея правления Елизаветы II, она получила в подарок два уникальных лимузина (фото – в начале статьи), у которых с серийным «Арнажем» общие только агрегаты. Эти автомобили используются исключительно для официальных церемоний и даже не имеют номерных знаков.
Кстати, после того как «Роллс-Ройс» отошел к БМВ, английская королева охладела к машинам этой марки, хотя до этого они составляли основу ее гаража. Но то, что «Бентли» принадлежит немецкому же «Фольксвагену», ее, видимо, не смущает.
Рольф Фрэч, руководитель отдела разработок «Бентли»:
«Я с гордостью называю «Бентли» королевской маркой – ведь Ее Величество Елизавета II выбрала наши машины. Весь мир мог видеть шикарную машину на свадебной церемонии принца Гарри. Елизавета II использует «Стэйт Лимузин» с 2002 года, таких автомобилей-близнецов изготовлено два.
Я знаю, что российский президент передвигается в немецкой машине, и наверняка на то есть весомые причины. Но если г‑н Путин решит поменять бренд, мы всегда готовы!
Подразделение «Бентли Муллинер» исполнит любую прихоть: будь то значительное увеличение мощности, нестандартные опции, электроника или отделка салона под самый взыскательный вкус.
Например, одна дама пожелала выкрасить машину в цвет ее любимого… лака для ногтей. Другая захотела, чтобы кузов искрился в тон любимой броши. Так в гамме появился оттенок «блю кристл».
Оставаясь скорее консерваторами, мы экспериментируем: через три года появится первый вседорожник «Бентли» (вы могли видеть его предтечу в образе концептуального EXP 9 F). Этого хотят многие наши клиенты: молодые спортсмены, зрелые бизнесмены, кинозвезды…
Фил Попхам, директор по продажам «Ягуар – Ленд-Ровер»:
«Члены королевской семьи и весь двор используют «ягуары-XJ» и «ленд-роверы». Это очень важная клиентура, и, конечно, мы не допускаем и мысли о том, что королевская семья отдаст предпочтение другой компании. Ее Величество, кстати, иногда ездит за рулем по своим владениям на «Дефендере», причем абсолютно стандартном, с конвейера.
Вообще, отказ от переделки гарантирует сохранение высокого качества: мы не хотим снимать детали с автомобиля после того, как он построен, что-то менять, переоборудовать, встраивать. Мы выпускаем лимитированные серии, но на конвейере, при этом предлагаем массу опций.
Конечно, и «Рейндж-Ровер» может быть представительским экипажем, не только «Ягуар». Ведь эту модель специально разрабатывали так, чтобы клиенту не пришлось покупать два автомобиля – один для езды с шофером, а другой для выходных».
ИТАЛИЯ
Итальянцы тоже ревниво держатся за свои престижные марки. До последнего времени официальным транспортом президента был «Мазерати-Кваттропорте» – пожалуй, один из самых экстравагантных среди автомобилей глав государств. Также использовалась оригинальная по дизайну, но абсолютно провальная в коммерческом плане «Лянча-Тезис» бизнес-класса.
Для выездов нынешнего президента Джорджо Наполитано служит более консервативная и официальная «Лянча-Тема». Правда, итальянской автопромышленности тут нечем гордиться – ведь это просто американский «Крайслер-300С» с иными эмблемами.
МАЛАЙЗИЯ
Иногда выбор отечественного производителя в качестве основы государственного парка способен вызвать скандал. Вот замечательный пример. Правительство Малайзии в полном составе, начиная с премьер-министра, с 1990-х годов поддерживало местную марку «Протон».
Высшие чины использовали в качестве официального транспорта ее наиболее дорогие модели (на самом деле они едва дотягивали до среднего класса) «Вайя» и «Пердана», в том числе их длиннобазные варианты. Но втихую большинство членов кабинета ездило на гораздо более комфортных и дорогих представительских седанах европейского производства. В один неподходящий момент лицемерие вылезло наружу, и руководство страны было вынуждено оправдываться: мол, местные «протоны» жутко ненадежны, перегреваются в жару, отказывают в самый неподходящий момент – в общем, своими поломками всячески мешают выполнению важных государственных обязанностей. Доля правды здесь была, и на замену отечественным машинам пришлось закупить более-менее политкорректные седаны «Тойота-Кэмри» и «Вольво-S80».