Mercedes-Benz Citan: заводской тюнинг
ОТ ПОРТА К ПОРТУ
Ах, как хотелось сесть за руль этого автомобиля еще в Амстердаме (ЗР, 2012, № 7)! Но там была статическая презентация и по улицам города-порта я ходил пешком, размышляя, каким же будет «Мерседес-Бенц», созданный на базе «Рено».
Но время летит быстро – и вот уже в Копенгагене (еще один город с мощной мореходной инфраструктурой) сажусь в товарный автомобиль. Место выбрали неслучайно. «Цитан» – городской малотоннажник, а узкие улицы столицы Дании очень удачно подходят для тест-драйва фургона.
В салоне, как на капитанском мостике корабля, рабочая атмосфера. Помню, в «Кангу» испытал такие же ощущения.
Серая обивка сидений, жесткий пластик панелей, массивный рычаг ручного тормоза. Но мерседесовцы не стали копировать интерьер «Рено»: попытка сэкономить обернется убытками, ведь покупатели не будут ассоциировать машину с «Мерседесом». Поэтому изменили дизайн торпедо, а пухлый профилированный руль украшает трехконечная звезда. Сжимать баранку одно удовольствие, она получилась лучше французской. Правда, так же не регулируется по вылету.
В грузовом фургоне сиденье пассажира поуже, чем в пассажирской версии. Сложив его, получаем стол.
Сиденье спрофилировано хорошо. Немцы улучшили поддержку туловища и бедер. Но, чтобы отрегулировать спинку, нужно, как и в «Рено», просунуть руку в зазор между сиденьем и дверью. Второй ряд – копия французского дивана, различия лишь в обивке. Но здесь довольно удобно. А под полом расположились две ниши для вещей.
Заднее сиденье такое же, как у «француза», иная лишь обивка. Трое взрослых усядутся нормально, в плечах просторно, а вот места для ног впритык.
Салон чуть иной, однако кардинальных отличий нет. Попробую найти их в движении.
И ВСЕ ЖЕ – «МЕРСЕДЕС»
Завожу 90-сильный дизель и выруливаю со стоянки порта в город. На светофорах срабатывает «старт-стоп», помогая экономить топливо. А вот и еще одно отличие – фирменный мерседесовский рычажок круиз-контроля. Постоянно путаю его с рычагом указателя поворота.
У «Цитана» иные, нежели у «Кангу», магнитола и крутилки климата. Кнопка включения аварийной сигнализации перенесена наверх. Справа от рычага коробки передач – клавиши отключения системы стабилизации и «старт-стопа».
Ход педали сцепления короче, чем в «Кангу». Схватывает она ближе к середине, и дизель достаточно бодро несет меня в городском потоке. Постепенно начинаю ощущать в машине «Мерседес». Механическая коробка четкая, дизель отзывчивый. Чуть подкручиваю мотор, и езда становится еще интереснее. А вот и площадка с конусами, где можно оценить управляемость. Признаю: немецкие инженеры серьезно поработали над ней. Укоротили пружины, поставили амортизаторы с иными характеристиками, установили систему динамической стабилизации девятого поколения…
Грузовичок по-легковому прописывает траектории поворотов, хотя скорость подбирается к 110 км/ч. При резкой работе рулем электроника одергивает.
У меня же в кузове пара унитазов! Судя по тишине сзади, они надежно стянуты фирменной сеткой. Крены кузова, конечно, есть, но они предсказуемы и не пугают. Быстро возникает доверие к машине. При отключенной системе стабилизации можно парировать легкий занос газом. Автомобиль выходит из него плавно, без лишней нервозности. Ходовая – аллес гут! Она и отличает «Цитан» от «Кангу», заставляя относиться к внешности как к не самому главному. Главное же – ощущение, что управляешь легковым авто, которое возникает за рулем «Цитана».
Интересно, что «Кангу» в России продают с единственным мотором – 1,6-литровым бензиновым. А «Мерседес» обычно предлагает нам те же версии, что и европейцам. Поэтому мы увидим в гамме 90- и 110-сильный дизели. Короткой базы не будет, только средняя (см. таблицу). Кузова – пассажирский и фургон.
Уже в самолете, возвращаясь в Москву, я подумал, что на примере «Цитана» компания «Мерседес-Бенц» продемонстрировала великолепный пример заводского тюнинга. Интересно, что будет, если дать этой команде инженеров-подвесочников, скажем, «Дэу-Матиз»?
ПЕРВЕНЕЦ
Первым малотоннажником «Мерседес-Бенц» стал фургон на базе легковой модели 170, созданный в 1931 году. Это был дебют компании в нише малолитражных автомобилей. С 1932 по 1936 год изготовили 13 775 легковых машин и 126 фургонов. После 1936-го делали версию 170V. В 1943-м авиация союзников разрушила заводы компании почти до основания. Наименее пострадавшим от бомбежки был конвейер, где как раз и выпускали модель 170. В 1946 году производство восстановили, начав, в дополнение к седанам и фургонам, выпуск пикапов и карет скорой помощи. Модель 170V продолжали совершенствовать и после войны. В 1952 году, к примеру, появилась дизельная разновидность.